Дело №22-683 Судья Безруков А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2018 года г. Тула
Судебная коллегия по уголовным делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Поповой М.Р.,
судей Бабкина В.Л., Флегонтовой А.А.,
при секретаре Ильченко А.В.,
с участием
прокурора Красниковой Ю.В.,
адвоката Алехина А.Д.,
рассмотрела в судебном заседании апелляционное представление прокурора, апелляционную жалобу адвоката Алехина А.Д. в интересах осужденного Сорокина В.А. на приговор Веневского районного суда Тульской области от 31 января 2018 года, которым
Сорокин Василий Алексеевич, <данные изъяты>, ранее судимый 10 сентября 2013 года Веневским районным судом Тульской области по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 3 годам лишения свободы, освобожден по отбытию наказания 9 сентября 2016 года,
осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания постановлено исчислять с 31 января 2018 года, с зачетом времени предварительного содержания под стражей в период с 25 сентября 2017 года по 30 января 2018 года.
Мера пресечения в отношении Сорокина В.А. содержание под стражей оставлена без изменения, до вступления приговора в законную силу.
Решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Флегонтовой А.А., выслушав объяснения адвоката Алехина А.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Красниковой Ю.В., полагавшего приговор изменить по доводам апелляционного представления, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сорокин В.А. осужден за совершение убийства, то есть умышленное причинение смерти другому человеку - ФИО1
Обстоятельства преступления подробно изложены в приговоре.
В апелляционном представлении прокурор считает приговор незаконным и несправедливым в виду неправильного применения уголовного закона, несправедливости приговора, существенного нарушения процессуального закона.
Отмечает, что суд при назначении наказания Сорокину не учел отягчающим обстоятельством, наличие опасного рецидива, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ, а указал на простой рецидив преступлений, хотя Сорокин ранее был осужден 10 сентября 2013 года за тяжкое преступление к наказанию в виде 3 лет лишения свободы и вновь совершил особо тяжкое преступление.
Ссылается, что суд учел у Сорокина <данные изъяты>, однако при признании обстоятельством, смягчающим наказание, не учел его состояние здоровья и возраст осужденного.
Обращает внимание, что суд в описательно-мотивировочной части приговора учел требования ст. ст. 6,43,60 УК РФ и указал на отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, хотя фактически, обстоятельством, отягчающим наказание у Сорокина является наличие у него опасного рецидива.
Просит приговор изменить: указать в приговоре обстоятельством, отягчающим наказание Сорокина наличие опасного рецидива преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ, а не простого; признать обстоятельством, смягчающими наказание Сорокина его состояние здоровья и возраст; указать в описательно-мотивировочной части приговора вместе с требованиями ст. ст. 6,43,60 УК РФ, не на отсутствие у Сорокина отягчающих обстоятельств, а на наличие у него опасного рецидива, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ.
В апелляционной жалобе адвокат Алехин А.Д. в защиту интересов осужденного Сорокина В.А. считает приговор незаконным, необоснованным и несправедливым.
Отмечает, что в суде было исследовано в качестве доказательства заключение эксперта № 194-Д от 23 ноября 2017 года, однако какой-либо оценки в приговоре оно не получило и не было признано не имеющим отношение к делу.
Ссылается, что судом установлено, что Сорокин в момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения, однако этот факт опровергается свидетелем ФИО4, который пояснил в суде, что Сорокин отказался употреблять спиртное (протокол судебного заседания л. д. 43 том 2).
Выражает несогласие с выводами суда о том, что в процессе ссоры Сорокин причинил повреждения ФИО1, данные утверждения опровергаются показаниями свидетеля ФИО4, а также самим Сорокиным.
Отмечает, что суд, приводя показания ФИО4, указал, что в ходе ссоры ФИО1 достал из кармана своей куртки нож и направил его в сторону Сорокина. Однако согласно протоколу судебного заседания, ФИО4 на вопрос государственного обвинителя пояснил, что ФИО1 замахнулся на Сорокина (л.д. 42 том 2 ).
Ссылается, что в указанной части показания свидетеля, которые подтверждают показания Сорокина, не нашли своего отражения в приговоре суда, им не дано никакой оценки. Сорокин также показал, что ФИО1 замахнулся на него ножом, схватил за шею и продолжал держать его за шею до того момента, когда он нанес удары ножом.
По мнению защиты, показания Сорокина в этой части не получили надлежащей оценки в приговоре.
Обращает внимание, что у Сорокина имелись основания опасаться нанесение ему удара ножом со стороны ФИО1 и только активное сопротивление Сорокина пресекло возможность нанесение ему удара ножом.
Ссылается на постановление Пленума ВС РФ о том, что переход оружия и других предметов, использованных в качестве оружия при посягательстве, от посягавшего лица к оборонявшемуся лицу сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства.
Также обращает внимание, что Сорокину <данные изъяты>.
Ссылается, что суд не привел мотивов, по которым он пришел к выводу, что Сорокин не находился в состоянии необходимой обороны.
По мнению защиты, судом не рассмотрен вопрос о превышении Сорокиным пределов необходимой обороны либо совершения преступления по неосторожности.
Просит приговор отменить и оправдать Сорокина.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия находит приговор, подлежащим изменению.
Вина осужденного Сорокина В.А. в совершении убийства полностью подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которым в приговоре дана надлежащая оценка.
Такими доказательствами, в частности, обоснованно признаны показания Сорокина, где он не отрицал, что ФИО1 затеял с ним ссору, оскорблял, схватил его рукой за шею, прижал к перегородке, достал из кармана нож и замахнулся на него. Испугавшись за свою жизнь, он перехватил его руку с ножом, вывернул ее, от чего нож упал на пол, он поднял нож и нанес ФИО1 несколько ударов ножом в разные части тела. ФИО1 упал и не двигался, он позвонил в «скорую помощь» и полицию, службу спасения. Умысла на убийство у него не было.
Изложенные показания подтверждаются проверкой показаний на месте, в процессе которой Сорокин продемонстрировал нанесение им ударов ножом ФИО1 (том 1 л. д. 141-151).
Данные показания опровергают утверждения стороны защиты о том, что Сорокин не желал смерти потерпевшего.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть ФИО1 наступила в результате сочетанной травмы острыми предметами шеи, грудной клетки, правой верхней конечности, сопровождавшейся повреждениями магистральных сосудов и внутренних органов, обусловившей развитие массивной невосполнимой кровопотери, что и явилось непосредственной причиной смерти. Между выявленными повреждениями и смертью пострадавшего установлена прямая причинно-следственная связь.
Как правильно указано в приговоре суда, об умысле Сорокина на убийство потерпевшего свидетельствуют не только характер и локализация нанесенных им ударов в шею, грудную клетку, правую верхнюю конечность, то есть в жизненно-важные органы, но и орудие преступления – нож.
На ноже, изъятом при осмотре места происшествия и одежде ФИО1, обнаружена кровь 0 группы, которая могла произойти от ФИО1.
Вина Сорокина подтверждается также показаниями потерпевшего ФИО2, пояснившего, что был обнаружен труп его отца ФИО1 с множественными колото-резаными ранами; свидетелей ФИО4, видевшего, как Агапов достал из кармана нож, который направил в сторону Сорокина, дальнейших событий не видел, так как вышел из квартиры; ФИО3, констатировавшей смерть ФИО1.
У суда не имелось оснований подвергать сомнениям достоверность показаний допрошенных по делу свидетелей, потерпевшего, поскольку в судебном заседании не было установлено данных о заинтересованности кого-либо из них в оговоре осужденного.
Вопреки утверждениям осужденного согласно заключению СМЭ, каких-либо поврежд░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 1 ░. ░. 48)
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░ (░░░ 1 ░. ░. 16-31), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ( ░░░ 1░.░. 34) ░░░4, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 73 ░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 194-░ ░░ 23 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. «░» ░. 2 ░░. 18 ░░ ░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 3 ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 6,43,60 ░░ ░░, ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. «░» ░.2 ░░. 18 ░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 389.20,389.28,389.33 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. «░» ░. 2 ░░. 18 ░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░