Дело № 2-2499/2022; УИД 42RS0009-01-2022-005410-92
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Киселевский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего - судьи Курач Е.В.,
при секретаре – Ломыгиной Л.С.,
с участием истца Марченко А.С.
представителя истца Реутова А.И.,
представителя ответчика Байдаевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Киселевске
28 декабря 2022 года
гражданское дело по исковому заявлению Марченко А.С. к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Марченко А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что 21.04.2022 г. он обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 28.04.2022 г. за № мне было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Отказ был обоснован, отсутствуем требуемого специального стажа сроком не менее 5 лет. В специальный стаж засчитано только 2 года 8 месяцев 8 дней. Ответчиком не был включен в стаж:
Период обучения в СПТУ № г. Киселевска Кемеровской области с 01.09.1982 по 11.01.1986 (3 года 4 мес. 10 дней)
Период службы в составе вооруженных сил в период с 08.11.1986 по 07.07.1987 (7 мес. 29 дней) С данным решением ответчика не может согласиться ввиду следующего:
С 01.09.1982 по 11.01.1986 (3 года 4 мес. 10 дней) он проходил обучение в ПТУ № г. Киселевска по профессии <данные изъяты>. По окончании обучения ему была присвоена квалификация <данные изъяты> разряда, <данные изъяты>. Данный факт подтверждается Дипломом № от 12.01.1986 г.
Согласно военному билету и трудовой книжке в период с 08.11.1986 по 11.11.1988 (2 года 3 дня) он проходил военную службу в рядах Советской Армии.
Действовавшее в период прохождения его службы в Советской Армии и в период обучения в ПТУ № правовое регулирование предусматривало возможность зачета обучения и военной службы в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления моих прав в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
При указанных обстоятельствах, считает, что период моей службы в составе вооруженных Сил СССР с 08.11.1986 по 11.11.1988, а так же период обучения в ПТУ № с 01.09.1982 по 11.01.1986 подлежат включению в специальный стаж на соответствующих видах работ.
Таким образом, его стаж на дату обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно (28.04.2022) составляет 6 лет 2 месяца и 10 дней.
Продолжительность страхового и специального стажа дает ему право на назначение пенсии со снижением общеустановленного 65-летнего возраста, а именно, с даты обращения к ответчику с соответствующим заявлением (с 28.04.2022).
Просит признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу об отказе в установлении пенсии № от 28.04.2022; Обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период обучения Марченко А.С. с 01.09.1982 по 11.01.1986, период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 08.11.1986 по 11.11.1988; Обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу назначить Марченко А.С. трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста с 28.04.2022.
В судебном заседании истец Марченко А.С. и его представитель Реутов А.И., действующий на основании устного ходатайства, на удовлетворении требований настаивали.
Представитель ответчика ОПФР по Кемеровской области Байдаева М.Г., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований возражала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на день первоначального обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии - 07 ноября 2018 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах во вредных условиях труда, закреплено в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года и действующего на момент обращения Ш. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного выше Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из содержания подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 665 при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, если работа была предусмотрена Списком 1956 года и имела место до 01 января 1992 года, то к ней можно приравнять отдельные виды деятельности, предусмотренные в пунктах 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", в частности период службы в Вооруженных Силах СССР и период подготовки к профессиональной деятельности.
Согласно пункту 109 вышеуказанного Положения период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Списку N 1, утвержденному в 1956 году, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода, а период подготовки к профессиональной деятельности (начальное профессиональное образование) приравнивается к периодам, которые за ним следовали.
В абзаце 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий содержится указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данной нормой прямо установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах, определено, что продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 1 от 1956 года.
Из материалов дела усматривается, что с 01.09.1982 по 11.01.1986 (3 года 4 мес. 10 дней) истец проходил обучение в ПТУ № г. Киселевска по профессии <данные изъяты> По окончании обучения ему была присвоена квалификация <данные изъяты> С 16.01.1986 года по 09.09.1986 года работал <данные изъяты> по добыче угля Киселевскуголь. в период с 08.11.1986 по 11.11.1988 (2 года 3 дня) он проходил военную службу в рядах Советской Армии.
21.04.2022 года Марченко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 28.04.2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Как следует из решения пенсионного органа, для возникновения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу требовалось не менее 5 лет специального стажа.
По результатам оценки пенсионных прав Марченко А.С.пенсионным органом установлено, что на день обращения за назначением пенсии специальный стаж истца по Списку N 1 составил 2 года 8 месяцев 8 дней.
При этом специальный стаж по Списку N 1 до 01 января 1992 года по Списку № 1 засчитаны следующие периоды:
по Списку № 1 от 1956:
с 05.10.1983 по 15.10.1983 (11 дней), с 12.01.1984 по 15.02.1984 (1 месяц 4 дня), с 01.03.1985 по 17.04.1985 (1 месяц 17 дней), с 01.08.1985 по 31.12.1985 (5 месяцев 1 день), с 16.01.1986 по 09.09.1986 (7 месяцев 24 дня), с 25.01.1989 по 31.01.1989 (7 дней) - <данные изъяты>
Стаж работы по Списку №, утвержденному в 1956 году, у Марченко А.С. до 01.01.1992 составляет 1 год 4 месяца 4 дня.
с 08.07.1987 по 11.1 1.1988 (Г год 4 месяца 4 дня) - период прохождения военной службы по призыву, не превышающий имеющегося стажа по Списку № до 01.01.1992.
В специальный стаж истца не включены периоды:
- с 01.09.1982 по 11.01.1986, с 08.11.1986 по 07.07.1987 - периоды обучения в Среднем ПТУ №, военной службы по призыву, так как указанные периоды превышают суммарную продолжительность периодов работы по Списку № до 01.01.1992 (1 год 4 месяца 4 дня).
Суммарная продолжительность работы истца по Списку N 1 (специальный стаж) по решению пенсионного органа от 28.04.2018 года составил 2года 8 месяцев 8 дней, с учетом приравниваемого периода военной службы по призыву, не превышающего имеющегося стажа по Списку № до 01.01.1992 - 1 год 4 месяца 4 дня
Руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, суд исходит из того, что действующим законодательством установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах, продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 1 от 1956 года, и приходит к выводу, что периоды военной службы по призыву и обучения в СПТУ N 47 (как приравненная деятельность) подлежали зачету в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в размере не превышающем суммарную продолжительность работы истца по Списку N 1 от 1956 года по состоянию на 31 декабря 1991 года.
С учетом уже включенного ответчиком в специальный стаж по Списку № периода работы, суд не усматривает оснований для обязания ответчика включить в специальный трудовой стаж период обучения Марченко А.С. с 01.09.1982 по 11.01.1986, период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 08.11.1986 по 11.11.1988.
С учетом продолжительности периодов, включенных в специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган, суд в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной трудовой пенсии с 21.04.2022года по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" суд не усматривает
Оснований для назначения Марченко А.С. пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" судом не установлено, по мотиву отсутствия соответствующего указанному пункту специального стажа истца.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░-░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ 28.04.2022, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 01.09.1982 ░ ░░ 11.01.1986, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 08.11.1986 ░░ 11.11.1988, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 28.04.2022.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.01.2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░.░.