Судья Скуратович С.Г. Дело № 33-358/2018
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В.,
судей Адушкиной И.В., Ериной Н.П.,
при секретаре Крыловой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Спиридоновой Л.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Спиридоновой Л.Ф. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Спиридонова Л.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе включить спорный период работы в специальный стаж, возложении обязанности включить спорный период работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от 25 июля 2017 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия специального стажа 30 лет. В специальный стаж не включены периоды ее работы: с 25 марта 1993 г. по 30 сентября 1993 г. в должности медицинской сестры ЖКК пл. 1а в ПО «Саранский механический завод». С данным решением ответчика она не согласна в части, считает, что оспариваемые периоды работы подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
С учетом уточнения требований, просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от 16 августа 2017 г. в части отказа во включении в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периода ее работы с 25 марта 1993 г. по 30 сентября 1993 г. в должности медицинской сестры ЖКК пл.1а в ПО «Саранский механический завод», обязать ответчика включить в специальный стаж спорный период работы и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения по нормам пункта 20 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 17 июня 2017 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. исковые требования Спиридоновой Л.Ф. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Спиридонова Л.Ф. считала решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в виду нарушения норм материального права. Указала, что документально подтверждена ее работа в спорный период в должности медицинской сестры ЖКК пл.1 «а» ПО «Саранский механический завод», начисления заработной платы. Судом не учтены показания свидетелей. Полагала, что пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состоят в трудовых отношениях. Учреждение, в котором она работала в спорный период, является врачебным здравпунктом, структурным подразделением Саранского механического завода. Ее деятельность была направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обслуживанию сотрудников предприятия. Просила принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В судебное заседание истец Спиридонова Л.Ф. не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя истца Спиридоновой Л.Ф. адвоката Павловой О.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкиной В.Ф. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 17 июня 2017г. Спиридонова Л.Ф. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от 25 июля 2017 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа в 30 лет; по мнению ответчика специальный стаж истца составил 29 лет 6 мес. 2 дня.
В специальный стаж Спиридоновой Л.Ф. не включен период работы с 25 марта 1993 г. по 30 сентября 1993 г. (6 мес. 6 дн.) в должности медицинской сестры ЖКК пл. 1а в ПО «Саранский механический завод», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 соответственно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Спиридоновой Л.Ф. в части зачета в специальный стаж периода ее работы в должности медицинской сестры ЖКК пл. 1а в ПО «Саранский механический завод» и признании права на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсия) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсия предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось и в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсия установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Из приведенных норм права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
Как следует из трудовой книжки Спиридоновой Л.Ф.: 25 марта 1993 г. на основании приказа <№> от 25 марта 1993 г. она принята на должность медицинской сестры ЖКК пл. 1 «а» Производственного объединения «Саранский механический завод»; на основании приказа <№> от 4 октября 1993 г. уволена с 30 сентября 1993 г. по пункту 1 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации в порядке сокращения.
Указанные обстоятельства подтверждаются архивной справкой ФКП «Саранский механический завод» о начислении Спиридоновой Л.Ф. заработной платы, личной карточкой формы Т-2, показаниями свидетелей М.Г.С., Ш.Т.П.
В судебном заседании в суде первой инстанции истец Спиридонова Л.Ф., допрошенные свидетели не отрицали то обстоятельство, что отдел ЖКК пл. 1 «а» являлся площадкой ПО «Саранский механический завод», который они называли «здравпункт».
Между тем из Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, усматривается, что в разделе «Наименование учреждений» такое наименование учреждения, как ЖКК производственного объединения, не предусмотрено.
Производственное объединение - это комбинат, единый специализированный производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входят фабрики, заводы, научно-исследовательские, конструкторские, технологические и другие организации, имеющие между собой производственные связи и централизованное вспомогательное и обслуживающее производство.
Как верно указано в решении суда, ЖКК производственного объединения «Саранский механический завод» не относится к лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим учреждениям, не является учреждением здравоохранения и не поименовано в Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н.
ЖКК не было указано и в ранее действовавших Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 г. № 715, Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 июня 2003 г. № 229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. № 627.
Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, ЖКК производственного объединения не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Указание истца в апелляционной жалобе на то, что согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464) работа в должности медицинской сестры включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет независимо от профиля данного учреждения, является ошибочным.
В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Судом установлено, что Спиридонова Л.Ф. работала в ЖКК пл.1 «а» Производственного объединения «Саранский механический завод», который не относится к учреждениям, поименованным вышеуказанными Правилами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о включении в специальной стаж истца спорного периода и назначении досрочной страховой пенсии.
Доводов, позволяющих сомневаться в законности постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Спиридоновой Л.Ф. без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Н.П. Ерина