РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Белик С.О., при секретаре судебного заседания Очеретянной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2993/2019 по административному исковому заявлению Кузнецова К.О. к Военному комиссариату по Ленинскому и Свердловскому административным округам г.Иркутска, Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Иркутской области» о признании решения незаконным, устранении нарушенных прав,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд <адрес обезличен> обратился Кузнецов К.О. с административным исковым заявлением к военному комиссариату по Ленинскому и Свердловскому административным округам <адрес обезличен> о признании незаконным отказ в снятии с воинского учёта, о понуждении устранить нарушение прав. В обоснование иска указал следующее. <Дата обезличена> он подал заявление в военный комиссариат по Ленинскому и Свердловскому административным округам <адрес обезличен> о снятии его с воинского учёта в связи с достижением предельного возраста пребывания граждан РФ в рядах военнообязанных, в соответствии с Федеральным Законом №53-ФЗ от 28.03.1998. От ответчика <Дата обезличена> был получен отказ (<Номер обезличен> от <Дата обезличена>), с которым он не согласен. Он прошёл военную службу по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Был уволен в запас, ему присвоена категория учёта-1 (солдаты). Согласно ч. 3 ст. 53 закона № 53-ФЗ, гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в рядах военнообязанных (1 разряд – 35 лет) переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учёт, в отставку и снимается с воинского учёта. В связи с чем, просил признать незаконными действия административного ответчика, выраженные в отказе снять его с воинского учёта по достижению предельного возраста пребывания в рядах военнообязанных в соответствии с ч. 3 ст. 53 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от <Дата обезличена>, обязать ответчика устранить нарушения в полном объёме путём исполнения указанного положения закона.
Административный истец Кузнецов К.О. в судебном заседании требования административного иска поддержал по доводам, изложенным в нём.
Учитывая требования ст.ст.41, 221 КАС РФ, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области».
Представитель административных ответчиков Калачёва М.С., действующая на основании соответствующих доверенностей, требования административного иска не признала, суду пояснила следующее. Федеральным законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от <Дата обезличена>, предусмотрено, что граждане проходят и состоят на воинском учете и прибывают в запасе исполняя воинскую обязанность. Административный истец свою конституционную обязанность исполнил, проходил военную службу по призыву и уволен <Дата обезличена>. В настоящее время состоит на учёте граждан, пребывающих в запасе в военном комиссариате по месту жительства. В запасе состоят граждане, прошедшие военную службу по призыву. Все граждане, прибывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Эти разряды подразделяются по возрасту граждан, пребывающих в запасе. Это важно в военное время и при введении военного положения. Указанная у истца в военном билете категория учёта 1, не меняется, исходя из приказа Министра обороны РФ <Номер обезличен>, в котором указано, что оформление раздела <Номер обезличен> п. 23-27 заполняется в военкомате. Категория учёта не равна разряду, в котором находится военнообязанный. Разряд в военном билете не ставиться, не указывается. По возрасту истец состоял в 1 разряде до 35 лет, при достижении этого возраста, гражданин переходит из 1 разряда во 2 разряд, согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» только по возрасту. Достигнув 46 лет, он будут состоять в третьем разряде. Он будет пребывать в запасе Вооруженных силах РФ до предельного возраста – до 50 лет. Когда гражданин достигнет придельного возраста, то будет снят с воинского учёта. В случае если гражданин изменит категорию годности, вдруг заболеет и станет из категории «А», которая у него имеется, в категорию «Б» или категорию «Д», то будет снят с воинского учёта, но уже по состоянию здоровья. Если гражданин переедет на другое место жительства и предоставит сведения о этом, то его также снимут с воинского учёта, но в связи с переменой места жительства. Это закреплено в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также в Постановлении правительства <Номер обезличен>. В связи с
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Кузнецова К.О. в связи со следующим.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Кузнецов К.О. <Дата обезличена> обратился в военный комиссариат по Ленинскому и Свердловскому административным округам <адрес обезличен> о снятии его с воинского учёта по основаниям, предусмотренным ст. 53 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Ответом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Кузнецову К.О. в заявлении о снятии с учёта было отказано.
С административным иском Кузнецов К.О. обратился <Дата обезличена>, в срок, установленный законом для обжалования.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Обсуждая законность отказа Военного комиссариата по Ленинскому и Свердловскому административным округам <адрес обезличен> в снятии Кузнецова К.О. с воинского учёта, суд принимает во внимание следующее.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51.2 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», для мобилизационного развёртывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создаются запас Вооруженных Сил Российской Федерации, запас Службы внешней разведки Российской Федерации, запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.
Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса (абз. 2 ч. 1 ст. 51.2).
Под мобилизационным людским ресурсом, в соответствии с ч. 3 ст. 51.2 указанного закона, понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.
Статьёй 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено из числа каких граждан создаётся запас Вооруженных Сил Российской Федерации. К таким лицам, в том числе, относятся граждане, уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как видно из военного билета АТ 0138518, выданного на имя административного истца, а также из его учётной карточки, копия которой представлена административным ответчиком, Кузнецов К.О., <Дата обезличена> г.р., проходил военную службу по призыву в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. На воинском учёте состоит по месту жительства с <Дата обезличена> по увольнению из Вооружённых Сил РФ. Пребывание в запасе (стр. 11 военного билета) с указанием категории учёта - 1, группы учёта - Российская Армия, состав – солдат.
Часть 1 ст. 53 Федеральный закон N 53-ФЗ от <Дата обезличена> "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что граждане, пребывающие в запасе, дифференцируются на три разряда в зависимости от воинских званий и возрастных групп.
К первой указанной в таблице категории военнослужащих относятся: солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы.
Административный истец относится к данной группе, поскольку закончил службу в составе –«солдат».
В соответствие с таблицей разрядов, эта категория военнослужащих до 35 лет находится в 1 разряде, затем до 45 лет – во 2 разряде и до 50 лет (предельный возраст) – в 3 разряде.
В первый и второй разряды включаются военнослужащие до возраста, который является предельным возрастом пребывания на военной службе для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в мирное время. Таким образом, ключевым при включении военнослужащих запаса в эти разряды является критерий мирного времени, определяющий требования к несению обязанности военной службы.
Военнослужащие, пребывающие в запасе первых двух разрядов, в период мобилизации и военное время подлежат направлению в воинские части постоянной готовности, военнослужащие третьего разряда - в тыловые части и другие вспомогательные подразделения.
Федеральным законом N 31-ФЗ от 26.02.1997, рядом подзаконных нормативных правовых актов предусмотрено бронирование военнослужащих от призыва в ВС РФ в период мобилизации и военное время, а также от призыва на военные сборы.
Пункт 2 содержит уточнения в части пребывания в запасе военнообязанных граждан женского пола и относит их к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные - до достижения ими возраста 45 лет.
Пунктом 3 предусмотрено, что гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном комментируемым Законом порядке негодным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учёт, в отставку и снимается с воинского учета.
Предельный возраст пребывания в запасе применительно к тому или иному составу военнослужащих указан в графе военнослужащих запаса 3-го разряда п. 1 ст. 53 и составляет возраст 50 лет.
Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается ст. 49 Федеральный закон N 53-ФЗ от 28.03.1998, согласно части 1 которого, для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала этот возраст составляет - 65 лет; для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 60 лет; для полковника, капитана 1 ранга - 55 лет; для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 50 лет.
Оспариваемым административным истцом решением административного ответчика, отражённым в ответе Военного комиссариата по Ленинскому и Свердловскому административным округам <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> указано на отсутствие оснований для снятия Кузнецова К.О. с воинского учёта.
Суду административный ответчик также не представил доказательства наличия каких-либо предусмотренных законом оснований для снятия его с воинского учёта.
Довод административного истца о достижении им предельного возраста, является неверным толкованием им положений ст. 53 Федеральный закон N 53-ФЗ от <Дата обезличена>.
Общий предельный возраст пребывания в запасе (за исключением тех лиц, которые подлежат досрочному снятию с запаса по состоянию здоровья), составляет 50 лет. В зависимости от возраста и звания, граждане, пребывающие в запасе, переводятся из одного разряда в другой (по достижению возраста, указанного с п. 1 ст. 53 закона). Такое деление граждан, зачисленных в запас Вооруженных Сил РФ, на три разряда обусловлено необходимостью дифференцированного подхода к возложению на них различных задач в области обеспечения обороны и безопасности страны, объём которых определяется возрастом гражданина. Граждане, пребывающие в запасе и отнесённые к первому и второму разрядам, в условиях военного времени в случае объявления мобилизации подлежат зачислению в части постоянной готовности. Граждане, отнесённые к третьему разряду, в том числе граждане женского пола, направляются в тыловые формирования, медицинские или строительные части.
С учётом установленных обстоятельств, представленных доказательств, положений Конституции РФ, КАС РФ и Федерального закона №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», суд приходит к выводу о недоказанности факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, административные исковые требования Кузнецова К.О. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В административном иске Кузнецова К.О. о признании незаконными отказ Военного комиссариата по Ленинскому и Свердловскому административным округам <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в снятии его с воинского учёта, об устранении нарушенных прав - отказать.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Белик С.О. ........
....