Решение по делу № 2-2579/2020 от 08.06.2020

Дело № 2-2579/2020

64RS0046-01-2020-003451-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2020 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Милованова А.С., при секретаре судебного заседания Клевцовой К.Ф., с участием истца Стрелковой Ю.Н., представителя истца Пятайкина И.И., представителя ответчика Поповой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрелковой Ю.Н. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стажи и признании права на повышенную пенсию,

установил:

Стрелкова Ю.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» (межрайонное) (далее – УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова) в котором, с учетом уточнений, просит: признать отказы ответчика о назначении истцу страховой пенсии по старости от 16 апреля 2020 г., 18 июня 2020 г. и 09 июля 2020 г. неправомерными; включить в специальный педагогический стаж для назначения страховой пенсии периоды учебы истца на курсах повышения квалификации с 12 мая 1998 г. по 26 мая 1998 г., с 02 февраля 2010 г. по 22 февраля 2010 г., 10 сентября 2014 г. по 23 сентября 2014 г. и дополнительные выходные дни «Радоница»: 29 апреля 2014 г., 21 апреля 2015 г., 10 мая 2016 г., 25 апреля 2017 г., 17 апреля 2018 г., 07 мая 2019 г. Установить наличие 25-ти летнего стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по состоянию на 10 декабря 2019 г.

В обоснование иска указано, что 21 января 2020 г. истец обратилась в ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, имеющему 25-летний стаж педагогической деятельности. Решением ответчика от 16 апреля 2020 г., с учетом дополнительно принятых решений от 18 июня 2020 г. и 09 июля 2020 г. истцу в назначении пенсии отказано в связи с исключением из специального педагогического стажа для назначения страховой пенсии периодов учебы истца на курсах повышения квалификации с 12 мая 1998 г. по 26 мая 1998 г., с 02 февраля 2010 г. по 22 февраля 2010 г., 10 сентября 2014 г. по 23 сентября 2014 г. и дополнительных выходных дней «Радоница»: 29 апреля 2014 г., 21 апреля 2015 г., 10 мая 2016 г., 25 апреля 2017 г., 17 апреля 2018 г., 07 мая 2019 г., а так же не истечением 6-ти месячного срока с даты возникновения права на пенсию.

В судебном заседании истец и её представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные указанным в иске. Пояснили, что необходимый педагогический стаж у истца выработан по состоянию на 10 декабря 2020 г., однако на момент обращения с заявлением к ответчику о назначении пенсии не прошел 6-ти месячный срок предусмотренный Федеральным законом № 350-ФЗ от 03 октября 2018 г.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, полагала, что решение об отказе Стрелковой Ю.Н. в специальный педагогический стаж оспариваемых периодов является законным и обоснованным. Обращала внимание, что на момент обращения с заявлением к ответчику Стрелкова Ю.Н. не имела права на получение пенсии.

Выслушав стороны, изучив пенсионное дело истца, материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Положениями п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста не менее 25 лет.

Как следует из решения от 16 апреля 2020 г., с последующими изменениями от 18 июня 2020 г. и 09 июля 2020 г. ответчик отказал истцу во включении в специальный педагогический стаж для назначения страховой пенсии периоды учебы истца на курсах повышения квалификации с 12 мая 1998 г. по 26 мая 1998 г., с 02 февраля 2010 г. по 22 февраля 2010 г., 10 сентября 2014 г. по 23 сентября 2014 г. и дополнительные выходные дни «Радоница»: 29 апреля 2014 г., 21 апреля 2015 г., 10 мая 2016 г., 25 апреля 2017 г., 17 апреля 2018 г., 07 мая 2019 г.

В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции РФ). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Государственные пенсии в соответствии со ст.39 Конституции РФ устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе принципа равенства граждан (ч.1 и 2 ст.19), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц может применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона (пункт 12 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54, 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П также определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.

Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17.10.2003 года N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года N 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, утвердившего Список от 22.09.1999г. и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком 1991г. по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами от 22.09.1999г., а далее в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовую пенсию» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достигнутого возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и пп.7-13 ст.28) периоды работы, подлежащие, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций. Условий и характера деятельности тем работам (должности, профессии), которые дают право на досрочное назначении пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлению деятельности учреждений, организации, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, при разрешении спора по вопросам назначении пенсии по старости, суд не должен ограничиваться установлением самого факта отсутствия в наименовании должности и образовательного учреждения соответствия наименованию должности и учреждения в соответствующем нормативном акте, а устанавливать фактический профиль и тип учреждения, в котором осуществлялась деятельность истца, претендующего на назначение досрочной пенсии и тождественность выполняемых им функциональных обязанностей.

В ст. 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются … справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу ст.10 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии со ст.27, 28 данного Федерального закона, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г.

В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе педагогических, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Как следует из материалов пенсионного дела, трудовой книжки истца, с 01 апреля 1994 истец работала воспитателем в яслях-саде до ДД.ММ.ГГГГ, когда стала осуществлять работу воспитателя в детском саду в порядке перевода. 03 января 2012 г. истец в порядке перевода принята на должность воспитателя в МДОУ д/сад , в котором работает по настоящее время. 17 февраля 2006 г. МДОУ д/сад переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида Ленинского района г.Саратова».

Из изложенного следует, что период нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации с 12 мая 1998 г. по 26 мая 1998 г., с 02 февраля 2010 г. по 22 февраля 2010 г., 10 сентября 2014 г. по 23 сентября 2014 г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

22 марта 2012 года был принят Закон Саратовской области № 26-3СО «Об объявлении нерабочим праздничным днем «Радоницы» – дня особого поминовения усопших», дни объявлены нерабочими днями, в связи с чем, подлежат включению в льготный стаж работы.

В соответствии с Законом Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» все принимаемые в Саратовской области законы подлежат доведению до всеобщего сведения (обнародования) в соответствующих региональных средствах массовой информации и действуют в отношении граждан, юридических лиц, а также государственных и муниципальных организаций.

В силу ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации указанные дни являются нерабочими праздничными днями.

Следовательно в стаж истца подлежат включению дополнительные выходные дни «Радоница»: 29 апреля 2014 г., 21 апреля 2015 г., 10 мая 2016 г., 25 апреля 2017 г., 17 апреля 2018 г., 07 мая 2019 г.

Таким образом с учетом включения в стаж истца указанных выше периодов на 10 декабря 2019 г. у Стрелковой Ю.Н. имелся 25-летний стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

С 01 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», которым внесены изменения в ст. 8 ФЗ № 400 согласно которым гражданам, указанным в ч. 1 ст. 8, п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениям 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом на момент обращения истца с заявлением о досрочном назначении ей пенсии страховой пенсии по старости право Стрелковой Ю.Н. на пенсию не возникло.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать решения об отказе в установлении пенсии от 16 апреля 2020 г., 18 июня 2020 г. и 09 июля 2020 г. незаконным в части отказа включения в специальный педагогический стаж Стрелковой Ю.Н. периодов учебы на курсах повышения квалификации с 12 мая 1998 г. по 26 мая 1998 г., с 02 февраля 2010 г. по 22 февраля 2010 г., 10 сентября 2014 г. по 23 сентября 2014 г. и дополнительных выходных дней «Радоница»: 29 апреля 2014 г., 21 апреля 2015 г., 10 мая 2016 г., 25 апреля 2017 г., 17 апреля 2018 г., 07 мая 2019 г.

Установить наличие у Стрелковой Ю.Н. 25-ти летнего стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по состоянию на 10 декабря 2019 г.

обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) включить Стрелковой Ю.Н. в специальный педагогический стаж периоды учебы на курсах повышения квалификации с 12 мая 1998 г. по 26 мая 1998 г., с 02 февраля 2010 г. по 22 февраля 2010 г., 10 сентября 2014 г. по 23 сентября 2014 г. и дополнительные выходные дни «Радоница»: 29 апреля 2014 г., 21 апреля 2015 г., 10 мая 2016 г., 25 апреля 2017 г., 17 апреля 2018 г., 07 мая 2019 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2020 г.

Судья

2-2579/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Стрелкова Юлия Николаевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное)
Суд
Ленинский районный суд г. Саратов
Судья
Милованов А.С.
Дело на странице суда
leninsky.sar.sudrf.ru
08.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
12.07.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее