КОПИЯ
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года
Административное дело № 2а-795/2021 УИД: 66RS0010-01-2021-001201-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2021 года город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Ментюговой Е.В.,
при секретаре Поздиной К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к Витюниной Ирине Владимировне о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Витюниной И.В. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1380 рублей 46 копеек.
Требования мотивированы тем, что Витюнина И.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и осуществляла предпринимательскую деятельность в период с 26 февраля 2007 года по 12 августа 2014 года. Административный ответчик является плательщиком страховых взносов, и согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419, статье 430, пунктам 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации была обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Административный ответчик ненадлежащим образом исполняла обязанности по уплате страховых взносов, в связи с чем, в соответствии с требованиями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику выставлялось и направлялось требование об уплате пени № №... от 09 января 2017 года, № №... от 07 июня 2018 года, в которых предлагалось в добровольном порядке уплатить сумму пени по страховым взносам. В связи с неоплатой задолженности, административный истец обращался за выдачей судебного приказа. 21 августа 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Тагилстроевского судебного района Свердловской области с Витюниной И.В. взысканы пени по страховым взносам. 12 октября 2020 года судебный приказ отменен, в связи с тем, что от должника поступило возражение относительно исполнения данного приказа. До настоящего времени административным ответчиком мер к погашению пени по страховым взносам не предпринималось, в связи с чем административный истец просит суд: взыскать с Витюниной И.В. в доход бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на общую сумму 1380 рублей 46 копеек.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области не явился, просил рассмотреть дело без его участия, о чем имеется заявление.
Административный ответчик Витюнина И.В., будучи надлежащим образом, извещенной о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, просила применить к делу срок исковой давности и отказать административному истцу в требованиях о взыскании задолженности по страховым и медицинским взносам.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что Витюнина И.В. с 26 февраля 2007 года по 12 августа 2014 года являлась индивидуальным предпринимателем.
Согласно представленным материалам дела, за Витюниной И.В. числится задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1380 рублей 46 копеек.
В соответствии с подпунктом 2 пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Витюниной И.В. было направлены требования № №... от 09 января 2017 год об уплате страховых взносов и пеней срок уплаты до 01 апреля 2017 года; требование №№... от 07 июня 2018 года об уплате страховых взносов со сроком уплаты до 28 июня 2018 года. До настоящего времени требования не исполнены.
С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица полается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены физическим лицом на дату подачи заявления налоговым органом в суд.
Из представленных суду документов следует, что 21 августа 2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Тагилстроевского судебного района Свердловской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Тагилстроевского судебного района Свердловской области, был вынесен судебный приказ о взыскании с Витюниной И.В. пени по страховым взносам.
Определением от 12 октября 2020 года вышеуказанный судебный приказ в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения, был отменен.
В пунктах 1, 2 и абзаце 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 53 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации) соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Таким образом, требование об уплате налогов, пени может быть направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика по почте заказным письмом, что будет свидетельствовать о надлежащем проведении этой налоговой процедуры, поскольку федеральный законодатель установил презумпцию получения названного документа адресатом на шестой день с даты направления. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 апреля 2010 года № 468-О-О указал, что такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношения и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, требования №№... от 09 января 2017 года, № №... от 07 июня 2018 года направлено налоговым органом в адрес Витюниной И.В. простыми почтовыми отправлениями 22 февраля 2017 года и 18 июня 2018 года соответственно.
Согласно материалам дела, налоговый орган направил Витюниной И.В. требования №№... и №№... об уплате страховых взносов и пеней, предоставив срок для добровольного исполнения требования – до 01 апреля 2017 года и 28 июня 2018 года соответственно. Мировому судье заявление, датированное 30 июля 2020 года, о взыскании пени по страховым взносам административным истцом направлено 17 августа 2020 года, то есть с пропуском 6-месячного срока обращения в суд.
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с Витюниной И.В. обязательных платежей и санкций (с заявлением о вынесении судебного приказа) подлежал исчислению с 29 июня 2018 года истекал 28 декабря 2018 года. Однако к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился по истечении установленного законом срока.
Кроме того, требования направлены простыми письмами, что подтверждается списками внутренних отправлений простых писем, иных доказательств, подтверждающих направление Витюниной И.В. требования об уплате налогов, пени надлежащим способом либо бесспорно свидетельствующих о его получении последним, административным истцом не представлено.
Административным истцом не было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации). У административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, несоблюдение Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░