Дело № 5-16/2024
76RS0017-01-2024-000514-55
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Ярославль 01 марта 2024 года
Судья Ярославского районного суда Ярославской области Востриков В.В.,
при секретаре Квасниковой К.А.,
с участием: должностного лица административного органа Олешкевича А.В.,
защитников по доверенности Шикуть Ю.С., Фроловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Профиль-Плюс», юридический адрес: Ярославская область, Ярославский район, с.п. Ивняковское, промзона База Нечерноземья, д. 2, помещение 2, ИНН 7604168746, ОГРН 1097604020161,
у с т а н о в и л:
в период с 14.02.204 по 27.02.204, согласно решению от 07.02.2024 № Р-212-3-рш Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о проведении внеплановой выездной проверки на опасном производственном объекте: Сеть газопотребления «ООО «Профиль-Плюс», per. № А18-04695-0001, III класса опасности, расположенном по адресу: 150507, Ярославская область, Ярославский р-н, Ивняковское с.п., промзона База Нечерноземья, д. 2, находящемся в эксплуатации у ООО «Профиль-Плюс», проведена плановая выездная проверка. Результаты зафиксированы в акте выездной внеплановой проверки от 27.02.2024№10.2-212-0003bh-A/0007-2024 и предписании об устранении выявленных нарушений от 27.02.2024 № 10.2-212-0003вн-П/0007-2024.
По результатам установлено: ООО «Профиль-Плюс» осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления «ООО «Профиль-Плюс» № А18-04695-0001, III класса опасности, расположенного по адресу: 150507, Ярославская область, Ярославский р-н, Ивняковское с.п., промзона База Нечерноземья, д. 2, в отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II I классов; руководитель ООО «Профиль-Плюс» не аттестован в территориальной комиссии ростехнадзора по общим вопросам промышленной безопасности (область аттестации - А1); в ООО «Профиль-Плюс» работники организации не имеют аттестацию по областям промышленной безопасности; в ООО «Профиль-Плюс» отсутствует на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, а именно: перечень газоопасных работ, выполняемых с оформлением наряда-допуска на опасном производственном объекте, инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям, перечень газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим из безопасное проведение; в ООО «Профиль-Плюс» не обеспечена укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; в ООО «Профиль-Плюс» отсутствует Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте оформленное в соответствии с требованиями Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 №2168; в ООО «Профиль-Плюс» не назначено приказом лицо, ответственное за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; в ООО «Профиль-Плюс» не разработана должностная инструкция: лица, ответственного за осуществление производственного контроля; в ООО «Профиль-Плюс» не разработан и не утвержден план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии ООО «Профиль-Плюс» не заключен с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно- спасательными формированиями договор на обслуживание; в ООО«Профиль-Плюс» не представлена информация об обучении работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в ООО «Профиль-Плюс» не представлена информация о разработке и утверждении документа, определяющего Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и в случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения оформленным в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 №503; в ООО «Профиль-Плюс» не подтвержден срок безопасной эксплуатации сооружений применяемых на опасном производственном, а именно: газопровод высокого давления (надземная часть); в ООО «Профиль-Плюс» не подтвержден срок безопасной эксплуатации сооружений применяемых на опасном производственном, а именно: газопровод среднего давления (подземная часть); в ООО «Профиль-Плюс» не подтвержден срок безопасной эксплуатации сооружений применяемых на опасном производственном, а именно: газопровод среднего давления (надземная часть); в ООО «Профиль-Плюс» не подтвержден срок безопасной эксплуатации сооружений применяемых на опасном производственном, а именно: газопровод низкого давления (надземная часть); в ООО «Профиль-Плюс» не подтвержден срок безопасной эксплуатации зданий применяемых на опасном производственном, а именно: помещение котельной; ООО «Профиль-Плюс» не обеспечено функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, а именно: на сигнализаторы загазованности не представлены свидетельства о поверках; в ООО «Профиль-Плюс» не ведется учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; ООО «Профиль-Плюс» не представило информацию о наличии договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; ООО «Профиль-Плюс» не назначено приказом лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта; в ООО «Профиль-Плюс» не определен приказом порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидаци); ООО «Профиль-Плюс» не представлена информация о выполнении комплекса мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
27 февраля 2024 года в 13 час 00 минут государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Олешкевич А.В. в отношении ООО «Профиль-Плюс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В судебном заседании государственный инспектор Олешкевич А.В. пояснил, что нарушения связаны с отсутствием документации, сеть газопотребления находится в исправном состоянии и угроза причинения вреда жизни и здоровью людей отсутствует.
В судебном заседании защитник Шикуть Ю.С. пояснила, что меры по устранению выявленных нарушений стали приниматься до внеплановой проверки.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав должностное лицо Олешкевича А.В., защитников Шикуть Ю.С. и Фролову Е.А., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и виновность ООО «Профиль-Плюс» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом №10.2-212-003вн-Пр/0023-2024, в котором изложено существо нарушения; протоколом №10.2-212-0003вн-ВЗД/0023-2024 о временном запрете деятельности в 13 часов 30 минут 27 февраля 2024 года; уведомлением от 27.02.2024 о вызове для составления протокола об административном правонарушении; решением Центрального управления Ростехнадзора о проведении внеплановой выездной проверки от 07.02.2024; актом внеплановой выездной проверки от 27.02.2024; предписанием от 27.02.2024 об устранении выявленных нарушений № 10.2-212-0003вн-П/0007-2024; свидетельством о регистрации А18-04695, согласно которому ООО «Профиль-Плюс» является эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта - «Сеть газопотребления ООО «Профиль-Плюс», III класс опасности; договором от 23.11.2021 №ЯФ-ТО-1214/21 на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию и ремонту объектов газораспределительной сети дополнительным соглашением к данному договору; договором от 16.03.2022 №10/03-2022 на проведение аварийно-диспетчерского и технического обслуживания; страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии; приказом от 09.01.2024 №0901/1 о создании резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; номенклатурой резервов материальных ресурсов для защиты работников ООО «Профиль-Плюс»; уставом ООО «Профиль-Плюс»; решением №1 о смене видов экономической деятельности и смене директора; решением №11 продлении полномочий директора; договором №ЯРС 01.24 возмездного оказания услуг.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 названного закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Частью 2 статьи 18 указанного закона установлено, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не предусмотренному лицензией, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.Подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности осуществляется по общим требованиям, установленных федеральными законами и иными правовыми актами. Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно требованиям части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 10 закона в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 2 закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 7, 8, 14 требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее требования) при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ: проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано); декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки); технологических регламентов (при наличии); генерального плана расположения зданий и сооружений; сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств; спецификации установленного оборудования; документации на технические устройства, применяемые на объекте; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями. Для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра.
В судебном заседании установлено, что в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ООО «Профиль-Плюс» осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта – «сеть газопотребления», III класса опасности, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов №А18-04695-0001, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковское с.п., промзона База Нечерноземья, д. 2, с нарушением требований промышленной безопасности.
Действия ООО «Профиль-Плюс» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ООО «Профиль-Плюс», учитываю признание вины, принятие мер по устранению выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих ответственность ООО «Профиль-Плюс», не установлено.
В тоже время принимается во внимание, что установленные в ходе проверки нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, не создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, меры по их устранению были приняты до проведения внеплановой проверки.
В судебном заседании установлено, что административное правонарушение, совершенное ООО «Профиль Плюс», было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора) в форме мониторинга.
Исходя из смысла ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, сама диспозиция ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает замену административного штрафа на предупреждение только являющимся Некоммерческими организациями, субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение.
Наличие таких специальных правил (особых условий) назначения административных наказаний, касающихся Некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников (руководителей и иных должностных лиц), ориентирует органы административной юрисдикции на приоритетное применение к ним за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное посредством государственных или муниципальных контрольно-надзорных мероприятий, административного наказания в виде предупреждения, в том числе в случаях, когда санкция соответствующей статьи Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности его назначения, что, по сути, согласуется с основными целями и принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Федеральным законом, к малым и средним предприятиям.
Как следует из представленной выписки из ЕГРЮЛ ООО «ПРОФИЛЬ-ПЛЮС» является субъектом среднего предпринимательства, сведений о привлечении ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушением не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░», ░░░ 7604168746 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.1 ░░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 3.4 ░ ░. 1 ░░. 4.1.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░