Дело № 2а-3667/2018 |
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Казань | 10 июля 2018 года |
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Латыповой Д.Н.,
при секретаре судебного заседания Глибиной Е.В.,
с участием помощника Татарского транспортного прокурора Зарипова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Татарского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-страницах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Татарский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц (далее по тексту – административный истец), обратился в суд с иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что Татарской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, установлено, что на интернет-странице https://gurmanshop.com/katalog/?pcat=sir&prodpage=2, в свободном для неопределенного круга лиц доступе размещена информация о возможности приобретения дистанционным способом «санкционной» продукции (сыров из Финляндии), запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению. Доступ на данную интернет-страницу свободный, не требует предварительной регистрации и введения пароля. Ознакомиться с содержанием вышеуказанной информации и скопировать материалы интернет-сайта в электронном варианте может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют. Посредством указанной интернет-страницы осуществляется продажа запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию продуктов питания. На интернет-странице также содержится информация о стоимости товаров, странах происхождения товара. В ходе проверки установить владельцев, собственников, иных правообладателей интернет-сайта не представилось возможным. Предлагаемая продукция позиционируется как импортный товар, обязательная российская маркировка и сертификация на товаре отсутствует. Указанные товары ввозятся и распространяются в Российской Федерации незаконно. В связи с вышеизложенным, административный истец просит признать информацию, размещенную на данной интернет-странице, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Республики Татарстан в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором сообщает, что по состоянию на 08.06.2018 информация, размещенная на указанном сайте находится в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отсутствует в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», а также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Республики Татарстан.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, в том числе, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 1 статьи 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу подпункта «а» пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» Президент Российской Федерации принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на: 1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества; 2) запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление; 3) запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление; 4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; 5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин; 6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов; 7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности; 8) запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» срок применения специальных экономических мер устанавливается Президентом Российской Федерации.
06.08.2014 Президентом Российской Федерации подписан Указ N 560 «О применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Пунктом 1 данного Указа постановлено: органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2015 N 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продлено действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», на один год с 06.08.2015.
Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2016 N 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» с 06.08.2016 г. по 31.12.2017 продлено действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2015 N 320.
Указом Президента Российской Федерации от 30.06.2017 N 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» с 01.01.2018 по 31.12.2018 продлено действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных указами Президента Российской Федерации от 24.06.2015 N 320 и от 29.06.2016 N 305.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. N 560, от 24.06.2015 N 320, от 29.06.2016 N 305, от 30.06.2017 N 293» по 31.12.2018 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению (пункт 1).
В указанный перечень входят, в том числе: пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира (код ТН ВЭД ЕАЭС – из 1901 90 990 0); молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания) (код ТН ВЭД ЕАЭС – 0406 «Сыры и творог»).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» установлено, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 06.08.2015.
В соответствии с пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1, 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Статьёй 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Статьёй 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
В ходе данной проверки выявлена интернет-страница https://gurmanshop.com/katalog/?pcat=sir&prodpage=2, на которой размещена информация о возможности дистанционного приобретения «санкционной» продукции (сыры из Голландии, Германии, Италии), запрещенной к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом интернет-страницы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице https://gurmanshop.com/katalog/?pcat=sir&prodpage=2 информации о возможности дистанционного приобретения «санкционной» продукции (сыры из Голландии, Германии, Италии), запрещенной к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на вышеуказанной интернет-странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать информацию, которая предлагает неопределенному кругу лиц приобрести дистанционным способом продукцию, запрещенную к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившиеся к такому решению, размещенную по адресу: https://gurmanshop.com/katalog/?pcat=sir&prodpage=2, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу включить сайт с адресом: https://gurmanshop.com/katalog/?pcat=sir&prodpage=2 в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан.
Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан | Д.Н.Латыпова |
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2018.