Решение по делу № 2-1138/2018 от 13.03.2018

№2-1138/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2018 г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Хохлачевой О.Н., при секретаре Боброве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Юлии Юрьевны к МО «Город Астрахань» в лице управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова Ю.Ю. обратилась в суд с иском, указав, что 25.10.2017г. в 23:10 по адресу: <адрес> А произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки «Мазда 6», государственный регистрационный номер под управлением истца, являющегося собственником данного транспортного средства. Причиной ДТП стал наезд автомобиля на выбоину, расположенную на проезжей части, в результате чего, автомобиль истца получил механические повреждения. На место ДТП вызваны сотрудники полиции. Наличие выбоины на дорожном покрытии подтверждается схемой ДТП и актом выявленных остатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 26.10.2017г. Размер выбоины, согласно документам составляет длиной 90 см, глубиной 12 см, шириной 85 см. Для определения размера причиненного материального ущерба автомобилю «Мазда 6», государственный регистрационный номер она обратилась в Агентство «ЭКСПЕРТ-СЕРВИС». Согласно экспертному заключению от 06 ноября 2017 стоимость восстановительного ремонта транспортного средства марки «Мазда 6» регистрационный номер с учетом эксплуатационного износа составляет 149 600 рублей, без учета износа – 286 000 рублей. Стоимость экспертного заключения составила 4000 рублей. О проведении осмотра поврежденного транспортного средства марки «Мазда 6», государственный регистрационный номер К330КН/30 письмом от 31.10.2017г. она уведомила ответчика, однако на осмотр представитель ответчика не явился. Истец просит взыскать с ответчика сумму ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 286 000 рублей, сумму расходов на проведение экспертизы в размере 4 000 рублей, убытки, понесенные в связи с оплатой услуг представителя в размере 8 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Милешин Д.Ю. уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика сумму ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 150 600 рублей, стоимость экспертного заключения в размере 4 000 рублей, услуги представителя 8 000 рублей, а также расходы на оплату госпошлины в размере 4 212 рублей.

В судебное заседание истец Кузнецова Ю.Ю. не явилась, извещена надлежащим образом, направила в адрес суда заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель администрации МО «Город Астрахань» Сатенов Р.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнений, просил отказать в иске в полном объеме.

Представитель ФКУ администрации МО «Город Астрахань» Абрамян Р.Т. в судебном заседании также возражал против удовлетворения иска, просил отказать в иске в полном объеме.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившим вред.

Пункт 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает презумпцию вины причинителя вреда. В силу этого лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Для наступления деликтной ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего : а)наступление вреда, б)противоправность поведения причинителя вреда, в)причинную связь между двумя первыми элементами и г)вину причинителя вреда.

Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Судом установлено, что Кузнецова Ю.Ю. является собственником автомобиля марки «Мазда 6», государственный регистрационный номер , что подтверждается свидетельством о регистрации .

Судом установлено, что 25.10.2017г. в 23:10 по адресу: <адрес> А произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки «Мазда 6», государственный регистрационный номер под управлением истца, являющегося собственником данного транспортного средства.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что причиной ДТП стал наезд автомобиля на выбоину, расположенную на проезжей части, в результате чего, автомобиль истца получил механические повреждения.

Наличие выбоины на дорожном покрытии подтверждается схемой ДТП и актом выявленных остатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 26.10.2017г. Размер выбоины, согласно документам составляет длиной 90 см, глубиной 12 см, шириной 85 см.

Для определения размера причиненного материального ущерба автомобилю «Мазда 6», государственный регистрационный номер Кузнецова Ю.Ю. обратилась в Агентство «ЭКСПЕРТ-СЕРВИС».

Согласно экспертному заключению от 06 ноября 2017 стоимость восстановительного ремонта транспортного средства марки «Мазда 6» регистрационный номер с учетом эксплуатационного износа составляет 149 600 рублей, без учета износа – 286 000 рублей.

О проведении осмотра поврежденного транспортного средства марки «Мазда 6», государственный регистрационный номер письмом от 31.10.2017г. она уведомила ответчика, однако на осмотр представитель ответчика не явился. На проведение автоэкспертизы ею потрачено 4000 рублей, что подтверждается квитанцией от 06.11.2017г..

Факт причинения вреда имуществу истца подтвержден материалами дела, не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Согласно акту от 26.10.2017г, составленному инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области, на указанном участке дороги выявлена выбоина размером 85 х 90 х 12 см.

Сведения о том, что на данном участке дороги имеются ограждающие сооружения и предупредительные знаки, отсутствуют. Также судом установлено, что на данном участке дороге также отсутствовало освещение, дорожно-транспортное происшествие произошло в темное время суток.

Определением должностного лица ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 26.10.2017 в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Кузнецовой Ю.Ю. отказано.

Причиной ДТП стал наезд автомобиля на выбоину, расположенную на проезжей части, в результате чего, автомобиль получил механические повреждения.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области.

В силу ст. 12 указанного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12).

Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности оговорены в ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К ним относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 ««Автомобильные дороги» «дороги» и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.1.0.1993 № 221), согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

Согласно п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик не представил доказательств отсутствия своей вины в возникновении ущерба имуществу истца. При этом, как следует из процессуального документа должностного лица, ущерб возник также в результате несоблюдения истцом правил дорожного движения.

Согласно Уставу МО «Город Астрахань» Городской Думой по представлению мэра города утверждается структура администрации г.Астрахани.

Администрация города Астрахани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Астрахани.Согласно п. 2.2. Положения об администрации муниципального образования «Город Астрахань», утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» 31.10.2013 №186, администрация города, выполняет исполнительно-распорядительные функции в рамках имеющихся полномочий, в том числе, в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Астрахани.

Согласно Уставу города в структуру администрации г. Астрахани могут входить территориальные и отраслевые (функциональные) органы управления администрации города.

Отраслевыми (функциональными) органами управления являются специально создаваемые органы по решению вопросов местного значения и осуществлению переданных федеральными законами и законами Астраханской области государственных полномочий.

Территориальные и отраслевые (функциональные) органы управления осуществляют свою деятельность в соответствии с Положениями о территориальных и отраслевых (функциональных) органах управления, которые утверждаются мэром города.

Территориальные и отраслевые (функциональные) органы управления наделяются правами юридического лица.

На основании п. 2.1.5. Положения об Управлении по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» (далее Управление), утвержденного Решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 03.09.2015 № 79, в Управление осуществляет организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения в части: содержания и текущего ремонта автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Астрахань».

Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Таким образом, администрацией МО «Город Астрахань» создана специальная структура по организации дорожного хозяйства, наделенная правами юридического лица, финансирование деятельности которой производится в установленном порядке. Факт отсутствия достаточного финансирования не влечет освобождение от ответственности.

Поскольку для деликтной ответственности обязательным требованием является виновное причинение вреда, тем не менее, суд принимает во внимание форму вины. По мнению суда, вина ответчика выражается в форме неосторожности, то есть в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности, заботливости и т.п..

Таким образом, судом установлены основания для возмещения ущерба с муниципального образования в лице соответствующего управления в пользу истца.

Что касается размера ущерба, то согласно экспертному заключению от 06 ноября 2017г., выполненного Агентством «ЭКСПЕРТ-СЕРВИС», стоимость восстановительного ремонта транспортного средства марки «Мазда 6» регистрационный номер с учетом эксплуатационного износа составляет 149 600 рублей, без учета износа – 286 000 рублей.

В соответствии с ч.3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Таким образом, заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч.3 ст. 86 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.

Таким образом, при проведении оценки установленная сумма ущерба является рекомендуемой.

Исходя из указанных требований закона, совокупности доказательств суд приходит к выводу об обоснованности и полноте экспертного заключения.

Сторонами заключение не оспаривается.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации вред лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.

При таких обстоятельствах, с учетом уточнений исковых требований, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца суммы ущерба в размере 150 660 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно части первой статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса.

Согласно части первой статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Исходя из требований о разумности, учитывая категорию дела, участие представителя в двух судебных заседаниях, суд считает возможным определить сумму, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца в виде расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей. Доказательства несения стороной данных расходов в деле имеются.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в чью пользу состоялось решение суда, подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы. При таких обстоятельствах, в пользу истца с ответчика подлежат взыскания расходы по оплате услуг эксперта по определению размера ущерба в сумме 4000 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 4212 рублей.

В соответствии со ст.96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.

В силу ч.2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, определением суда от 11 апреля 2018г. по ходатайству представителя ответчика была назначена судебная автотехническая экспертиза, производство которой поручено ООО КФ "Гранд-эксперт". Согласно ходатайству ген. директора ООО КФ "Гранд-эксперт" оплата за проведение экспертизы в сумме 25000 рублей до настоящего времени не произведена.

Как указано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в случае изменения размера исковых требований после возбуждения производства по делу при пропорциональном распределении судебных издержек следует исходить из размера требований, поддерживаемых истцом на момент принятия решения по делу.

Вместе с тем уменьшение истцом размера исковых требований в результате получения при рассмотрении дела доказательств явной необоснованности этого размера может быть признано судом злоупотреблением процессуальными правами и повлечь отказ в признании понесенных истцом судебных издержек необходимыми полностью или в части (часть 1 статьи 35 ГПК РФ, части 6, 7 статьи 45 КАС РФ) либо возложение на истца понесенных ответчиком судебных издержек (статья 111 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом снижен размер страхового возмещения до 52,65% от первоначально заявленной суммы иска, признав ее неправомерность по результатам судебной экспертизы, в связи чем судебные расходы по проведению судебной экспертизы суд возлагает на стороны, а именно с истца в пользу ООО КФ "Гранд-эксперт" подлежит взысканию сумма 11837 руб. 50 коп., а с ответчика 13162 руб. 50 коп..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194,196 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с МО «Город Астрахань» в лице управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» за счет средств казны МО «Город Астрахань» в пользу Кузнецовой Юлии Юрьевны в возмещение ущерба 150 600 рублей, расходы на оценку ущерба 4 000 рублей, услуги представителя в размере 8 000 рублей, в возврат государственной пошлины 4 212 рублей.

Взыскать с МО «Город Астрахань» в лице управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» за счет средств казны МО «Город Астрахань» в пользу Общества с ограниченной ответственностью Коммерческая фирма "Гранд-эксперт" расходы по проведению судебной автотехнической экспертизы в сумме 13162 рубля 50 копеек.

Взыскать с Кузнецовой Юлии Сергеевны в пользу Общества с ограниченной ответственностью Коммерческая фирма "Гранд-эксперт" расходы по проведению судебной автотехнической экспертизы в сумме 11837 рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Судья:                                        О.Н. Хохлачева

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2018 года.

Судья:                                        О.Н. Хохлачева

2-1138/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Юлия Юрьевна
Кузнецова Ю.Ю.
Ответчики
МО ГОРОД АСТРАХАНЬ В ЛИЦЕ УКХБ АДМИНИСТРАЦИИ Г.АСТРАХАНЬ
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Дело на сайте суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
13.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2018Передача материалов судье
14.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2018Подготовка дела (собеседование)
09.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2018Судебное заседание
22.05.2018Производство по делу возобновлено
31.05.2018Судебное заседание
01.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2020Передача материалов судье
20.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2020Подготовка дела (собеседование)
20.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Производство по делу возобновлено
20.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее