Решение по делу № 33-1047/2021 от 19.04.2021

Судья: Сухова Е.В. Дело № 33-1047

УИД 44RS0001-01-2020-006937-24

(№ дела в суде первой инстанции 2а-664/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«31» мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.

судей Зиновьевой Г.Н., Ивановой О.А.,

при секретаре Пыльновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Румянцева Александра Юрьевича на решение Свердловского районного суда города Костромы от 02 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление Румянцева Александра Юрьевича к управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы о признании незаконным распоряжения начальника управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 22 апреля 2020 года незаконным, восстановлении нарушенных прав оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав Румянцева А.Ю. и его представителя по доверенности Мелкумяна А.С., представителя управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы по доверенности Рубцова И.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

    Румянцев А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее также Управление) о признании незаконным и отмене распоряжения.

В обоснование указал, что решением городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в список лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за № 108. С момента постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения и до настоящего времени он зарегистрирован и проживает в квартире <адрес> общая площадь которой составляет 33,6 кв.м. В апреле из письма Управления за № 11-22исх-210/20 от 23 апреля 2020 года, ему стало известно, что согласно распоряжению начальника Управления от 22 апреля 2020 года № 862-р он был снят с учета нуждающихся в жилых помещения. Обстоятельством, послужившим для принятия оспариваемого распоряжения, явился факт принятия им наследственного имущества, оставшегося после смерти матери, - дома, расположенного по адресу: <адрес> площадью 70,3 кв.м. При этом ответчиком не было принято во внимание, что в доме никто не проживал, дом разрушен, не пригоден для проживания. Ответчик посчитав, что в пользовании истца находится 8,4 кв.м. (33,6кв.м./4чел=8,4кв.м.), по месту регистрации, исходя из зарегистрированных 4-х человек, а также 70,3 кв.м. общей площади жилого дома <адрес>, принятого по наследству, сделал вывод об отсутствии нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени в собственности истца не находится жилых помещений, пригодных для проживания. Непригодность дома для проживания подтверждается актом обследования помещения от 7 октября 2020 года и заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. До настоящего времени в собственности истца не находится жилых помещений, пригодных для проживания. Из выводов, указанных в акте и заключении следует, что жилой дом по вышеуказанному адресу не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригоден для постоянного проживания. Наследство принято им исключительно ради земельного участка, на котором расположен данный объект. Земельный участок используется для ведения хозяйства (сад и огород). При принятии решения об исключении истца из списков очередников на получение жилого помещения, ответчик не принял во внимание фактическое состояние дома в <адрес>. Таким образом, Румянцев А.Ю. считает действия административного ответчика по принятию распоряжения от 22.04.2020 «О снятии А.Ю. Румянцева с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» незаконными.

В этой связи истец просит:

- признать незаконным и отменить распоряжение начальника управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 22 апреля 2020 года № «О снятии Румянцева А.Ю. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»;

- восстановить его в списках лиц, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 22 апреля 2020 года.

02 февраля 2021 года судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Румянцев А.Ю. просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить распоряжение администрации г. Костромы от 22 апреля 2020 года № «О снятии Румянцева А.Ю. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и восстановить его в списках лиц, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по состоянию на 22 апреля 2020 года. В обоснование доводов жалобы вновь ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 14 апреля 2021 года постановлено перейти к рассмотрению дела по настоящему иску Румянцева Александра Юрьевича в порядке гражданского судопроизводства и передать его для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Румянцев А.Ю. и его представитель Мелкумян А.С. апелляционную жалобу поддержали.

Представитель управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы по доверенности Рубцов И.М. полагал решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит отмене.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Румянцев А.Ю. является участником ликвидации последствий на ЧАЭС, имеет 3-ю группу инвалидности.

ДД.ММ.ГГГГ Румянцев А.Ю. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, как имеющий обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских советов народных депутатов.

Согласно п. 2.1. Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденных постановлением главы администрации Костромской области от 23 февраля 1996 года № 119 (в редакции постановления главы администрации Костромской области от 30 июня 1997 года № 447), действовавших на момент принятия истца на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признавались граждане, имеющие обеспеченность на одного члена семьи менее 12 кв. м. общей площади жилого помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

На основании п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

П. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Решением Думы города Костромы от 23 июня 2005 года № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме» учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы, установлена в отдельном жилом помещении – в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В соответствии с п. 2.2.1 Административного регламента предоставления администрацией города Костромы муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими и принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих граждан, утвержденного постановлением администрации города Костромы от 05 апреля 2019 года № 512, от имени администрации города Костромы признание граждан малоимущими и принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих граждан осуществляет управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы в соответствии с Положением об управлении имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 23 марта 2015 года N 604.

В момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях истец Румянцев А.Ю. проживал в квартире <адрес>, общей площадью 33,6 кв.м, там же продолжает проживать в настоящее время.

Обеспеченность Румянцева А.Ю. на момент постановки на учет, исходя из числа зарегистрированных лиц в квартире, общей площадью на одного человека составляла менее 12 кв.м., а именно 11,2 кв.м. (33,6 кв.м./3 чел.).

В настоящее время в данной квартире зарегистрировано 4 человека, в том числе и истец, и его обеспеченность общей площадью на одного человека в квартире составляет менее 12 кв.м., а именно 8,4 кв.м ( 33,6 кв.м./4 чел.).

При проверке наличия оснований отнесения Румянцева А.Ю. к лицам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, управлением имущественных и земельных отношений администрации города Костромы было установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 24 октября 2019 года Румянцеву А.Ю. с 04 ноября 2018 года принадлежит на праве собственности объект недвижимости в виде жилого здания общей площадью 70,30 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

С учетом указанной информации управлением имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сделан вывод, что в пользовании Румянцева А.Ю. находится 8,4 кв. м. общей площади в жилом помещении по адресу: г<адрес> а также в собственности находится жилое здание, общей площадью 70,30 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> Всего в его пользовании 78,70 кв. м. (8,4+70,30) общей площади, то есть более 12 кв. м. общей площади.

В этой связи оспариваемых распоряжением начальника управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 22 апреля 2020 года № Румянцев А.Ю. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (Список участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).

О принятом решении Румянцев А.Ю. уведомлен письмом от 23 апреля 2020 года №11-22исх-210/20.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (Положение).

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно акту обследования помещения от 07 октября 2020 года, составленному межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы Красносельского муниципального района Костромской области от 08 июня 2007 года № жилой дом по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригоден для постоянного проживания.

Заключением той же межведомственной комиссии от 09 октября 2020 года № 10 признано, что жилой дом по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригоден для постоянного проживания.

В Обзоре практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, разъяснено, что приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.

Поскольку жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Румянцеву А.Ю., непригоден для постоянного проживания и это подтверждено в установленном законом порядке, его площадь не подлежит учету при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения.

При таких обстоятельствах оснований для снятия истца Румянцева А.Ю. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, у ответчика не имелось.

В этой связи решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Румянцева А.Ю. нельзя признать законным и обоснованным.

Выводы суда о том, что оспариваемое распоряжение начальника управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы о снятии истца с учета является правомерным, и им не нарушены права и свободы истца, не созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод, являются несостоятельными, противоречат требованиям закона и установленным фактическим обстоятельствам дела.

Суждение о том, что на момент принятия распоряжения ответчик не имел правовых оснований для оценки пригодности (непригодности) для проживания принадлежащего Румянцеву А.Ю. жилого дома, а сам истец в межведомственную комиссию по этому поводу не обращался, не могло послужить поводом для отказа в иске. В ходе судебного разбирательства факт непригодности жилого дома для проживания и отсутствия оснований для снятия истца с учета был установлен, а потому требования истца подлежали удовлетворению. При этом следует отметить, что ответчик не ставил истца в известность о том, что в связи с получением сведений из ЕГРН о принадлежности истцу жилого дома будет рассмотрен вопрос о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, у истца отсутствовала возможность своевременно получить и представить ответчику сведения о непригодности этого жилого дома для проживания.

Принимая во внимание изложенное выше, обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований Румянцева А.Ю.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02 февраля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать незаконным распоряжение начальника управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 22 апреля 2020 года № р «О снятии Румянцева А.Ю. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Восстановить Румянцева Александра Юрьевича на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (список участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), с даты первоначальной постановки на учет.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-1047/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Румянцев Александр Юрьевич
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
Другие
Мелкумян А.С.
Суд
Костромской областной суд
Судья
Зиновьева Галина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
20.04.2021Передача дела судье
31.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2021Передано в экспедицию
31.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее