Дело № 2-3233/2021
УИД 92RS0003-01-2021-005055-15
Категория 2.127
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания Мамаенко И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куфаковой Светланы Юрьевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования, понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Куфакова С.Ю. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать за ней право пользования на условиях социального найма комнатой № в общежитии, расположенном по <адрес>, и обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с ней договор социального найма в отношении указанного жилого помещения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска истец указывает, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного 1997 ОМИС КЧФ, она вселилась в общежитие по <адрес> зарегистрирована в спорном жилом помещении с июня 2001 г., несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги.
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма жилого помещения» в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора социального найма указанного жилого помещения было отказано по тем основаниям, что оно отнесено к специализированному жилищному фонду.
Истец полагает, что такой отказ является незаконным, поскольку фактически в отношении спорного жилого помещения сложились отношения социального найма.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили, истец подала заявление о рассмотрении дела без е участия, ответчик подал письменные возражения, аналогичные доводам решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги, также просил рассмотреть дело без его участия.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу частей 1 и 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся в том числе, жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно части 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Аналогичные положения были закреплены в статьях 127, 128, 129 Жилищного кодекса Украинской ССР, действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение.
Согласно части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Приведенные федеральные законоположения в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что заключение договора социального найма по правилам, установленным разделом 3 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении жилых помещений, отнесенных к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, не допускается.
Как следует из материалов дела, истец вселена в спорное жилое помещение общежития, расположенного по <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного 1997 ОМИС КЧФ, зарегистрирована в спорном жилом помещении с июня 2001 г., что подтверждается паспортом истца.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора социального найма указанного жилого помещения Куфаковой С.Ю. было отказано по тем основаниям, что помещение отнесено к специализированному жилищному фонду.
Распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15.03.2016 №700-РДИ, от 02.11.2018 №17229-РДИ здания общежитий, в том числе здание общежития, расположенного по <адрес> с комнатами 65(332), включено в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.11.2021.
Таким образом, на момент представления истцу спорного жилого помещения (2001 год) оно относилось к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, которое в настоящее время находится в государственной собственности.
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Во исполнение предписаний Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно пункту 12 названных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 2 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», вступившего в силу 16.06.2019, специализированный жилищный фонд – совокупность жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и по правилам настоящего Закона (часть 1). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа (часть 2). Жилые помещения специализированного жилищного фонда могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении уполномоченных лиц (часть 4). Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя (далее – Реестр) (часть 5). Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя (часть 6).
Статьей 10 указанного закона установлено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18.03.2014, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины (часть 1).
Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (части 1 и 2).
Применительно к рассматриваемой правовой ситуации положения Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя № 507-ЗС) не содержит нормы о придании его положениям обратной силы, в том числе в отношении порядка исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Севастополя, включенных в него до вступления в силу указанного закона.
Кроме того, Закон города Севастополя № 507-ЗС, в том числе, и его статья 10, не содержит нормы об автоматическом исключении жилых помещений, ранее отнесенных и включенных в специализированный жилищный фонд города Севастополя, со дня вступления указанного закона в действие на территории города Севастополя.
На основании изложенного, принимая во внимание, что иной порядок действующим законодательством, в том числе, нормативными актами города Севастополя, не установлен, суд полагает, что принятие Закона города Севастополя № 507-ЗС не исключает необходимости соблюдения требований статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду для исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Севастополя.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-Ф «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Вместе с тем, здание общежития по <адрес> в ведение органов местного самоуправления не передавалось, числится в государственной собственности.
Следовательно, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, является установленным, что спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> относится к специализированному жилищному фонду города Севастополя и имеет статус общежития.
Таким образом, учитывая, что уполномоченным органом города Севастополя решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, то оснований для отнесения спорного жилого помещения к жилищному фонду социального использования и признания за истцом, проживающим в таком жилом помещении, права пользования им на условиях договора социального найма оснований не имеется.
При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска и, соответственно, возмещения истцу понесенных судебных расходов.
Руководствуясь статьями 196, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Куфаковой Светланы Юрьевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования, понуждении к совершению определенных действий отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 24.11.2021 года.
Судья –