Судья Коротенко Д.И. дело № 33-1065/2024
УИД № 34RS0008-01-2023-006088-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 февраля 2024 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Марчукова А.В.,
судей Кудрявцевой А.Г., Шиповской Т.А.,
при секретаре Зубаревой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-4998/2023 по иску Александровского И. П. к Главному управлению МЧС России по Волгоградской области о взыскании денежной компенсации
по апелляционной жалобе представителя Александровского И. П. по доверенности Андреева А. В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 27 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Александровского И. П. к Главному управлению МЧС России по Волгоградской области о взыскании денежной компенсации, - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав истца Александровского И.П. и его представителя – по доверенности Андреева А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика – по доверенности Кадура И.А., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Александровский И.П. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Волгоградской области о взыскании денежной компенсации.
В обоснование исковых требований указал, что являлся сотрудником федеральной противопожарной службы с <.......> года по ДД.ММ.ГГГГ. По последнему месту службы имел звание подполковник внутренней службы, занимал должность начальника <.......> МЧС России по Волгоградской области.
Для занимаемой должности установлен следующий режим служебного времени - ненормированный служебный день.
В период с ДД.ММ.ГГГГ и до увольнения начальник части Александровский И.П. привлекался к работе (службе) в выходные и нерабочие праздничные дни в количестве <.......> часов, а также в ночное время в количестве <.......> часов. Однако, компенсации за работу (службу) в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время Александровскому И.П. не предоставлялись.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ГУ МЧС России по Волгоградской области компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и размере 372 417, 48 рублей, неустойку за просрочку выплаты компенсации в размере 297,93 рублей за каждый день просрочки выплаты компенсации, начиная с <.......> по день фактической выплаты, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Александровского И.П. по доверенности Андреев А.В. просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление МЧС России по Волгоградской области просит решение суда оставить без изменения.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Александровский И. П. являлся сотрудником федеральной противопожарной службы с <.......> года по ДД.ММ.ГГГГ.
По последнему месту службы имел звание подполковник внутренней службы, занимал должность начальника <.......> МЧС России по Волгоградской области.
Занимаемая Александровским И.П. должность начальника <.......> МЧС России по Волгоградской области, согласно утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 26.06.2020 № 424 Перечню типовых должностей в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и соответствующих этим должностям специальных званий, отнесена к должности старшего начальствующего состава.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Александровский И.П. утверждал, что в период службы с ДД.ММ.ГГГГ и до увольнения он неоднократно привлекался к работе (службе) сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказом МЧС России от 24.09.20189 №410 об утверждении Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, пришел к выводу об отсутствии наличии правовых оснований для удовлетворения иска и взыскания в пользу Александровского И.П. компенсации за сверхурочную работу, расчет за которую с работником не был произведен при увольнении.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Отношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и ее прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ служебное время определено как период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
Согласно части пятой статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников федеральной противопожарной службы, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в федеральной противопожарной службе, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности перечнем должностей в федеральной противопожарной службе, что указывается в контракте. Сотруднику, имеющему ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью пятой статьи 59 настоящего Федерального закона (не менее трех и не более десяти календарных дней).
Согласно части 6 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. №141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
С учетом положений части 10 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5, 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. №195 (далее – Порядок №195), регламентированы основания и порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Так, пунктом 96 указанного Порядка №195 определено, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал).
Согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24 сентября 2018 г. № 410 (далее – Порядок №410), продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
В соответствии с пунктом 11 Порядка №410 сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха.
В силу пункта 15 Порядка №410 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России.
В соответствии с пунктом 18 Порядка №410 по просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», с изменениями, внесенными Приказами МЧС России от 28.11.2013 № 764, от 11.02.2015 № 66, от 26.05.2015 № 261 и от 30.03.2016 № 156.
В силу пункта 94 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. №195, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (за сверхурочную работу) выплачивается на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 98 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).
Требование о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени носит заявительный характер.
По смыслу приведенных выше положений законодательства, в отсутствие рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу основания для выплаты такой компенсации отсутствуют.
Из материалов дела следует, что истец Александровский И.П. с рапортами о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не обращался.
Кроме того, пунктами 6 - 10 Порядка № 410 предусмотрено, что в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МЧС России составляются табели учета служебного времени сотрудников федеральной противопожарной службы (форма табеля определена в Приложении к настоящему Порядку). Сотрудники федеральной противопожарной службы, ответственные за ведение табеля, определяются правовым актом руководителя (начальника) подразделения МЧС России. Заполненный табель по окончании учетного периода передается в соответствующее кадровое подразделение. Заполненные табели хранятся в кадровом подразделении в течение трех лет с момента окончания учетного периода. Продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Как усматривается из материалов дела, именно истец Александровский И.П. являлся лицом, ответственным за ведение табелей учета служебного времени сотрудников <.......> МЧС России по Волгоградской области.
Представленные в дело табели учета служебного времени за спорный период, подписанные истцом (при его отсутствии на службе - заместителем начальника), не содержат сведений о привлечении Александровского И.П. к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а привлечение истца к выполнению служебных обязанностей в ночное время в <.......> оплачено в соответствии с требованиями п.95 Приказа МЧС России от 21 марта 2013 г. № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, Александровскому И.П. были предоставлены дополнительные отпуска в количестве <.......> календарных дней за <.......> в соответствии с пунктом 24 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24 сентября 2018 г. № 410.
Таким образом, исследовав доказательства, представленные сторонами, проанализировав доводы истца, возражения ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсаций за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Судебная коллегия находит, что разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с оценкой судом первой инстанции обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в полном соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Поскольку выводы суда соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г.Волгограда от 27 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Александровского И. П. по доверенности Андреева А. В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: