Дело № 2-2365/2021
УИД 75RS0002-01-2021-003216-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2021 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Рахимовой Т.В.,
при секретаре Куйдиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зимиревой Н. В. к Зимиреву А. А. о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
установил:
Зимирева Н.В. обратилась с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В квартире зарегистрирован ее бывший муж Зимирев А.А., брак с которым расторгнут. Просит признать Зимирева А.А. утратившим право пользования жильем, снять с регистрационного учета.
В судебном заседании Зимирева Н.В., ее представитель Сорокин Д.Д. требования иска поддержали.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. В обращенном к суду заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
В порядке статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено при отсутствии возражений участвующих в деле лиц, отсутствие надлежаще извещенных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, выслушав заключение прокурора Батоевой А.Д., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Спорное жилое помещение по адресу: <адрес> находится в собственности Зимиревой Н.В. на основании договора купли-продажи от 07.07.2003, регистрационные действия произведены.
С 13.08.1993 Зимирева Н.В. находилась в браке с Зимиревым А.А. Решением и.о. мирового судьи судебного участка №9 Ингодинского судебного района г. Читы мирового судьи судебного участка №8 Ингодинского района г. Читы от 17.07.2012 брак расторгнут.
Выпиской из лицевого счета, а также поквартирной карточкой подтверждается, что в квартире зарегистрирован по месту жительства Зимирев А.А. с 20.05.2004 по настоящее время.
В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания (правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 22.12.2015 №5-КГ15-190).
Исходя из изложенного, с учетом добровольного выезда из жилого помещения в июле 2012 года, отсутствия личных вещей ответчика в жилом помещении, прекращения семейных отношений между сторонами, отсутствия какого-либо соглашения о порядке пользования жильем, суд приходит к выводу, что у Зимирева А.А. с выездом прекращено право пользования жилым помещением.
Обстоятельства выезда, его добровольный и постоянный характер помимо объяснений истца подтверждается свидетельскими показаниями Т.М.А., а также самим ответчиком в письменном заявлении.
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета производится на основании вступившего в законную силу решения суда.
Следовательно, признание ответчика прекратившим право пользования жильем является основанием для снятия его с регистрационного учета по указанному адресу.
Руководствуясь статьями 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Зимиревой Н.В. удовлетворить.
Признать Зимирева А. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., прекратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Вступившее в законную силу решение является основанием для снятия соответствующим органом Зимирева А. А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Рахимова
Решение изготовлено в окончательной форме 15.11.2021