2а-782/2019
10RS0№ ...-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июля 2019 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Фоминой А.М. при секретаре Шишулиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ........ в Кондопожском, Медвежьегорском и ........х к администрации Кондопожского муниципального района о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Административный истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что в период 2018 – 2019 гг. в связи с поступлением обращений граждан должностными лицами территориального отдела возбуждены дела об административных правонарушениях по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ в отношении администрации Кондопожского муниципального района. По результатам административных расследований было установлено, что в нарушение п. 2.1.3, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-10, п. 3.11 СанПиН СП 3.ХХ.ХХ.ХХ-14, на территории домовладения у ........ № ... по ........ не выделена специальная площадка для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, открытая, с водонепроницаемым покрытием с соблюдением нормативного расстояния от жилых домов до места временного хранения отходов (не менее 20 м. и не более 100 м.), размещение контейнеров площадки на селитебной территории согласовать с районным архитектором и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора; в нарушение п. 3.11 СанПиН 3.ХХ.ХХ.ХХ-14, п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-10 на территории домовладения у ........ не выделена специальная площадка под контейнером для сбора и вывоза твердых бытовых отходов с водонепроницаемым покрытием; в нарушение п. 2.3.2, СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладения у ........ и ........ выгребные ямы (помойниц для неканализированных домовладений) находятся на расстоянии без соблюдения нормативных требований от детских образовательных учреждений (интернат МОУ СОШ № ... ........ РК, спортивная площадка МОУ СОШ № ... ........ РК, территория участка корпуса № ... МДОУ № ... «Колосок»);
За выявленные нарушения администрация Кондопожского муниципального района неоднократно привлекалась к административной ответственности в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ. В связи с тем, что до настоящего времени ответчиком не устранены нарушения санитарного законодательства, просит признать незаконным бездействие администрации Кондопожского муниципального района, выразившееся в невыполнении санитарно-эпидемиологических требований п.п.2.1.3., 2.2.3, 2.3.2 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-10, п. 3.11 СанПиН 3.ХХ.ХХ.ХХ-14, а также обязать администрацию Кондопожского муниципального района в срок до ХХ.ХХ.ХХ исполнить требования санитарного законодательства.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Изложенные в исковом заявлении доводы поддерживают в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Кондопожского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ).
Из п. 2 ст. 21 ФЗ № 52-ФЗ следует, что содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам, согласно п. 1 ст. 22 данного Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В п. 1 ст. 8 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в т.ч. раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1, 2 ст. 13 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № ...-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР ХХ.ХХ.ХХ.
П. 2.1.3, 2.3.2., 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, установлено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м.
В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ...) для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с п. 3.11 СанПиН 3.ХХ.ХХ.ХХ-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ...) санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам, очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Судом установлено, что в период с 2018 по 2019 год в территориальный отдел обращались граждане с жалобами на ненадлежащее расположение и содержание емкостей для сбора жидких и твердых бытовых отходов, ненадлежащую организацию вывоза бытовых отходов и мусора.
По результатам административных расследований было установлено, что в нарушение п. 2.1.3, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-10, п. 3.11 СанПиН СП 3.ХХ.ХХ.ХХ-14, на территории домовладения у ........ № ... по ........ не выделена специальная площадка для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, открытая, с водонепроницаемым покрытием с соблюдением нормативного расстояния от жилых домов до места временного хранения отходов (не менее 20 м. и не более 100 м.), размещение контейнеров площадки на селитебной территории согласовать с районным архитектором и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора; в нарушение п. 3.11 СанПиН 3.ХХ.ХХ.ХХ-14, п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-10 на территории домовладения у ........ не выделена специальная площадка под контейнером для сбора и вывоза твердых бытовых отходов с водонепроницаемым покрытием; в нарушение п. 2.3.2, СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладения у ........ и ........ выгребные ямы (помойниц для неканализированных домовладений) находятся на расстоянии без соблюдения нормативных требований от детских образовательных учреждений (интернат МОУ СОШ № ... ........ РК, спортивная площадка МОУ СОШ № ... ........ РК, территория участка корпуса № ... МДОУ № ... «Колосок»). За выявленные нарушения администрация Кондопожского муниципального района привлекалась к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ за нарушение требований СанПиН.
Судом также установлено, что жилых домах № ... по ........ и № ... по ........ не выбран способ управления общим имуществом многоквартирных домов, они находятся на аварийно-диспетчерском и паспортном обслуживании Кондопожского ММП ЖКХ. Собственником большинства жилых помещений в данных домах является администрация Кондопожского муниципалнього района.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что администрацией Кондопожского городского поселения не исполнены требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Суд также считает необходимым возложить на администрацию Кондпожского муниципального района обязанность сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ........ в Кондопожском, Медвежьегорском и ........х в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и исполнимым.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кондопожского муниципального района, выразившееся в невыполнении санитарно-эпидемиологических требований.
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района в срок до ХХ.ХХ.ХХ:
для домов № ... по ........ в ........ выделить специальную площадку для размещения контейнеров с удобным подъездом транспорта, открытую, с водонепроницаемым покрытием и ограниченную бордюром и зелеными насаждениями по периметру с соблюдением нормативного расстояния от жилых домов до места временного хранения отходов не менее 20 м. и не более 100 м., размещение контейнерной площадки на селитебной территории согласовать с районным архитектором и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора;
для ........ в ........ обеспечить водонепроницаемое покрытие (асфальтирование или бетонирование площадки под контейнером для сбора и вывоза твердых бытовых отходов;
обеспечить соблюдение нормативных расстояний не менее 20 м. от выгребных ям (помойниц для неканализированных домовладений) жилых домов № ... по ........ и ........ по ул. в ........ до детских образовательных учреждений (интернат МОУ СОШ № ... ........ РК, спортивная площадка МОУ СОШ № ... ........ РК, территория участка корпуса № ... МДОУ № ... «Колосок»)
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ........ в Кондопожском, медвежьегорском и ........х в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.М. Фомина
Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ.