УИД 62RS0004-01-2021-003819-55
№ 2-1560/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 27 января 2022 года
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Орловой А.А.,
при секретаре судебного заседания Парамоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Алими Б.Ф. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, пени и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Алими Б.Ф. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, пени и штрафа.
В обоснование заявленных требований указывает, что дата года административным ответчиком была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, в которой заявлен доход от продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес, в сумме, равной сумма рублей, машины в сумме сумма рублей.
дата года административным ответчиком представлена уточненная налоговая декларация с корректировкой 1 по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, в которой заявлен доход от продажи квартиры в размере сумма рублей, машины в размере сумма рублей.
В связи с неверным отражением налоговой базы, в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование о предоставлении пояснений номер от дата года о предоставлении уточненной налоговой декларации. Ответ до настоящего времени не получен, уточненная декларация не представлена.
Административный истец полагает, что квартиру, расположенную п адресу: адрес, Алими Б.Ф. не приобретал, расходов на приобретение квартиры не понес. Налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие преобразование <данные изъяты> доли квартиры, расположенной п адресу: адрес, в квартиру, расположенную п адресу: адрес. Таким образом, доходы заявлены налогоплательщиком в полном объеме, расходы заявлены в завышенном размере.
По результатам камеральной проверки имущественный налоговый вычет предоставлялся Алими Б.Ф. в размере сумма рублей, сумма дохода, подлежащая налогообложению, составляет сумма рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – сумма рублей.
дата года административным истцом составлен акт налоговой проверки номер, в ходе рассмотрения материалов проверки налогоплательщиком представлены устные возражения, а именно: при отделке оспариваемой квартиры были понесены расходы по перепланировке и проведению коммуникаций, в связи с чем доходы отсутствуют.
По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля было вынесено дополнение к акту налоговой проверки номер от дата года. В ходе рассмотрения материалов налогоплательщика установлены следующие обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, а именно: несоразмерность деяния тяжести наказания; неумышленное совершение налогового правонарушения.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение номер от дата года, которое было получено на руки представителем налогоплательщика ФИО4 дата года.
Поскольку обязанность по уплате налога на доход не была исполнена в установленный законом срок, на сумму недоимки были начислены пени за период с дата года по дата года в размере 21 988,57 рублей.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере сумма рублей в доход федерального бюджета; пени по налогу на доходы физических лиц за период с дата года по дата года в размере сумма рублей в доход федерального бюджета; штраф по ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере сумма рублей в доход федерального бюджета.
Представитель административного истца МИФНС России № 2 по Рязанской области, извещенный надлежащим образом дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Алими Б.Ф., извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, в связи с чем суд, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, продолжил рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, представленные сторонами в порядке ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
В силу п.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
На основании ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.19 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 57 Конституции РФ, п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщиками признаются все физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. ст. 400, 401 Налогового кодекса РФ).
Статьей 13 Налогового кодекса РФ установлены виды федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, среди которых значится налог на доходы физических лиц.
В силу п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
К доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (пп. 5 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ).
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период, от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса (п. 17.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 2 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В силу пункта 4 этой же статьи в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Пунктом 5 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Статьей 228 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (пункт 2); обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3); обязаны уплатить общую сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4).
За невыполнение требований налогового законодательства и совершение налоговых правонарушений Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В частности, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 Налогового кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что Алими Б.Ф. в период с дата года по дата года принадлежало на праве общей долевой собственности в размере <данные изъяты> доли жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: адрес, с кадастровым номером номер, актуальной кадастровой стоимостью на 2018 год сумма рублей.
Алими Б.Ф. получил доход от продажи указанной квартиры, представив в Межрайонную ИФНС России № 2 по Рязанской области первичную декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в которой заявил о доходе от продажи квартиры в размере сумма рублей, машины в сумме сумма рублей.
Общая сумма дохода от продажи имущества составила сумма рублей, сумма дохода, подлежащая налогообложению – сумма рублей, общая сумма расходов и налоговых вычетов – сумма рублей. Налоговая база для исчисления налога – сумма рублей, сумма налога, исчисленная к уплате – сумма рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – сумма рублей.
дата года административный ответчик представил налоговому органу уточненную декларацию с корректировкой 1 по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в которой заявлен доход от продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес в размере сумма рублей, доход от продажи машин марка, марка в размере сумма рублей.
Общая сумма дохода от продажи имущества составила сумма рублей, сумма дохода, подлежащая налогообложению – сумма рублей, общая сумма расходов и налоговых вычетов – сумма рублей. Налоговая база для исчисления налога – сумма рублей, сумма налога, исчисленная к уплате – сумма рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – сумма рублей.
Принимая во внимание, что право собственности административного ответчика на квартиру зарегистрировано дата года, у Алими Б.Ф., получившего доход от возмездной сделки, возникла обязанность по уплате налога на доходы физических лиц.
Согласно п.5 ст.217.1 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость квартиры по адресу: адрес составила сумма рублей, с применением коэффициента <данные изъяты> эта сумма составит сумма руб., что менее дохода от продажи квартиры, заявленного самим налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации от дата года, исходя из которой налоговым органом заявлено требование в суд.
Пунктом 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ установлена налоговая ставка в размере 13%.
В силу п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Согласно пп. 1 п.1, пп. 1 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ налогоплательщик налога на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных налоговых вычетов при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, в частности, в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 данного Кодекса (три, пять лет), не превышающем в целом 1 000 000 рублей, а также в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 руб.
При этом в соответствии с п.п.2 п.2 ст.220 Налогового кодекса РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Исчисление налога на доходы физических лиц, в том числе физическими лицами, производится самостоятельно, для чего они обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Срок уплаты налога на доходы физических лиц - не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 228 Налогового кодекса РФ).
В добровольном порядке самостоятельно исчисленная налогоплательщиком сумма налога за 2018 год в установленный законом срок уплачена не была.
В связи с чем налоговым органом было направлено требование номер от дата года в адрес Алими Б.Ф. об уплате суммы налога по ставке 13 % исходя из суммы указанных им доходов и расходов за 2018 год, а впоследствии исходя из уточненной декларации от дата года налоговым органом в судебном порядке предъявлена сумма налога к уплате согласно следующему расчету: сумма рублей (общая сумма дохода, подлежащая налогообложению) – сумма рублей (сумма налоговых вычетов) х <данные изъяты> = сумма рублей;
сумма рублей (сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет) – сумма рублей (сумма налога, исчисленная по декларации 3-НДФЛ) = сумма рублей (сумма налога к доплате).
В связи с неисполнением обязанности по уплате данного налога административным истцом на сумму недоимки по уточненной декларации начислены пени в размере сумма рублей.
Суд, проверив указанный расчет, приходит к выводу, что расчет пени должен быть следующим: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Итого, сумма пени составляет сумма рублей.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) (ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ).
дата года налоговым органом составлен акт налоговой проверки номер и направлен дата года административному ответчику.
По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с представлением налогоплательщиком и его представителем, присутствующим на рассмотрении материалов налоговой проверки, возражений, было вынесено дополнение к акту проверки номер от дата года, которое Алими Б.Ф. получено лично дата года.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (пп. 4 п. 5 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
В ходе рассмотрения материалов налоговым органом определены смягчающие ответственность обстоятельства, в частности, несоразмерность деяния тяжести наказания, а так же неумышленное совершение налогового правонарушения, в связи с чем налоговым органом принято решение о смягчении штрафа в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ: сумма.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации 3-НДФЛ за 2018 год налоговым органом вынесено решение номер от дата года, полученное представителем налогоплательщика.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 3 ст. 69 Налогового кодекса РФ).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ).
Требование номер от дата года было направлено в адрес налогоплательщика через личный кабинет, получено Алими Б.Ф. дата года, однако, в установленный срок (до дата года) оплата налога на доходы не произведена.
В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В главе 11.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (ст.ст.123.1-123.8) определена упрощенная форма производства по административным делам путем вынесения мировым судьей судебного приказа по делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом в силу п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что дата мировым судьей судебного участка номер судебного района Советского районного суда г. Рязани был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени с Алими Б.Ф. за 2018 год на основании заявления МИФНС России № 2 по Рязанской области. По заявлению должника судебный приказ был отменен дата года определением того же мирового судьи.
В пределах шестимесячного срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ, административный истец обратился с настоящим административным иском в суд, что подтверждается отметкой на регистрационном штампе суда о принятии административного иска дата года.
По смыслу п.п. 3 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; в силу п.п. 1 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Однако, до настоящего времени Алими Б.Ф. требования налогового органа не исполнил, налоги в добровольном порядке не оплатил, сведений о том, что имеет какие –либо льготы по уплате налога ни он, ни налоговый орган не представили.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования налогового органа о взыскании с административного ответчика вышеуказанных сумм задолженности, в том числе суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц, исчисленной, согласно уточненной налоговой декларации налогоплательщика за 2018 год в течение трех месяцев со дня выявления по ней недоимки, подлежат удовлетворению частично.
В силу того, что административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, она в размере сумма руб. в соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, также подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░ ░░ ░░. 122 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)
░.░. ░░░░░░