<данные изъяты>
дело № 12-458/2020
РЕШЕНИЕ
31 августа 2020 года | г. Севастополь |
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Прохорчук О.В., с участием заявителя - Комелова Ивана Николаевича, представителя заявителя – Капцова Михаила Евгеньевича, представителя Севастопольской городской избирательной комиссии – Басовой Лидии Александровны, представителя Севастопольского регионального отделения политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - Глебовой Анастасии Витальевны, рассмотрев жалобу Комелова Ивана Николаевича на постановление Севастопольской городской избирательной комиссии о прекращении дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ из Севастопольского городского суда на новое рассмотрение поступило дело по жалобе ФИО1 на постановление Члена Севастопольской городской избирательной комиссии ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.12 КоАП РФ, в отношении Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
В поданной жалобе Комелов И.Н. просит постановление Севастопольской городской избирательной комиссии о прекращении производства по делу от ДД.ММ.ГГГГ отменить, вернуть материалы дела об административном правонарушении в Севастопольскую городскую избирательную комиссию для составления протокола об административном правонарушении.
Жалоба мотивирована тем, что вопреки требованиям пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательным объединением – Севастопольское региональное отделение партии «Единая Россия» 05.09.2019 распространен путем вложения в почтовые ящики, в том числе в <адрес>, в котором проживает заявитель, печатный агитационный материал, в котором в данных об изготовителе указано «Индивидуальный предприниматель» без указания фамилии, имени, отчества последнего. Диспозиция части 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах. ДД.ММ.ГГГГ Комеловым И.Н. было подано в Севастопольскую городскую избирательную комиссию заявление о выявлении нарушения избирательного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ Севастопольская городская избирательная комиссия вынесла постановление о прекращении дела об административном правонарушении в отношении Севастопольского регионального отделения политической партии «Единая Россия» по ч.1 ст.5.12 КоАП РФ. Данное постановление решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Вместе с тем, несмотря на вступившее в законную силу решение суда, Севастопольская избирательная комиссия повторно прекратила производство по делу в связи с отсутствием в действиях Севастопольского регионального отделения политической партии «Единая Россия» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.12 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения жалобы заявитель и его представитель доводы жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении.
Представители Севастопольской городской избирательной комиссии и Севастопольского регионального отделения партии «Единая Россия» возражали против удовлетворения жалобы, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив доводы жалобы и представленные суду материалы, на основании которых вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 3 указанной статьи дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением Законодательного Собрания города ФИО10 сессии 1 созыва № от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Законодательного Собрания города Севастополя 2 созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
В Севастопольскую городскую избирательную комиссию из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступило обращение Комелова И.Н. по факту выявления нарушений избирательного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он в своем почтовом ящике по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обнаружил агитационный материал, в котором в данных об изготовителе указано «Индивидуальный предприниматель» без указания фамилии, имени, отчества последнего, проведено административное расследование.
Установлено, что для участия в выборах Севастопольским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» поданы документы на выдвижение городского списка кандидатов ДД.ММ.ГГГГ, документы на регистрацию поданы ДД.ММ.ГГГГ в отношении 24 кандидатов в депутаты. Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № заверен городской список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва в количестве 24 человек, выдвинутых от вышеуказанного регионального отделения.
В ходе избирательной кампании указанным региональным отделением осуществлялась предвыборная агитация, в том числе, посредством выпуска и распространения печатных агитационных материалов.
Так, для изготовления агитационных материалов с индивидуальным предпринимателем ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор №-ам возмездного оказания услуг (изготовление печатных агитационных материалов), в том числе буклета А4 «Приглашение с двумя фальцами А4 кандидат Щербакова» тиражом 5000 экземпляров.
Тираж буклетов получен региональным отделением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приема-передачи.
После приема буклетов было обнаружено отсутствие данных об изготовителе, а именно: фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, изготовившего буклеты, в связи с чем тираж буклетов был уничтожен полностью ДД.ММ.ГГГГ как бракованный, что подтверждается представленным в Севастопольскую городскую избирательную комиссию актом об уничтожении тиража буклетов от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, буклеты, имеющие признаки схожести с буклетом, представленным Комеловым И.П., уничтожены Региональным отделением непосредственно после их получения от изготовителя (получены ДД.ММ.ГГГГ и уничтожены ДД.ММ.ГГГГ) ввиду признания их непригодными для использования в целях массового распространения.
При таких обстоятельствах, должностное лицо пришло к выводу, что указанные буклеты не приобрели признаков, предусмотренных положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 67-ФЗ), поскольку сам по себе факт изготовления некой печатной продукции (буклетов, листовок и т.д.), содержащей информацию относительно кандидатов и (или) избирательных объединений, без подтвержденной цели его дальнейшего использования, не формирует для такой печатной продукции признака агитационной.
Также в ходе административного расследования установлено, что договор на распространение спорного буклета, представленного Комеловым И.Н., Региональным отделением не заключался, что подтверждается итоговым финансовым отчетом регионального отделения о поступлении и расходовании средств избирательного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, представленным Региональным отделением с первичными финансовыми документами ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, доказательств совершения региональным отделением действий, направленных на массовое распространение спорного буклета, в ходе административного расследования не выявлено, принимая во внимание тот факт, что весь полученный ДД.ММ.ГГГГ тираж (5000 экземпляров) был признан непригодным и уничтожен ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, должностное лицо комиссии пришел к верному выводу, что факт обнаружения Комеловым И.Н. в почтовом ящике по адресу: <адрес>, буклета, имеющего признаки схожести с уничтоженным тиражом, признанным в полном объеме (5000 экземпляров) непригодным для использования, с учетом его уничтожения за 5 дней до указанной Комеловым И.Н. даты, а также незаключения договора на распространение, не порождает юридического факта, влекущего за собой наступление соответствующей правовой ответственности.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется действиями по изготовлению или распространению отдельных видов агитационных материалов.
Агитационные печатные материалы - растиражированные типографским способом в любом количестве идентичных экземпляров произведения письменности (или) изобразительного искусства, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании (листовки, брошюры, буклеты, календари, плакаты и т.п.).
Согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
В силу части 3 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Обязательным признаком состава рассматриваемого административного правонарушения является изготовление или распространение печатных или аудиовизуальных агитационных материалов в период подготовки и проведения выборов.
За нарушение указанных требований административную ответственность несет организация (лицо), изготовившее по заказу данные агитационные материалы.
В силу части 4 статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Из обжалуемого постановления следует, что производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В ходе проведения административного расследования и рассмотрения настоящего дела установлено, что изготовленный Региональным отделением материал, схожий с буклетом, предоставленным Комеловым И.Н., не распространялся последним, весь тираж такого материала был уничтожен до факта обнаружения Комеловым И.Н. спорного буклета, названный материал в Севастопольскую избирательную комиссию не предоставлялся, в связи с чем он не отвечает признакам агитационного печатного материала в понимании статей 2, 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, что опровергает наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, выраженной в изготовлении и распространении агитационного материала.
Комелов И.Н. пояснил, что представленный им в избирательную комиссию буклет, обнаружил ДД.ММ.ГГГГ в своем почтовом ящике, такие же буклеты находились в других почтовых ящиках, как минимум 10. Буклет был изготовлен на глянцевой бумаге.
Вместе с тем, в ходе проведения административного расследования установлено, что предоставленный к заявлению Комеловым И.Н. буклет, схожий по своему внешнему виду с печатным материалом, изготовленным и уничтоженным региональным отведением, не изготавливался Севастопольским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИННАЯ РОССИЯ», источник его происхождения, то есть лицо, которое такой материал изготовило и распространило, не установлено.
Кроме того, сам по себе факт изготовления по заказу Регионального отделения партии агитационного материала, не соответствующего требованиям Федерального закона № 67-ФЗ и уничтоженного им в связи с этим, и обнаружения Комеловым И.Н. схожего с ними материала неизвестного происхождения, не образует состав рассматриваемого административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Доводы жалобы не опровергают установленных обстоятельств и не свидетельствуют о незаконности постановления, принятого по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления и направления материалов на новое рассмотрение не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
в удовлетворении жалобы Комелова Ивана Николаевича на постановление Севастопольской городской избирательной комиссии о прекращении дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение пяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>