Дело № 2а-726/2019
№ 88а-1575/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 19 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дорохова А.П.
судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ёлгина Андрея Анатольевича, поданную 26 декабря 2019 года, на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 29 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Ёлгина Андрея Анатольевича к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий, связанных со снятием с учета подпрограммы по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., возражения представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ёлгин А.А. обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконными действия заместителя начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ), связанные с исключением Ёлгина А.А. из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; обязать начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ восстановить Ёлгина А.А. в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и в составе участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; взыскать судебные расходы. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 26 мая 2015 года он был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с датой постановки на учет 18 ноября 2014 года, с составом семьи три человека, избранное место жительства: Забайкальский край. 2 декабря 2016 года он был исключен из состава участников подпрограммы на 2015-2020 года. С указанным решением не согласен, поскольку проживает в служебном помещении, расположенном в закрытом военном городке Министерства обороны РФ, ни он, ни члены его семьи в собственности жилья или по договору социального найма не имеют.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 29 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Ёлгину А.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной Ёлгиным А.А. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд города Хабаровска 26 декабря 2019 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своей позиции заявитель сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, ни он, ни члены его семьи не имеют жилья в собственности или по договору социального найма, проживают на территории закрытого военного городка в служебном жилом помещении. Основанием, дающим ему право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличии у территории места проживания статуса закрытого военного городка. В соответствии с действующим законодательством, проживание определенной категории граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2020 года кассационная жалоба Ёлгина А.А. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Ёлгин А.А. о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, с 28 декабря 1991 года Ёлгин А.А. проходил военную службу по контракту. Приказом командира войсковой части 23297 № 128 от 3 июля 2007 года Ёлгин А.А. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской и военной службе», выслуга лет составила 15 лет 2 месяца.
С 16 августа 2007 года Ёлгин А.А. исключен из списков личного состава воинской части, снят со всех видов обеспечения, направлен на воинский учет в Читинский РВК.
В период прохождения военной службы Ёлгину А.А. на состав семьи четыре человека: Ёлгин А.А., ФИО7 (супруга), ФИО8 (сын), ФИО9 (дочь), на основании договора найма служебного жилого помещения № 63 от 7 июля 2006 года, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из карточки регистрационного учета, по состоянию на 6 ноября 2014 года Ёлгин А.А. и члены его семьи: ФИО9 и ФИО8 были зарегистрированы и проживали в указанном жилом помещении.
В 2014 году Ёлгин А.А. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, как лица, проживающего на территории закрытого военного городка № 38 ст.Домна.
В соответствии с уведомлением ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ от 1 июня 2015 года № 02-08/00014176, Ёлгин А.А. и члены его семьи были включены в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с датой постановки на учет - 18 ноября 2014 года, датой включения в реестр – 26 мая 2015 года, с составом семьи три человека, в том числе ФИО8 (сын), ФИО9 (дочь), избранное место жительства – Забайкальский край.
Письмом заместителя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ от 6 декабря 2016 года за № 27/2/30802 Ёлгину А.А. сообщено об его исключении по состоянию на 2 декабря 2016 года из состава участников подпрограммы, в связи с тем, что им не приобретено право быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац третий пункта 14 статьи 15 Федерального закона).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что Ёлгин А.А. не приобрел право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку на учете в жилищных органах Министерства обороны РФ в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы при общей продолжительности военной службы на день увольнения 15 лет 2 месяца (а не по основаниям, предусмотренным пунктом 14 статьи 15 Федерального закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) и утратил связи с Министерством обороны РФ с 16 августа 2007 года (исключен из списков личного состава войсковой части).
Вопреки доводам кассационной жалобы, факт проживания истца в закрытом военном городке не является самостоятельным и достаточным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата. Реализация процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности в данном случае не установлена. Требований о выселении из занимаемого жилого помещения к Ёлгину А.А. не предъявлено.
Указание в кассационной жалобе Ёлгиным А.А. о том, что ни он, ни члены его семьи не имеют жилья в собственности или по договору социального найма, проживают на территории закрытого военного городка в служебном жилом помещении, правового значения не имеют, поскольку установление нуждаемости административного истца в жилом помещении не является предметом настоящего спора.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 29 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ёлгина Андрея Анатольевича – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи