№5-165/2024
56RS0018-01-2024-009110-31
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Оренбург 04 октября 2024 года
Судья Центрального районного суда города Оренбурга Гречишникова М.А.,
при секретаре Многолетней М.Е.,
с участием:
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Оренстрой» - директора Стратонова Ю.В., действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренстрой», находящееся по адресу: <адрес>, ИНН 5638076962,
установил:
05.07.2024 в 16.10 часов по адресу: <адрес> установлено, что ООО «Оренстрой» в лице законного представителя директора Стратонова Ю.В. привлекло к трудовой деятельности гражданина <данные изъяты> ФИО5 в качестве дворника на основании трудового договора № от 10.04.2024. В нарушение действующего законодательства ООО «Оренстрой» не уведомило в трехдневный срок с даты заключения трудового договора, то есть с 10.04.2024 по 12.04.20204 включительно, УВМ УМВД России по Оренбургской области о заключении трудового договора с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получении визы. Тем самым ООО «Оренстрой» допустило нарушение требований п.8 ст.13 Федерального закона №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
05.07.2024 в 16.20 часов по адресу: <адрес> установлено, что ООО «Оренстрой» в лице законного представителя директора Стратонова Ю.В. привлекло к трудовой деятельности гражданина <данные изъяты> ФИО4 в качестве уборщицы лестничных площадок на основании трудового договора № от 10.04.2024. В нарушение действующего законодательства ООО «Оренстрой» не уведомило в трехдневный срок с даты заключения трудового договора, то есть с 10.04.2024 по 12.04.20204 включительно, УВМ УМВД России по Оренбургской области о заключении трудового договора с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получении визы. Тем самым ООО «Оренстрой» допустило нарушение требований п.8 ст.13 Федерального закона №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Оренстрой» - директор Стратонов Ю.В. пояснил, что данное правонарушение не несет негативных последствий для окружающих и является малозначительным.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ наступает за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно п.1 примечания к статье 18.15 КоАП РФ - в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) установлены Приказом МВД России от 30 июля 2020 N536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Настоящий Порядок устанавливает последовательность действий при подаче работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).
Согласно п.2 - 4 указанного Порядка работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (лицо без гражданства), обязаны уведомлять территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Уведомления о заключении и прекращении трудового договора заполняются по формам, приведенным в приложениях №7 и №8 к приказу, утверждающему настоящий Порядок, разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора не допускаются: зачеркивания, использование сокращенных слов (кроме официальных), аббревиатур (кроме официальных) и исправления.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда от 23.12.2021 №45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" если из протоколов об административных правонарушениях усматривается, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье (например, невыполнение работодателем обязанностей выдать находящемуся на работе работнику в день увольнения трудовую книжку и произвести с ним расчет при условии, что данный работодатель ранее в пределах срока, установленного статьей 4.6 КоАП РФ, подвергался административной ответственности по частям 1 и 6 статьи 5.27 названного кодекса за совершение аналогичных правонарушений (части 2 и 7 статьи 5.27 КоАП РФ), то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления и назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении, следует, что 10.04.2024 ООО «Оренстрой», в лице директора Стратонова Ю.В. заключил трудовой договор № с гражданином <данные изъяты> ФИО4 на выполнение работ в должности уборщица лестничных клеток.
Также 10.04.2024 ООО «Оренстрой», в лице директора Стратонова Ю.В. заключил трудовой договор № с гражданином <данные изъяты> ФИО5 на выполнение работ в должности дворника.
В нарушение требования пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ ООО «Оренстрой» не уведомило в трехдневный срок с даты заключения трудовых договоров, с указанными иностранными гражданами, заключенных 10.04.2024 - по 16.10.2024 территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации.
Согласно рапорта начальника УВМ УМВД России по Оренбургской области от 26.06.2024, установлено, что в отделение по реализации полномочий по вопросам гражданства ОВМ МУ МВД России «Оренбургское» обратились граждане <данные изъяты> ФИО4 и ФИО5 с заявлениями о приеме в гражданство РФ на основании п.3 ч.2 ст.16 ФЗ №138 «О гражданстве РФ» от 28.04.2023. 25.06.20204 принято заявление о приеме в гражданство РФ. ФИО4 и ФИО5 в заявлении о приеме в гражданство указали, что с 10.04.2024 и по настоящее время работают в ООО «Оренстрой» уборщицей лестничных площадок и дворником.Ф
То есть на 16.04.2024 ООО «Оренстрой» не уведомило УВМ УМВД России по Оренбургской области о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора, чем нарушила, установленные законом сроки.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от 05.07.2024;
- протоколом об административном правонарушении № от 05.07.2024;
- рапортом начальника УВМ УМВД России по Оренбургской области от 26.06.2024;
- письменным объяснениями ФИО4, о том, что она с 10.04.2024 работает на должности уборщица лестничных площадок в ООО «Оренстрой». О том, что после заключения договора с работодателем необходимо подать уведомление о заключении трудового договора в УВМ УМВД России по Оренбургской области она не знала;
- письменным объяснениями ФИО5, о том, что он с 10.04.2024 работает на должности дворника в ООО «Оренстрой». О том, что после заключения договора с работодателем необходимо подать уведомление о заключении трудового договора в УВМ УМВД России по Оренбургской области он не знал;
- миграционной картой;
- трудовыми договорами от 10.04.2024 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО «Оренстрой» суд квалифицирует по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - не уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
ООО «Оренстрой» не выполнена публично-правовая обязанность, возложенная на него требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и необходимостью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации с целью регулирования процессов внешней трудовой миграции, что может служить предпосылкой для возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований действующего законодательства в сфере миграции. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, судом не установлено.
Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание характер правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий, а также то обстоятельство, что в настоящее время предприняты меры для устранения допущенных нарушений, учитывая финансовое положение ООО «Оренстрой», суд приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа, с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
признать общество с ограниченной ответственностью «Оренстрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ и назначить наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в доход государства в размере 200 000 рублей.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ сумма штрафа подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления в силу настоящего постановления по следующим реквизитам: получатель УФК по Оренбургской области (МУ МВД России «Оренбургское» Оренбургская область), ИНН 5610044618, КПП 561001001, Отделение Оренбург банка//УФК по Оренбургской области, БИК 015354008, ОКТМО 53701000, кор./счет 40102810545370000045, КБК 18811601181019000140, наименование платежа: штраф, УИН 18890356240562364832.
В силу ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии настоящего постановления.
Судья М.А.Гречишникова