Дело № 33а-1344/2019
Апелляционное определение
г. Тюмень |
11 марта 2019 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Колосковой С.Е., |
судей |
Левиной Н.В., Ревякина А.В., |
при секретаре |
Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Курмаева Вячеслава Геннадьевича на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 января 2019 года, которым постановлено:
«Удовлетворить административное исковое заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, Курмаева Вячеслава Геннадьевича, <.......> года рождения.
Установить в отношении Курмаева Вячеслава Геннадьевича административный надзор на срок 3 (три) года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить Курмаеву Вячеславу Геннадьевичу административные ограничения:
1. Запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
2. Запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 06 часов.
3. Возложить обязанность являться два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
4. Запретить выезд за пределы территории Ишимского района, Тюменской области без разрешения территориального органа внутренних дел по месту жительства или пребывания, если это не связано с выполнением трудовых обязанностей.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., заключение прокурора Прохоренко Я.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области» (далее по тексту - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, исправительное учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Курмаева В.Г., освобождаемого из мест лишения свободы. Требования мотивированы тем, что приговором Ишимского городского суда Тюменской области от 20 февраля 2017 года Курмаев В.Г. осужден по ч.1 ст.314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - УК РФ), ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев. На основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания и наказания по приговору Ишимского районного суда Тюменской области от 22 ноября 2016 года окончательно Курмаеву В.Г. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В иске указывается, что Курмаев В.Г. подлежит освобождению из мест лишения свободы после отбытия наказания 21 февраля 2019 года. В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области прибыл 16 декабря 2016 года, характеризуется отрицательно, не трудоустроен, к труду относится отрицательно, попыток трудоустройства не предпринимал, за период отбывания наказания имеет 4 дисциплинарных взыскания, поощрений не имеет. Поскольку он осужден за преступление небольшой тяжести, совершенное в период нахождения под административным надзором, административный истец, ссылаясь на пункт 4 части 2 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», просил установить в отношении Курмаева В.Г. после освобождения из мест лишения свободы административный надзор сроком на 3 года с ограничениями в виде: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы территории Ишимского района Тюменской области; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области Гежицких А.С., действующий на основании доверенности № 7 от 12 марта 2018 года (л.д.24), в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Курмаев В.Г. в судебном заседании с заявленными требованиями согласился.
В заключении участвующий в деле прокурор Яковлев Д.А. полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен Курмаев В.Г. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, указывая, что он повторно ограничен в свободе за деяние, за которое уже отбыл наказание в местах лишения свободы.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Яковлев Д.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, Курмаев В.Г. в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они были извещены надлежащим образом, в том числе, Курмаев В.Г. извещён по последнему известному суду месту жительства, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту также – ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011 г.), в силу ст. 2 которого административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Как следует из материалов дела, решением Ишимского городского суда Тюменской области от 29 января 2015 года в отношении Курмаева В.Г. в связи с освобождением его из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершение преступления был установлен административный надзор на срок 3 года. Указанное решение вступило в законную силу 04 марта 2015 года (л.д.7-9).
В период нахождения под административным надзором Курмаев В.Г. совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.314.1 УК РФ, за что приговором Ишимского городского суда Тюменской области от 20 февраля 2017 года осужден, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев. На основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания и наказания, назначенного по приговору Ишимского районного суда Тюменской области от 22 ноября 2016 года, окончательно Курмаеву В.Г. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.10-12, 13-14).
В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011 г. административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 названного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 названной статьи).
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011 г., преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с приведенными выше нормами права установление в отношении Курмаева В.Г. административного надзора является обязательным.
Выводы суда первой инстанции о необходимости применения к возникшим правоотношениям указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ) полностью согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 597-О-О, согласно которой административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В связи с этим довод жалобы Курмаева В.Г. о повторном ограничении его свободы является несостоятельным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Таким образом, исходя из приведенных положений п. 4 ч. 2 ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона административный надзор в отношении лиц, к которым отнесен Курмаев В.Г., устанавливается независимо от оснований, предусмотренных ч.3 ст.3 Закона, и устанавливается на весь срок, установленный законом для погашения судимости. Данная норма не предусматривает возможности установления надзора на срок менее чем до погашения судимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч.1 ст.314 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести.
Срок, на который установлен административный надзор, определен судом верно, поскольку согласно п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступление небольшой и средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Следовательно, продолжительность срока административного надзора в отношении Курмаева В.Г. определена судом правильно, оснований для изменения срока административного надзора не имеется.
Административные ограничения, установленные судом Курмаеву В.Г., соответствуют положениям Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного им преступления, характеристике его личности.
Установленные административные ограничения не носят произвольного характера, соответствуют закону и тяжести совершенного им преступления, определены с учетом личности поднадзорного лица, его поведения и других заслуживающих внимания обстоятельств. Указанные ограничения являются необходимыми и обоснованными в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курмаева Вячеслава Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: