Дело № 33-1793/17 Судья Котешко Л.Л.
Категория
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж. В.
судей Сулеймановой А.С., Ефимовой В.А.
при секретаре Дубравской А.И.,
при участии истца Татариновой Е.В. представителя истца Совиной Е.В., представителя ответчика гу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) Новиковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татариновой Е.В. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное), третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Частное учреждение «Общеобразовательная организация Школа развития и творчества», о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
с апелляционной жалобой Татариновой Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.04.2017г.,
заслушав доклад судьи Сулеймановой А.С.,
УСТАНОВИЛА:
Татаринова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионногофонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), в котором просит признать решение ответчика № 822221/16 от 29.11.2016 об отказе в назначении пенсии незаконным, включить периоды работы с Jl.09.2003 по 30.11.2014 в специальный стаж, дающий право Татариновой Е.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ответчика назначить трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 13.07.2016.
Исковые требования мотивированы тем, что на обращение истца в Пенсионный фонд города Севастополя с вопросом об установлении страховой пенсии по основаниям п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», ответчиком было отказано решением от 29.11.2016 в связи с отсутствием требуемого стажа. Ответчиком не был учтен период трудовой деятельности в должности учителя начальных классов в Частном предприятии «Средняя общеобразовательная школа развития в системе государственного образования» с 01.09.2003 по 30.11.2014, поскольку организационно - правовая форма предприятие» не предусмотрена п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 23.12.2013 № 400-ФЗ. Указанное решение ответчика истец считает незаконным, противоречащим действующему законодательству РФ.
Решением Ленинский районный суд города Севастополя от 06.04.2017. исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонного) № 82221/16 от 29.11.2016 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии Татариновой Е.В. Судом постановлено включить периоды работы с 01.09.2003 по 30.11.2014 в должности учителя начальных классов в Частном предприятии «Средняя общеобразовательная школа развития в системе государственного образования» в специальный стаж, дающий право Татариновой Е.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) назначить Татариновой Е.В. страховую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 13.07.2016.
С решением суда не согласился ответчик гу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), подал апелляционную жалобу на указанное решение, в которой просит решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06.04.2017 отменить, отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме. В апелляционной жалобе ссылается на незаконность решения, принятого при неправильном применении норм материального права, неправильном определении значимых для дела обстоятельств, с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика гу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) Новикова Н.В., действующая на основании доверенности, поддержала апелляционную жалобу, просила решение суда отменить, в иске Татариновой Е.В. отказать. Также указала, что единственным основанием к отказу явилась организационно-правовая форма предприятия, на котором работала истица.
Истец Татаринова Е.В., ее представитель на основании доверенности Совинова Е.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 13.07.2016 истец обратилась в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Гагаринском районе г. Севастополя с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ.
Решением № 82221/16 от 29.11.2016 истцу было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимой минимальной продолжительности льготного стажа на соответствующих видах работ. Указанное решение ответчика мотивировано недостаточностью требуемого педагогического стажа, который у Татариновой Е.В. составил 14 лет 15 дней: с 15.08.1989 по 29.07.2003 и с 01.12.2014 по 31.12.2014, при необходимом стаже – 25 лет. Ответчиком не был учтен период трудовой деятельности в должности учителя начальных классов в Частном предприятии «Средняя общеобразовательная школа развития в системе государственного образования» с 01.09.2003 по 30.11.2014гг., поскольку организационно - правовая форма «предприятие» не предусмотрена п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых
пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в п.19 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенного Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ, который действовал до 01.01.2015г.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В Списке поименовано наименование учреждения - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований, а также наименование должности – учитель.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 01.09.2003 по 30.11.2014 Татаринова Е.В. работала в Частном предприятии «Средняя общеобразовательная школа развития в системе государственного образования» в должности учителя начальных классов. В период работы на данном предприятии решением городской аттестационной комиссии Татариновой Е.В. было присвоено и подтверждено педагогическое звание «Старший учитель». В Аттестационном листе от 01.04.2010 указано, что стаж непосредственной педагогической работы Татариновой Е.В. составляет 20 лет, по результатам предыдущей аттестации она соответствует занимаемой должности.
Суд с учетом обстоятельств дела, правильно применив нормы материального права, пришел к выводу о том, что работа истца в оспариваемый период в должности учителя начальных классов заключалась в осуществлении педагогической деятельности, направление деятельности учреждения, характер и специфика труда учителя учреждения, в котором работала истица свидетельствуют об осуществлении ею в оспариваемый период педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы в оспариваемой части.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация (учреждение) создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательная организация в зависимости о того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Статьей 50 Гражданского кодекса РФ также установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме учреждений, к которым относятся государственные муниципальные и частные учреждения.
В силу ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 4 N 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Учитывая, что до 21 марта 2014 года город Севастополь входил в состав Украины, на территории города действовало законодательство Украины.
Статьей 18 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.1991г. № 1060-ХII предусмотрено, что учебные заведения создаются органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, гражданами в соответствии с социально-экономическими, национальными, культурно-образовательными потребностями в них при наличии необходимой материально-культурной, научно-методической базы педагогических кадров. Учебные заведения независимо от их статуса и принадлежности обеспечивают качество образования в объеме требований государственных стандартов образования.
В части 2 статье 52 указанного Закона установлено, что педагогическая деятельность осуществляется педагогическими работниками, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины № 963 от 14.06.2000 утвержден перечень педагогических работников, в котором указаны учителя, преподаватели всех специальностей, ассистенты учителя общеобразовательного учебного заведения.
Таким образом, законодательство Украины к педагогическим работникам относило учителей учебных заведений всех форм собственности.
Частное предприятие «Средняя общеобразовательная школа развития в системе государственного образования» было создано 08 июня 1999 года как неприбыльное с целью удовлетворения общественных потребностец граждан, общества и государства в общем среднем образовании (п. 2.1, 2.2. Устава).
В силу положений п. 1.3 Устава свою деятельность предприятие осуществляло в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины «О предприятиях в Украине», «Положением о среднем общеобразовательном учебно-воспитательном заведении», утвержденного постановлением КМУ от 19.08.1993г. № 660, Типовым Уставом среднего общеобразовательного учебно-воспитательного заведения, утвержденного приказом Министерства образования Украины и иными нормативными актами.
В соответствии с п.6.1. Устава Частного предприятия «Средняя общеобразовательная школа развития в системе государственного образования» к работникам школы относятся: педагогический, руководящий состав, работники инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских структурных подразделений, а также иные работники, осуществляющие вспомогательные функции.
На основании распоряжения Правительства Севастополя от 31 декабря 2014 г. № 596 «О реорганизации образовательных учреждений (заведений) города Севастополя путем присоединения», в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 05.05.2014 № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Законом города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Уставом города Севастополя, все образовательные учреждения (дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования города Севастополя) были реорганизованы путем присоединения к вновь созданным государственным бюджетным образовательным учреждениям к настоящему распоряжению.
В соответствии с указанным распоряжением Частное предприятие «Средняя общеобразовательная школа развития в системе государственного образования» было переименовано в Частное учреждение «Общеобразовательная организация школа развития и творчества».
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что несоответствие организационно-правовой формы образовательного учреждения, в котором истица осуществляла трудовую деятельность в спорный период, требованиям законодательства Российской Федерации, является основанием для отказа во включении спорного периода в специальный стаж работы истца и назначении пенсии по старости, являются необоснованными. Учитывая, что одним из основных принципов пенсионного законодательства является сохранение приобретенных прав, которые имели место в период действия другого, ранее действовавшего законодательства, у суда отсутствовали основания для отказа истцу в удовлетворении иска.
С учетом спорного периода работы, который составил 11л 2мес 28дн педагогический стаж истца составит более 25 лет, что свидетельствует о том, что условия для назначения досрочной пенсии на дату обращения истца в пенсионный орган соблюдены.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они выводов суда не опровергают и не дают оснований полагать неполным исследование судом первой инстанции обстоятельств дела и их оценку неправильной.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.04.2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу гу Управление Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Президиум Севастопольского городского суда.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
В. А. Ефимова