Решение по делу № 2-24/2023 (2-755/2022;) от 26.09.2022

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2023 года                                                                   р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего          Гусельниковой М.А.,

при секретаре                            Клестовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тальменского района Алтайского края в интересах Ичетовкиной ФИО16, Ичетовкина ФИО17, И ФИО18 к Муниципальному образованию Тальменский район Алтайского края в лице Администрации Тальменского района Алтайского края о возложении обязанности по выкупу квартиры в связи с признанием квартиры непригодной для проживания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тальменского района Алтайского края в интересах Ичетовкиной ФИО19, Ичетовкина ФИО20, И ФИО21 обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Тальменский район Алтайского края в лице Администрации Тальменского района Алтайского края о возложении обязанности по выкупу квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с признанием квартиры непригодной для проживания, об установлении размера возмещения за изымаемую квартиру в размере 2 000 000 рублей, о возложении обязанности на Администрацию Тальменского района выплатить истцам в возмещение за изымаемую квартиру по 666 666 руб. 66 коп. (1/3 от общей суммы), каждому; о прекращении права собственности Ичетовкиной Г.А., Ичетовкина О.Н., И В.В. на вышеуказанную квартиру после выплаты возмещения в полном объеме. В обоснование исковых требований указано на то, что в результате проведенной прокуратурой Тальменского района проверки по жалобе Ичетовкиной Г.А. на нарушение органами местного самоуправления жилищного законодательства при переселении из аварийного жилого дома установлено, что квартира по адресу: <адрес>, площадью 65 кв.м, находится в общей долевой собственности Ичетовкиной Г.А. (1/3 доля), Ичетовкина О.Н. (1,3 доля), И В.В. (1/3 доля). Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., а также на основании постановления Администрации Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ., многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании технического заключения ИП ФИО11, установлен срок для отселения граждан до 01.12.2022г.. Согласно постановлению Администрации Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу собственникам его помещений установлен срок для выполнения работ по сносу дома до 01.12.2024г.. До настоящего времени снос дома не осуществлен, собственники жилых помещений в доме не расселены. Состояние жилого дома не позволяет проживать в нем, дом подлежит расселению во избежание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Согласно выводам технического заключения от 2019г., составленного экспертом ФИО11, степень физического износа здания составляла 70%, что превышает допустимое значение. Установлено ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приведшее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. С учетом выводов, содержащихся в вышеуказанном техническом заключении, в настоящее время имеется реальная угроза жизни и здоровью проживающих в спорном помещении граждан. Вместе с тем, в июле 2022 г. прокуратурой района проводилась проверка исполнения органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, в частности мероприятий, направленных на устранение угрозы проживания таких лиц в аварийном жилом фонде до полного их расселения. Так, 18.07.2022г. был проведен осмотр многоквартирного дома по вышеуказанного адресу, составлен акт проверки, в котором зафиксирована угроза обрушения потолочных перекрытий второго и первого этажей, разрушения кровли крыжи жилого дома. Состояние дома ухудшилось и его эксплуатация в настоящее время небезопасна, имеющиеся разрушения создают угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в данном доме. Выкупная цена квартиры истцов определена на основании заявления Ичетовкиной Г.А., Ичетовкина О.Н., И В.В. в размере 30769 руб. 23 коп. за квадратный метр, то есть в размере 2000 000 рублей. По мнению прокурора, бездействие администрации <адрес> влечет нарушение жилищных прав заявителей.

В ходе рассмотрения дела прокурор Тальменского района уточнил исковые требования, просил: обязать Администрацию Тальменского района изъять путем выкупа принадлежащую на праве собственности Ичетовкиной Г.А., Ичетовкину О. Н., И В.В. квартиру по адресу: <адрес>; установить размер возмещения за изымаемую квартиру по адресу: <адрес> сумме 2 985 962 рубля; обязать Администрацию Тальменского района выплатить возмещение за изымаемую квартиру по адресу <адрес>: ФИО1 - 995 320 руб. 66 коп. (1/3 от общей суммы), ФИО2 - 995 320 руб. 66 коп. (1/3 от общей суммы), И В.В. - 995 320 руб. 66 коп. (1/3 от общей суммы); прекратить право собственности Ичетовкиной Г.А., Ичетовкина О.Н., И В.В. на квартиру по адресу: <адрес>, после выплаты возмещения в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Тальменского района Кузнецова Н.М. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.

Истец Ичетовкина Г.А. поддержала уточненные исковые требования и пояснила, что в настоящее время проживает с сыном и супругом в аварийной квартире по <адрес>. Ее дочь И В.В. около года проживает в <адрес>, где снимает жилье, на регистрационном учете состоит в <адрес>. Другого собственного жилья кроме аварийной квартиры члены ее семьи не имеют. Жилье приватизировали в 2003 году. На момент приватизации капитальный ремонт дома администрацией не производился, ремонт всегда жильцы делали сами.

Представитель истца Фалин М.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования и пояснил, что, по его мнению, жилье нужно оценивать так как если бы оно продавалось на вторичном рынке. Связано это с тем, что вторичное жилье продаётся в условиях конкуренции. Считает, что при определении выкупной цены не должна учитывать аварийность дома, должна применяться рыночная стоимость без учета аварийности дома. Ичетовкина Г.А. изначально приобретала жилье не в аварийном доме.

Истцы Ичетовкин О.Н. и И В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика – Администрации Тальменского района Алтайского края Рымарь Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что в Тальменском районе отсутствует маневренный жилищный фонд. Денежных средств для выплаты выкупной цены также нет. Администрация района предлагала жильцам чтобы они выезжали из аварийного жилья и самостоятельно арендовали другое жилье, которое будет оплачивать администрация района. Но жильцы отказываются добровольно покидать аварийное жилье. Заставить их покинуть аварийное жилье администрация района не может. Администрация района обращалась к руководству Тальменского технологического техникума с просьбой предоставить помещения в общежитии техникума для временного размещения жильцов из аварийного жилья, но в этом было отказано. В настоящее время собственниками жилого дома принято решение об отказе самостоятельно сносить дом, однако, срок установленный постановлением Администрации для сноса еще не прошел. В связи с чем, необходимо соблюсти порядок изъятия земельного участка и выкупа квартир, установленный Жилищным Кодексом. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

В письменном отзыве администрации Тальменского района на исковое заявление указано, что на основании заявления ФИО7 и ФИО8 от 24.10.2019г., заключения эксперта от 15.07.2019г., подготовленного ИП ФИО11, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу. Заключение межведомственной комиссии от 22.11.2019г. утверждено постановлением <адрес> от 02.12.2019г. . В краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025г.» вышеуказанный МКД не вошел, так как признан аварийным после 01.01.2017г.. Его включение в краевую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемую в рамках Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в настоящее время не представляется возможным. <адрес> принято постановление от 07.09.2022г. «О мерах по расселению многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу», которым постановлено информировать собственников помещений в многоквартирных домах о признании домов аварийными и подлежащими сносу, указанных в Приложении к постановлению, а также предъявить им требование о принятии мер по сносу многоквартирного дома в срок до 01.12.2024г. (п.2); после истечения указанного срока и после принятия решения об изъятии земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в установленном порядке подготовить проект постановления администрации муниципального образования об изъятии жилых и нежилых помещений для муниципальных нужд, собственники которых не осуществили снос. Администрация Тальменского района будет заключать соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд с собственниками помещений в МКД, признанным аварийным и подлежащим сносу, только при сносе МКД, и только по истечению срока принятия мер по сносу дома - до 01.12.2024г.. В настоящее время собственниками помещений указанного МКД решение о сносе дома или проведения его капитального ремонта не принято, но учитывая тот факт, что установленный для них срок о принятии мер по сносу МКД – до 01.12.2024г. не окончен, у Администрации района отсутствуют основания принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный МКД для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Представители третьих лиц – Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, Администрации Озерского сельсовета Тальменского района Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определен ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Пунктами 33, 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, разъяснено, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Поскольку положениями статей 36 - 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

Согласно части 2 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.

В соответствии с ч.7 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Свидетельствами о государственной регистрации права и записями в домовой книге подтверждается, что Ичетовкиной Г.А., Ичетовкину О.Н., И В.В. на основании договора передачи от 24.08.2004г. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, и они имеют постоянную регистрацию по вышеуказанному адресу.

Из заключения эксперта от 15.07.2019г., составленного ИП ФИО11, следует, что техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное.

В заключении межведомственной комиссии, назначенной постановлением <адрес> от 21.11.2016г. об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, от 22.11.2019г. указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г., заключением эксперта комиссия выявила основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

Вышеуказанное заключение межведомственной комиссии утверждено постановлением <адрес> от 02.12.2019г., которым многоквартирный дом, расположенный по вышеуказанному адресу, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением <адрес> от 07.09.2022г. утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу, в котором указан также и многоквартирный дом, расположенный в <адрес>. Кроме того, постановлено информировать собственников помещений в многоквартирных домах о признании домов аварийными и подлежащими сносу, а также предъявить им требование о принятии мер по сносу многоквартирного дома в срок до 01.12.2024г. (пункт 2); после истечения срока, установленного в пункте 2 постановления и после принятия решения об изъятии земельных участков, на которых находятся многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, в установленном порядке подготовить проект постановления администрации муниципального образования об изъятии жилых и нежилых помещений для муниципальных нужд, собственники которых не осуществили снос (пункт 5).

В судебном заседании установлено, что в 2022г. Ичетовкина Г.А. обращалась в <адрес> с заявлением об изъятии у нее квартиры , расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес> края для муниципальных нужд с прекращением права собственности на квартиру и выплате ей стоимости жилого помещения в размере 4 929 275 рублей.

15.08.2022г. <адрес> дан ответ Ичетовкиной Г.А. на вышеуказанное заявление о том, что в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» МКД, расположенный по адресу: <адрес>, не вошел, так как признан аварийным после 01.01.2017г.. Его включение в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемую в рамках Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в настоящее время не представляется возможным. В связи с отсутствием маневренного фонда на территории района расселить семьи в указанном МКД не представляется возможным. Администрацией ведется работа по выявлению бесхозного жилья с целью признания права муниципальной собственности на него и последующего формирования маневренного фонда. Администрацией района неоднократно направлялись ходатайства в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о включении данного дома в реализуемые на территории Алтайского края программы по переселению граждан из аварийного жилья, а также о выделении денежных средств из краевого бюджета на проведение компенсационных выплат гражданам. Отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования Тальменский район не позволяет произвести компенсационные выплаты на выкуп квартиры в МКД, расположенный по адресу: <адрес>.

Актом проверки от 18.07.2022г., составленным помощником прокурора <адрес> ФИО9, подтверждается факт наличия разрушений кирпичной кладки, разрушений стен, протечек кровли, плесени, отслоения штукатурного покрытия в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

В объяснениях Ичетовкиной Г.А., Ичетовкина О.Н., И В.В. прокурору Тальменского района указано, что Ичетовкина Г.А. и Ичетовкин О.Н. проживают и зарегистрированы в доме по <адрес> с 1993 года. И В.В. не проживает в указанной квартире с 12.03.2021г., в настоящее время проживает вдвоем с малолетним ребенком в <адрес>. Многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным на основании постановления <адрес> от 02.12.2019г. и заключения межведомственной комиссии от 22.11.2019г., установлен срок для отселения граждан. С момента признания дома аварийным и до настоящего времени техническое состояние дома значительно ухудшилось, на стенах в квартире появилась плесень, грибок разрушает деревянный пол. В потолочном перекрытии появилась трещина. По мнению истцов, существует угроза обрушения, но несмотря на это администрация не принимает никаких мер по расселению жителей дома, требование о выселении не направляет, соглашения с жителями не заключаются. Ичетовкина Г.А. проживает в квартире совместно с сыном ФИО2, является пенсионером по старости, имеет определенные заболевания, которые требуют постоянной покупки лекарств. ФИО2 также имеет заболевание (грыжа живота), из-за которого ему сложно трудоустроиться и он является безработным. И В.В. находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, в официальном браке не состоит.

Из заключения судебной товароведческой оценочной экспертизы, проведенной специализированной оценочной компанией ООО «Алтай-Оценка» на основании определения суда, следует, что рыночная стоимость квартиры , расположенной по адресу: <адрес> (без учета физического состояния здания), с учетом округления составляет 1 290 000 рублей, с учетом физического состояния здания (с учетом округления) – 1 020 000 рублей.

Указанное заключение судом во внимание при рассмотрении данного дела не принимается, поскольку, стоимость квартиры истцов определена без учета требований ст.32 ЖК РФ.

В заключении специалиста (рецензии) ИП ФИО11 от 17.01.2023г. на вышеуказанное заключение эксперта, представленном истцом Ичетовкиной Г.А., указано, что оно произведено с нарушениями действующего законодательства, существующих методик и методических рекомендаций, является недостоверным и необоснованным из-за занижения рыночной стоимости квартиры. Отсутствие трудовых договоров специализированной оценочной компании ООО «Алтай-Оценка» с Решетниковой О.Е., Пономаревым В.И.. На экспертном осмотре объекта ФИО15 не присутствовала. ФИО15 и ФИО10 не являются членами саморегулируемой организации оценщиков. Указанные замечания снижают ценность заключения экспертов и являются препятствием для учета в качестве доказательства по делу.

Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО11 пояснила, что она является экспертом-строителем, занимается проведением строительных экспертиз. Ею была изготовлена рецензия на проведенную по рассматриваемому делу экспертизу. Эксперты ООО «Алтай-Оценка» провели комплексную экспертизу. Осмотр объекта экспертизы проводил один эксперт, а расчет производил другой эксперт. Подписана экспертиза одним экспертом. На осмотр приезжал один эксперт, но должны были приехать оба эксперта. По существу эксперты пользовались не всей литературой, которая предусмотрена для такого рода экспертиз. При проведении экспертизы не было единого подхода, применённая литература не утверждена, но применяется в расчете. Из-за этого стоимость снижается. Данные сборники уже не актуальны и не утверждены. Много неактуальных объявлений. Для надлежащей оценки необходимо учитывать земельный участок, который находится под домом и капитальный ремонт. На момент составления рецензии она не являлась индивидуальным предпринимателем, ее деятельность как ИП была прекращена с 22.12.2022г. и возобновлена с 02.02.2023г..

Судом вышеуказанная рецензия признается недопустимым доказательством, поскольку, изготовлена неправомочным лицом, поэтому при рассмотрении данного дела, содержащиеся в ней выводы судом не принимаются.

Из акта экспертного исследования по определению технического состояния на предмет угрозы жизни и здоровью жильцов дома по адресу: <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ. ИП ФИО11, следует, что по своему техническому состоянию жилой дом по вышеуказанному адресу угрожает жизни и здоровью граждан (жильцов дома). Требуется незамедлительная эвакуация жильцов дома.

Недоверие данному экспертному исследованию сторонами в судебном заседании не заявлено, выводы этого исследования не оспаривались. Исследование проведено лицом, имеющим надлежащие познания в области строительства, имеющим полномочия на проведение строительных экспертиз. В связи с чем, у суда не имеется оснований не доверять выводам, сделанным в данном экспертном исследовании.

20.12.2022г. жителями многоквартирного дама по <адрес>, в том числе и Ичетовкиной Г.А., подано обращение главе Тальменского района Щербакову И.А., в котором указано, что постановлением Администрации Тальменского района от 02.12.2019г. многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для отселения граждан до 01.12.2022г.. В связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу постановлением <адрес> от 07.09.2022г. собственникам его помещений установлен срок для выполнения работ по сносу дома до 01.12.2024г.. Состояние жилого дома не позволяет проживать в нем, дом подлежит расселению во избежание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем, собственниками проведено общее собрание, где приняли участие собственники и их представители, владеющие 744,75 кв.м жилых и нежилых помещений в доме, что составляет 78,13% голосов, кворум имеется. На общем собрании собственников принято решение не проводить работы по сносу дома, по проведению капитального ремонта в МКД в установленный в постановлении Администрации Тальменского района от 07.09.2022г. срок – 01.12.2024г.. Указанная информация подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 12.12.2022г.

Постановлением Администрации Тальменского района от 29.12.2022г. утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Тальменского района» на 2023-2025 годы, в рамках которой определены, в том числе, ее цели, задачи, объемы финансирования, сроки и этапы реализации. Программой предусмотрено переселение 65 человек (45 человек в 2024г. и 20 человек в 2025г.) из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу; расселение 1243,8 кв.м аварийного жилищного фонда.

Из информации главы района ФИО12 прокурору <адрес> от 26.01.2023г. следует, что вышеуказанная Программа разработана на основании расчетов и требований к расселению аварийного жилья на территории <адрес>. В связи с тем, что в бюджете на 2023 год данные денежные средства не заложены, данная программа будет скорректирована в установленные сроки, в течение 3 месяцев после утверждения бюджета. Данная муниципальная программа не согласована с <адрес>, краевых денежных средств на 2023 год не заложено в бюджете <адрес>.

Постановлением <адрес> от 24.03.2023г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель «земли населенных пунктов» с условным номером :ЗУ1, площадью 1364 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Тальменский муниципальный район, сельское поселение Озерский сельсовет, <адрес>, вид разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка.

Из заключения повторной судебной оценочной экспертизы, проведенной ООО «Алтайское Бюро Оценки» на основании определения суда, следует, что рыночная (выкупная) стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом стоимости долей собственников жилого помещения в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая долю в праве общей собственности на земельный участок, с учетом признания дома аварийным (с учетом физического состояния многоквартирного дома, в котором расположен объект экспертизы), округленно на дату проведения экспертизы составляет 1 269 400 рублей. Рыночная (выкупная) стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом стоимости долей собственников жилого помещения в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая долю в праве общей собственности на земельный участок, без учета признания дома аварийным (без учета физического состояния многоквартирного дома, в котором расположен объект экспертизы) округленно на дату проведения экспертизы составляет 1 612 100 рублей. Размер общей компенсации за непроизведенный капитальный ремонт указанного многоквартирного жилого дома на дату приватизации в ценах на дату проведения исследования составляет округленно 1312 007 рублей, при этом размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, приходящийся на долю истцов, составляет: ФИО1 – 437 335 руб. 67 коп., ФИО2 – 437 335 руб. 67 коп., И В.В. – 437 335 руб. 67 коп.. Рыночная стоимость услуг агентства недвижимости и риэлтерских услуг по подбору и приобретению жилого помещения в ценах на момент проведения экспертизы составляет округленно 49 424 руб., при этом на долю истцов составляет: ФИО1 -16474 руб. 66 коп., ФИО2 – 16474 руб. 66 коп., И В.В. – 16474 руб. 66 коп.. Рыночная стоимость услуг по переезду из жилого помещения в пределах <адрес>, исходя из характеристик объекта экспертизы, включая услуги транспорта и грузчиков, составляет 10431 руб., при этом на долю истцов составляет: ФИО1 – 3477 руб., ФИО2 – 3477 руб., ФИО13 – 3477 руб.. Расходы по уплате госпошлины за регистрацию права собственности составят 2000 руб., в долевом отношении: ФИО1 – 666 руб. 67 коп., ФИО2 – 666 руб. 67 коп., И В.В. – 666 руб. 67 коп..

Оснований не доверять указанному экспертному заключению судом не установлено, заключение дано экспертом, имеющим высшее образование в области оценки, стаж работы в оценочной деятельности которого более 13 лет, стаж работы оценщиком более 9 лет. Перед производством экспертизы эксперт предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами заключение о признании дома истцов аварийным вынесено компетентным органом - межведомственной комиссией. Дом признан аварийным в установленном законом порядке.

В акте экспертного исследования по определению технического состояния на предмет угрозы жизни и здоровью жильцов дома по адресу: <адрес> края, от 17.02.2023г. указано, что по своему техническому состоянию жилой дом по вышеуказанному адресу угрожает жизни и здоровью граждан (жильцов дома). Требуется незамедлительная эвакуация жильцов дома. Данный акт сторонами не оспаривался, доказательств иного суду ответчиками не представлено.

При наличии угрозы жизни и здоровью граждан в результате аварийного состояния жилых помещений, сроки сноса жилого дома, установленные постановлением <адрес>, значения не имеют. Кроме того, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 12.12.2022г., собственники дома заявили о своем отказе самостоятельно сносить дом, признанный аварийным. В связи с чем, доводы ответчика о необходимости соблюдения сроков установленных постановлением Администрации для самостоятельного сноса жилого дома, основаны на неверном толковании закона. А ссылка ответчика на необходимость соблюдения порядка изъятия земельного участка, юридического значения для данного дела не имеет.

Истцы в собственности другого жилого помещения не имеют.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права и их разъяснениями, суд приход к выводу об обоснованности заявленных истцами требований об изъятии жилого помещения путем выкупа.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт («Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).

Собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

В рассматриваемом деле кадастровый учет земельного участка произведен. В выкупную цену квартиры подлежит учету стоимость доли истцов в общем имуществе в многоквартирном доме, в том числе, и стоимость доли в земельном участке.

По смыслу положений статьи 15 ГК РФ, возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости отнесения к числу убытков, причиненных истцам, и подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере определенном в заключении эксперта - 1312 007 рублей, то есть по– 437 335 руб. 67 коп. каждому истцу.

На основании выше указанных норм закона к убыткам истцов подлежащих включению в выкупную стоимость квартиры суд относит и стоимость услуг агентства недвижимости и риэлтерских услуг по подбору и приобретению жилого помещения в размере 49 424 руб., стоимость услуг по переезду из жилого помещения в пределах с.Озерки, включая услуги транспорта и грузчиков, в размере 10431 руб., расходы по уплате госпошлины за регистрацию права собственности в сумме 2000 руб..

Таким образом, размер возмещения за изымаемую квартиру составляет 2641262 руб. в том числе: стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом стоимости долей собственников жилого помещения в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая долю в праве общей собственности на земельный участок, с учетом физического состояния многоквартирного дома, в сумме 1 269 400 рублей; рыночная стоимость услуг агентства недвижимости и риэлтерских услуг по подбору и приобретению жилого помещения в сумме 49 424 руб.; рыночная стоимость услуг по переезду из жилого помещения в пределах <адрес>, включая услуги транспорта и грузчиков, в размере 10431 руб.; расходы по уплате госпошлины за регистрацию права собственности в сумме 2000 руб.; сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 1312 007 рублей.

В связи с чем, ответчиком должно быть выплачено истцам возмещение за изымаемую квартиру по 880420 руб.67 коп. каждому, что составляет 1/3 от общей суммы возмещения.

Хотя истец И В.В. не проживает в изымаемой квартире, однако она проживает в съемном жилом помещении, в связи с чем, все указанные убытки связанные с поиском нового жилого помещения для приобретения в собственность и переездом она понесет наравне с другими истцами, следовательно, данные убытки подлежат возмещению и ей.

Требования истцов об определении выкупной цены исходя из рыночной стоимости квартиры без учета физического состояния, а именно в размере 1612100 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку, выкупная цена является компенсационной и должна определяться с учетом физического состояния дома.

В соответствии с подп. «л» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разъясняющим, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ), суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований о прекращении права собственности истцов на спорную квартиру после выплаты всей суммы возмещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Ичетовкиной ФИО22, Ичетовкина ФИО23, И Виктории Вячеславовны к Муниципальному образованию Тальменский район Алтайского края в лице Администрации Тальменского района Алтайского края о возложении обязанности по выкупу квартиры в связи с признанием квартиры непригодной для проживания, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Тальменского района изъять путем выкупа принадлежащую на праве собственности Ичетовкиной ФИО24, Ичетовкину ФИО25, И Виктории Вячеславовне квартиру по адресу: <адрес>.

Установить размер возмещения за изымаемую квартиру по адресу: <адрес> сумме 2641262 руб..

Обязать Администрацию Тальменского района выплатить возмещение за изымаемую квартиру по адресу <адрес>: Ичетовкиной ФИО26 880420 руб. 67 коп. (1/3 от общей суммы), Ичетовкину ФИО27 880420 руб. 67 коп. (1/3 от общей суммы), И ФИО28 880420 руб. 67 коп. (1/3 от общей суммы).

Прекратить право собственности Ичетовкиной ФИО29, Ичетовкина ФИО30, И ФИО31 на квартиру по адресу: <адрес>, после выплаты возмещения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2023г.

Судья                             Гусельникова М.А.

2-24/2023 (2-755/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ичетовкин Олег Николаевич
Прокурор Тальменского района Алтайского края
И Виктория Вячеславовна
Ичетовкина Галина Анатольевна
Ответчики
Администрация Тальменского района Алтайского края
Другие
Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края
Администрация Озерского сельсовета Тальменского района Алтайского края
Суд
Тальменский районный суд Алтайского края
Судья
Гусева Лариса Викторовна
Дело на сайте суда
talmensky.alt.sudrf.ru
26.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2022Передача материалов судье
28.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2022Судебное заседание
18.01.2023Производство по делу возобновлено
18.01.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
10.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
01.08.2023Производство по делу возобновлено
01.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее