2-3233/2022
24RS0002-01-2022-003860-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2022 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
при секретаре Бычатиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коврыгина А. И. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о включении периодов в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Коврыгин А.И. обратился в суд с иском с учетом уточнений к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю) о включении периода работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию, мотивируя свои требования тем, что 06.06.2022 он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в 2017 году ему исполнилось 55 лет, и он имеет специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Ответчиком ему в назначении пенсии было отказано, период работы с 02.01.1990 по 01.04.2000 не принят к зачету как стаж в условиях, дающих право на досрочную пенсию. С указанным решением ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю он не согласен, поскольку в период с 02.01.1990 по 01.04.2000 работал в должностях <данные изъяты> в ДСУ № 1 «Росдорвосток», правопреемником которого являлось ЗАО «Красноярское ДСУ-1», ликвидированное 19.06.2007. Записями в трудовой книжке подтверждается, что он работал в должности мастера на строительстве дороги в период с 02.01.1990 по 14.02.1992, в должности прораба с 15.02.1992 по 31.12.1997, в должности мастера с 01.01.1998 по 01.04.2000. При этом предприятие вело деятельность по строительству новых дорог, что позволяет отнести выполнявшуюся им работу к работе в тяжелых условиях труда, предусмотренной Списками №2 соответствующих постановлений. Полагая, что неполное указание работодателем наименования его должности при заполнении трудовой книжки не может лишать его права на досрочное назначение пенсии, Коврыгин А.И. просил включить указанные периоды его работы в стаж на соответствующих видах работ и обязать ответчика произвести досрочное назначение ему пенсии по старости с 06.06.2022 (л.д. 7-10, 36).
Определением Ачинского городского суда от 09.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство труда и занятости населения Красноярского края (л.д. 61).
В судебное заседание истец Коврыгин А.И. и его представитель Новиков Е.С., действующий на основании ордера от 19.08.2022 (л.д. 33), уведомленные о слушании дела надлежащим образом, не явились, в представленных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 81,86). Ранее участвуя в судебном заседании, представитель истца адвокат Новиков Е.С. исковые требования поддержал по изложенным основаниям в редакции уточненного иска.
Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о слушании дела судебным сообщением, а также в соответствии с положениями ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в суд не явился. В имеющемся отзыве представитель учреждения Трухина И.М., действующая по доверенности от 01.10.2021 (л.д. 53), дело просила рассмотреть в ее отсутствие, против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что страховой стаж Коврыгина А.И. составляет 36 лет 26 дней, спорные периоды работы включены в общий стаж истца. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости у истца, родившегося в 1962 г., возникнет в возрасте 64 лет, тогда как для назначения пенсии на 24 месяца ранее этого возраста требуется стаж в 42 года. Дополнительно указала, что работодателем не подтверждена занятость истца на работах с вредными или тяжелыми условиями труда как документально, так и при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с положениями указанного Федерального закона в стаж, дающий право на назначение пенсии, не включаются периоды работы, за которые не начислялись и не уплачивались страховые взносы, в связи с чем представитель ответчика просила в удовлетворении иска Коврыгина А.И. отказать (л.д. 39,77).
Представитель третьего лица Агентства труда и занятости населения Красноярского края, надлежащим образом извещенный о слушании дела судебным сообщением, в том числе в соответствии с положениями ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в суд не явился, отзыва либо возражений по заявленным требованиям не представил.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Коврыгина А.И. подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям:
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 этого же Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из материалов дела, Коврыгин А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 23.11.1988 был принят на работу с в ДСУ-1 Уч №4 «Росдорвосток» на должность <данные изъяты> приказом 121-к от 22.11.1988 (л.д. 63).
На основании приказа от 22.12.1989 №302 Коврыгин А.И. с 02.01.1990 назначен <данные изъяты> на строительство а/дороги Ачинск-Бирилюссы.
С 15.02.1992 Коврыгин А.И. на основании приказа № 35 от 17.02.1992 назначен <данные изъяты> на участок № 1 а/дороги Б.Улуй-Бирилюссы.
ДСУ-1 АД ст №4 13.01.1995 переименовано в филиал АООТ «Красавтодорстрой» (приказ № 2 от 13.01.1995).
В последующем, 17.07.1998 ДСУ-1 АООТ «Красавтодорстрой» переименовано в ДСУ-1 ОАО «Красавтодорстрой» (свидетельство 13254 сер 8-Б).
01.01.1998 Коврыгин А.И. на основании приказа № 8 от 01.01.1998 переведен <данные изъяты> на участок а/д Вознесенко-Тинчино на строительство а/дороги.
01.04.2000 Коврыгина А.И. был уволен в порядке перевода в Красноярское ДСУ-1 ОАО «КАДС» на основании приказа №16-к от 13.04.2000.
06.06.2022 Коврыгин А.И. обратился в ОПФ РФ по Красноярскому краю с заявлением о назначении ему пенсии по старости (л.д.40-41).
Решением ОПФ РФ по Красноярскому краю от 07.06.2022 № 337594/2022 Коврыгину А.И. отказано в досрочном установлении пенсии по ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с указанием на то, что право на страховую пенсию будет предоставлено истцу с 03.05.2026 (л.д. 42). Страховой стаж истца определен в 36 лет 00 месяцев 26 дней (л.д. 43).
Данным решением спорные периоды работы истца с 02.01.1990 по 14.02.1992 в должности мастера, с 15.02.1992 по 31.12.1997 в должности прораба, с 01.01.1998 по 01.04.2000 в должности мастера зачтены в стаж для назначения страховой пенсии по старости без учета в специальном стаже на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии.
Разрешая требования Коврыгина А.И., суд учитывает, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые выплаты установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии со ст. 11 этого Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 14 этого же Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пп. "а,б" п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 названного Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае Коврыгин А.И. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 01.12.1998, спорные периоды его трудовой деятельности имели место как до, так и после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах, поскольку в отношении Коврыгина А.И. работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации не предоставлялись сведения о льготной деятельности истца с 01.12.1998 по 01.04.2000 (л.д. 46-51), и в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорного периода работы истца признаны недостоверными, суд не усматривает оснований для включения названного периода работы истца в стаж на соответствующих видах работ и полагает необходимым в удовлетворении этой части иска отказать.
Оценивая доводы Коврыгина А.И. о наличии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов его работы с 02.01.1990 по 14.02.1992, с 15.02.1992 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 30.11.1998 суд полагает их обоснованными исходя из следующего.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Согласно п 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Коврыгин А.И. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 0.12.1998, спорные периоды его трудовой деятельности с 02.01.1990 по 14.02.1992, с 15.02.1992 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 30.11.1998 имели место до его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Согласно пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в Целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
В период работы Коврыгина А.И. с 02.01.1990 по 31.12.1991 действовал Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, в период работы с 01.01.1992 по 30.11.1998 - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"
Коврыгиным А.И. заявлены требования о назначении досрочной страховой пенсии по разделу XXIX «Строительство зданий и сооружений: Промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» Списка N 2 от 22.08.1956, в который включены мастера (десятники) и прорабы.
Также раздел XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, включает позиции 2290000б-23419 Мастера строительных и монтажных работ и 2290000б-24441 Производители работ.
Как следует из Квалификационного справочника, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 03.07.1987 N 131 для должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, к строительной организации относятся: строительно-монтажные тресты, производственные строительно-монтажные объединения, проектно-промышленно-строительные объединения, проектно-строительные объединения, тресты механизации; домостроительные и сельские строительные комбинаты, управления строительства, шахтостроительные, углестроительные и разрезостроительные комбинаты (на правах и со структурой треста); строительно-монтажные управления, передвижные механизированные колонны и другие приравненные к ним организации, на которые распространено действие Положения о социалистическом государственном предприятии; организации, выполняющие работы по сооружению, ремонту и реставрации памятников культуры, мемориальных комплексов и монументально-декоративному оформлению; ремонтно-строительные организации, а также подразделения (бригады, участки) производственных объединений, предприятий, организаций, осуществляющих строительство и капитальный ремонт хозяйственным способом за счет специальных ассигнований на строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, когда указанным объединениям, предприятиям, организациям вышестоящими организациями устанавливается план по труду в строительстве.
Данным постановлением закреплены квалификационные характеристики для мастера и производителя работ в строительных и ремонтно-строительных организациях независимо от их ведомственной подчиненности. В указанных характеристиках предусмотрены должности мастера и производителя работы (также сокращенно именуемой в тексте как «прораб»).
Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 о необходимости подтверждения периодов работы иными документами (трудовым договором, справками, лицевыми счетами, выписками из приказов) относятся к случаям отсутствия записи о спорном периоде в трудовой книжке либо неведения таковой и в данном случае неприменимы.
Записи в трудовой книжке истца внесены на основании приведенных приказов, заверены печатью организации, подчисток, исправлений не содержат. Оснований ставить под сомнение данные трудовой книжки как основного документа о работе истца у подразделения Пенсионного фонда РФ не имелось.
В то же время, наименование ДСУ-1 Ус № 4 «Росдорвосток» (после реорганизации ДСУ-1 ОАО «Красавтодорстрой») указывает на то, что организация занималась строительством автодорог, что подтверждено также Положением о филиале ОАО «Красавтодорстрой».
Согласно справкам и ответам МКУ «Архив г. Ачинска», КГКУ «ГАКК» документы ДСУ-1 «Росдорвосток», ОАО «Красавтодорстрой» (приказы по личному составу, ведомости по начислению заработной платы, личные карточки), в том числе подтверждающие особый характер работы (тяжелые условия труда) на хранение не поступали (л.д.14, 30, 34,71).
Между тем, доказательств того, что истец непосредственно не был занят на строительстве сооружений, а осуществлял какую-либо другую работу, ответчиком не представлено.
Кроме того, факт работы Коврыгина А.И. в указанный период на строительстве дорог подтвержден и допрошенными в судебном заседании свидетелями Свидетель 1, в 1990-1997 г.г. занимавшим должности мастера, прораба ДСУ-1 Красавтодорстрой, Свидетель 2, работавшего с 1977 по 2000 год в ДСУ-1 в должности главного инженера и начальника управления. Названные свидетели подтвердили факт совместной работы с истцом в спорные периоды и сообщили, что в 1990-1998 г.г. управление вело строительство дорог между городами Красноярского края, работа строительного участка носила разъездной характер и выполнялась на протяжении всего рабочего дня.
При этом при оценке пенсионных прав Свидетель 1 ответчиком были приняты во внимание данные ИЛС свидетеля с отметками о работе в особых условиях труда с 15.03.1993 по 25.12.1995, с 19.07.1995 по 13.01.1997 и проведена проверка документов о стаже на соответствующих видах работ, в ходе которой получены данные о том, что Ачинский филиал АООТ «Красавтодорстрой» в Положении основными видами деятельности имел строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог и сооружений, строительство и ремонт жилых помещений, производственных объектов (л.д. 103-104).
Также суд учитывает указания Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 19 марта 2004 года, согласно которым, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956года N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Проанализировав и оценив представленные доказательства, суд полагает, что в период с 02.01.1990 по 30.11.1998 истец выполнят трудовые обязанности в должностях мастера и прораба строительной организации, данная работа несмотря на неверное указание должности с 01.01.1998 работодателем в силу условий и характера деятельности относится к работе, поименованной в разделе 29 Списка N 2, утвержденного Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, разделе XXVII Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, как дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В этой связи суд полагает, что спорные периоды работы истца необоснованно не включены в стаж Коврыгина А.И. для досрочного назначения пенсии и, таким образом, решение ответчика об отказе в назначении истцу пенсии является незаконным, а требования Коврыгина А.И. о включении периодов работы с 02.01.1990 по 14.02.1992 в должности мастера, с 15.02.1992 по 31.12.1997 в должности прораба, с 01.01.1998 по 30.11.1998 в должности мастера в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, подлежат удовлетворению.
Согласно приложению к решению по заявлению № 337594/22 от 06.06.2022, страховой стаж истца составляет 36 лет 00 месяцев 26 дней, с учетом перечисленных периодов специальный стаж составляет 08 лет 10 месяцев 30 дней, поэтому в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» право на получение досрочной пенсии с уменьшением пенсионного возраста на три года у Коврыгина А.И. возникло с 57 лет, а потому требования истца о назначения ему пенсии являются законными и обоснованными, в связи с чем пенсия подлежит назначению ему с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 06 июня 2022 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коврыгина А. И. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю включить в стаж для назначения досрочной пенсии по старости Коврыгину А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в календарном исчислении периоды работы с 02 января 1990 года по 14 февраля 1992 года в должности <данные изъяты> ДСУ-1 Участка № 4 «Росдорвосток»; с 15 февраля 1992 года по 31 декабря 1997 года в должности <данные изъяты> ДСУ-1 Участка № 4 «Росдорвосток» (ДСУ-1 АДС № АООТ «Красавтодорстрой», ДСУ-1 ОАО «Красавтодорстрой»); с 01 января 1998 года по 30 ноября 1998 года в должности <данные изъяты> ДСУ-1 ОАО «Красавтодорстрой».
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю назначить досрочно страховую пенсию по старости Коврыгину А. И. с учетом указанных периодов с момента его обращения за назначением пенсии с 06 июня 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина