Дело № 2-398/2024
УИД - 16RS0027-01-2024-000393-30
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 ноября 2024 года п.г.т. Богатые Сабы
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сабирова Д.Р.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хакимова И.Н. к Отделению пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о защите пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Хакимов И.Н. (далее – Хакимов И.Н., истец) обратился в суд с иском к Отделению пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по РТ, ответчик) о защите пенсионных прав.
В обоснование иска указано, что решением от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с работой в тяжелых условиях и с отсутствием требуемого специального трудового стажа. В решении отдела установления пенсии № указано, что в специальный стаж необходимый для назначения пенсии не были включены периоды его работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тракториста <данные изъяты> по содержанию лесовозных дорог и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя манипулятора <данные изъяты>. Ответчик считает, что истцом выработан специальный стаж <данные изъяты> дня. С данным решением истец не согласен, считает его не законным.
На основании изложенного, с учетом увеличенных исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец просил признать решение отдела установления пенсий № ОСФР по РТ за № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ Хакимова И.Н. периоды его работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тракториста <данные изъяты> по содержанию лесовозных дорог и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя манипулятора Камаза и обязать ответчика включить в специальный стаж на соответствующих видах работ истца указанные периоды, признать за истцом право на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Хакимов И.Н. и его представитель по ордеру адвокат ФИО2 заявленные требования поддержали, ссылаясь в обоснование своей позиции на изложенные выше обстоятельства.
Представитель ответчика - ОСФР по РТ в судебное заседание не явился, представитель по доверенности ФИО3 предоставила отзыв по существу заявленных требований, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что у Хакимова И.Н. нет стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение по причине отсутствия документального подтверждения его работы в особых условиях труда.
Третье лицо – ООО «Сабинский лесхоз» о месте и времени судебного заседания извещено, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Выслушав объяснения стороны истца, изучив предоставленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции РФ.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации устанавливается равенство всех перед законом и недопустимость нарушения прав граждан.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только Федеральным Законом и только в той мере, в какой необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В пункте 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Из содержания части 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, - Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Названным Списком предусмотрено, что право на досрочную пенсию имеют водители автомобилей на вывозке леса, а также трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса.
До ДД.ММ.ГГГГ при досрочном назначении трудовой пенсии по старости действовал Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1173, согласно которому правом на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда пользовались шоферы лесовозных автомобилей.
Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от ДД.ММ.ГГГГ №, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173.
Таким образом, законодательством право на досрочную пенсию по старости закреплено за водителями автомобилей по вывозке леса, а также трактористами на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, занятыми непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Хакимов И.Н. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, ввиду отсутствия требуемого специального стажа <данные изъяты>, у заявителя специальный стаж – <данные изъяты> дня, поскольку как из представленных документов не усматривается занятость Хакимова И.Н. в качестве тракториста по подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, а также водителем на вывозке леса.
Как следует из копии трудовой книжки истца, в период c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Хакимов И.Н. работал трактористом по содержанию лесовозных дорог <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем манипулятора автомобиля <данные изъяты> указанной организации.
Пенсионным фондом до вынесения решения об отказе Хакимов И.Н. в назначении пенсии проведена проверка документов по личному составу <данные изъяты> (с учетом его переименовании), находящихся на хранении в архиве, и составлен акт, из которого видно, что в книгах приказов, ведомостях по начислению зарплаты, личных карточках сведения о том, что Хакимов И.Н. работал трактористом по подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, а также водителем на вывозке леса, отсутствуют.
По утверждению Хакимова И.Н., вышеуказанные спорные периоды его работы подлежат включению в его специальный страховой стаж в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Между тем должности, которые занимал истец в спорные периоды, не поименовaны Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, что в силу приведенного правового регулирования исключает возможность включения соответствующих периодов в названный страховой стаж истца. Доводы истца об обратном, основанные на расширительном толковании указанного Списка со ссылкой на Примечание к нему, судом отклоняются ввиду их несостоятельности. Названный Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, полномочиями на установление тождества профессий суд не наделен.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Хакимов И.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.
В пункте 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Период работы у Хакимова И.Н. протекал после введения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Данными индивидуального (персонифицированного) учета работа истца в особых условиях труда за спорные периоды не подтверждается: сведения за периоды работы истца после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (ДД.ММ.ГГГГ) его работодателем представлены без указания кода льготы и количества отработанных дней/месяцев по вышеуказанному Списку, то есть без подтверждения работы, связанной c работой на лесозаготовках и лесосплаве, указана работа на общих условиях.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности включить спорные периоды в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправильном наименовании работодателем его должности (профессии), так же, как и соответствующих справок или иных документов, подтверждающих занятость в указанные периоды в тяжелых условиях труда, истцом ни в орган пенсионного обеспечения, ни в суд не представлено.
В связи с тем, что на день обращения истца в пенсионный орган по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, специальный стаж не выработан, соответственно у истца отсутствует и право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку в материалах дела отсутствуют письменные (допустимые) доказательства выполняемой истцом работы трактористом на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, а также водителем автомобиля по вывозке леса, на что ответчик указывал в своем решении, суд приходит к выводу об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Хакимова И.Н. (паспорт №) к Отделению пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН №) о защите пенсионных прав отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Д.Р. Сабиров