Дело №2 -1051/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2019 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующей судьи Казаковой Е.Н., при секретаре Дорожковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кучман Н.И., Елизовой Г.Ю. к ТСЖ «Вертикаль» о признании недействительным пункта 8 решения общего собрания членов ТСЖ «Вертикаль»,
У С Т А Н О В И Л:
Кучман Н.И. и Елизова Г.Ю. обратились в суд с иском, в котором просили признать недействительным пункт 8 решения общего собрания членов ТСЖ «Вертикаль» об установлении норматива на отопление на основании показаний приборов учета 0.025 Гкал/ м2, произведении корректировки платы за отопление, ГВС, водоотведение и электроснабжение за 2018 г., в случае экономии направлении части средств в резервный фонд: на установку домофона в подъезде №9, благоустройство детской площадки (ограждение, приобретение детских и спортивных комплексов), остальные денежные средства направить на перерасчет по услуге отопление и учесть в счет будущих платежей.
Требования мотивированы тем, что указанное решение в данной части принято с нарушением требований закона, в частности, в повестке дня не ставился вопрос об утверждении норматива и перечислении денежных средств по переплате за отопление в резервный фонд ТСЖ.
В судебном заседании истицы Кучман Н.И. и Елизова Г.Ю. иск поддержали, суду пояснили, что являются собственниками квартир в жилом доме по <адрес>. В период с 18 марта 2019 г. по 08 апреля 2019 г. было проведено отчетное годовое собрание членов товарищества собственников жилья «Вертикаль». Решением членов ТСЖ «Вертикаль» приняты положения об утверждении норматива на отопление на основании показаний приборов учета 0.025 Гкал/ м2, о проведении корректировки платы за отопление, ГВС, ХВС, водоотведение, электроснабжение за 2018 г., в случае экономии направлении части средств в резервный фонд: на установку домофона в подъезде №9, благоустройство детской площадки ( ограждение, приобретение детских и спортивных комплексов), остальные денежные средства направить на перерасчет по услуге за отопление и учесть в счет будущих платежей.
С данным решением они не согласны, т.к. указанные положения нарушают их права как потребителей коммунальных услуг и собственников жилого дома. Считают, что члены товарищества не имеют право устанавливать нормативы, т.к. установление нормативов относится к компетенции соответствующих органов. Кроме того, принятые положения не входили в повестку дня общего собрания членов товарищества, соответственно, никакие вопросы по ним не могли приниматься. Они не согласны с решением о направлении средств переплаты за отопление в резервный фонд, т.к. это противоречит требованиям закона.
Представитель истцов по устному заявлению Ушаков И.В. иск поддержал, суду пояснил, что решение собрания в части принятия решения об установлении нормативов противоречит действующему законодательству, т.к. норматив устанавливается соответствующими органами. Более того, членами ТСЖ принято решение по вопросам, которые не были включены в повестку дня.
Представители ТСЖ «Вертикаль» в лице председателя Бардеевой З.И. и по доверенности Попов С.С. иск не признали. Суду пояснили, что норматив по отоплению решением членов товарищества не принимался. Секретарь ошибочно указала в протоколе об утверждении норматива. Плата за отопление рассчитывается исходя из показаний прибора учета. На собрании принято решение о расчете платы за отопление исходя из показаний прибора учета, равных в 0.025 Гкал/м2. Фактически в повестке дня собрания было о корректировке платы за отопление. Об этом и было принято решение членами товарищества. В 2006 г. членами товарищества было принято решение о том, чтобы перерасчет платы за отопление направлять в резервный фонд. Имеется положение о резервном фонде. В связи с чем, члены ТСЖ приняли решение о направлении средств экономии в резервный фонд.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.
Согласно ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе:
1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;
5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;
7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.
В случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе:
1) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;
2) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;
3) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации;
4) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков;
5) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.
В силу положений ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Статьей 47 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу положений статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, за исключением случая, предусмотренного статьей 47.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива
В соответствии со ст. 144 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества.
Согласно ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Статьей 146 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, согласно которому уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.
Положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом.
В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.
Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.
Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья может быть принято путем проведения заочного голосования в порядке, установленном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Из пункта 108 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что согласно пункту 2 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания, принятое с нарушением порядка его принятия и подтвержденное впоследствии новым решением собрания, не может быть признано недействительным, за исключением случаев, когда такое последующее решение принято после признания судом первоначального решения собрания недействительным, или когда нарушение порядка принятия выразилось в действиях, влекущих ничтожность решения, в частности решение принято при отсутствии необходимого кворума (пункт 2 статьи 181.5 ГК РФ).
К нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (подпункт 1 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ).
По смыслу пункта 2 статьи 181.4 ГК РФ новое решение собрания, подтверждающее решение предыдущего собрания, может по содержанию быть аналогичным предыдущему решению либо содержать исключительно формальное указание на подтверждение ранее принятого решения.
В силу п. 109 того же Пленума решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Если лицо, которое могло повлиять на принятие решения, влекущего для такого лица неблагоприятные последствия, обратилось с иском о признании решения недействительным по основаниям, связанным с порядком его принятия, то в случае подтверждения оспариваемого решения по правилам пункта 2 статьи 181.4 ГК РФ, заявленный иск удовлетворению не подлежит.
Решение собрания может быть признано недействительным в части, если будет доказано, что оно могло бы быть принято и без включения в него недействительной части (пункт 1 статьи 6, статья 180 ГК РФ, пункт 2 статьи 181.2 ГК РФ) ( пункт 110 Пленума).
Как следует материалам дела и не оспаривается сторонами, собственниками жилого дома № по <адрес>, избран способ управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья «Вертикаль» -далее ТСЖ «Вертикаль».
Согласно решению отчетного годового общего собрания членов ТСЖ «Вертикаль» многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от 11 апреля 2019 г. по вопросу, указанному в повестке дня, о корректировке платы за отопление, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, принято решение: установить норматив на отопление на основании показаний приборов учета 0.025 Гкал/ м2, произвести корректировку платы за отопление, ГВС, ХВС, водоотведение и электроснабжение за 2018 г., в случае экономии направить часть средств в резервный фонд: на установку домофона в подъезде №9, благоустройство детской площадки (ограждение, приобретение детских и спортивных комплексов), остальные денежные средства направить на перерасчет по услуге отопления и учесть в счет будущих платежей.
Согласно уведомлению, с которым были ознакомлены собственники жилого дома, в повестке дня общего собрания было включено принятие решения о корректировке платы за отопление, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и начисление ОДН.
Из протокола №1 от 11 апреля 2019 г. также следует, что в повестку дня общего собрания членов ТСЖ «Вертикаль» включено принятие решения о корректировке платы за отопление, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.
Из указанного следует, что членами товарищества принято решение по вопросам, которые не были включены в повестку дня, в частности, по вопросам об установлении норматива платы за отопление и по перераспределению денежных средств, полученных в качестве платы за отопление, в резервный фонд.
Также установлено, что на собрании не принимали участие все члены ТСЖ «Вертикаль». Всего приняли участие 106 членов товарищества, тогда как в ТСЖ «Вертикаль» 190 членов товарищества.
Соответственно, принятое решение по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания членов ТСЖ, на котором не принимали участие все члены ТСЖ, ничтожно.
Доводы представителя ответчика Бардеевой о том, что средства экономии от внесения платы за теплоэнергию перечисляются в резервный фонд, что предусмотрено Положением о резервном фонде, судом исследованы.
Из пункта 3 «Источники формирования резервного фонда» Положения о резервном фонде ТСЖ «Вертикаль» следует, что резервный фонд формируется, в том числе за счет экономии за счет сбережений теплоресурсов (отопление) по решению общего собрания членов ТСЖ «Вертикаль».
Из указанного следует, что для перечисления средств в резервный фонд необходимо принятие решения членами ТСЖ «Вертикаль».
Следовательно, для принятия решение о перечислении денежных средств в резервный фонд изначально необходимо было поставить этот вопрос в повестке дня. После чего члены товарищества могли по нему принять решение. Однако данный вопрос в повестку дня включен не был.
Кроме того, судом установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Разделом VI Правил урегулирован порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Пунктом 42(1) тех же Правил предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, порядок расчета и определение размера платы по коммунальным платежам предусмотрены нормами действующего законодательства, соответственно, члены ТСЖ не могут принимать решения в части определения размера платы за отопление.
Более того, членами ТСЖ принято решение об установлении норматива потребления.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, установлено, что «норматив потребления коммунальной услуги» - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; «норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях» - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). ( пункт 3 Правил).
Из указанного следует, что норматив потребления коммунальной услуги устанавливает уполномоченный орган государственной власти и не может быть установлен решением собственников ТСЖ.
В силу чего, решение членов ТСЖ «Вертикаль» в части об установлении норматива на отопление не соответствует требованиям закона и является ничтожным, поскольку данный вопрос не был включен в повестку дня общего собрания членов ТСЖ.
Суд также считает, что принятое решение в части установления норматива и перечисления денежных средств в резервный фонд нарушает права собственников помещений многоквартирного жилого дома, в том числе Кучман и Елизовой, которые могут понести убытки, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ «Вертикаль».
Доводы представителя Бардеевой о том, что фактически в протоколе общего собрания членов ТСЖ не корректно указано в пункте 8 о том, что установлен норматив, т.к. фактически не устанавливался норматив, суд признает не состоятельным, т.к. иного решения члены ТСЖ не принимали.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение членов ТСЖ «Вертикаль» в указанной части является незаконным в силу его ничтожности.
Судом также установлено, что собрание членов ТСЖ от 11.04.2019 г. проводилось по инициативе председателя правления товарищества, которое ( правление) в силу п.9.1 Устава является органом управления товарищества, соответственно, иск обоснованно предъявлен к ТСЖ «Вертикаль».
В остальной части оснований для удовлетворения иска о признании решения недействительным в части принятия решения членами ТСЖ о корректировке платы за отопление, ГВС, водоотведение и электроснабжение, не имеется, т.к. данный вопрос был включен в повестку дня. Кроме того, корректировка платы за отопление, а именно, перерасчет платы за отопление предусмотрен нормами действующего законодательства и не может нарушать права и интересы собственников помещений многоквартирного дома.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кучман Н.И., Елизовой Г.Ю. удовлетворить в части.
Признать ничтожным (недействительным) пункт 8 решения общего собрания членов ТСЖ «Вертикаль» дома №, <адрес>, оформленное протоколом №1 от 11 апреля 2019 г., в части установления норматива на отопление на основании приборов учета 0.025 Гкал/м2, о направлении средств в резервный фонд суммы экономии.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Окончательная форма решения принята 29 ноября 2019 г.
Председательствующий судья: Казакова Е.Н.
УИД : 04RS0020-01-2019-001292-58