Решение по делу № 2-150/2023 (2-2364/2022;) от 22.06.2022

Дело № 2 – 150 / 2023

УИД 76RS0024-01-2022-002325-39

Принято в окончательной форме 22.05.2023

                

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2023 г.                                     г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Тарасовой Е.В., при секретаре Власовой С.Н., с участием

старшего помощника прокурора Мосягиной С.В.,

истца Горьева С.Е.,

представителя ответчика Володиной Е.В. по доверенности,

от третьих лиц – не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Ярославля в интересах Горьева Сергея Евгеньевича к Мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области об обязании выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для доступа инвалидов,

установил:

С учетом уточнений (л.д. 49-51), прокурор Фрунзенского района г. Ярославля обратился в суд в защиту прав Горьева С.Е. с иском к Мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля (далее ДГХ), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области (далее ДЖКХ), Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее ДСПН) об обязании в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома по адресу г. Ярославль, пр. Фрунзе, д. 51 корп. 3 для обеспечения доступа инвалида, а именно: выполнить работы по установке откидного пандуса в подъезде № 4, по адаптации входной группы в подъезд № 4.

В обоснование требований указано, что Горьев С.Е. является инвалидом группы, проживает по адресу <адрес>. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» 06.08.2021 муниципальной межведомственной комиссией проведено обследование жилого помещения истца и общего имущества подъезда № 4, где расположена его квартира. По результатам обследования комиссия составила акт о необходимости выполнения мероприятий по приспособлению общего имущества подъезда № 4 с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности, а именно: работ по установке откидного пандуса в подъезде № 4, по адаптации входной группы в подъезд № 4. Техническая возможность для приспособления без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций дома имеется. Обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах лежит на органах местного самоуправления и органах исполнительной власти Ярославской области. Отсутствие беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома нарушает права Горьева С.Е., лишает его возможности реализации наравне с другими гражданами прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В судебном заседании старший помощник прокурора Мосягина С.В. и истец Горьев С.Е. иск поддержал.

Представитель ответчика ДЖКХ Володина Е.В. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск. Дополнительно пояснила, что на 2023 г. финансирование региональной подпрограммы по обеспечению доступной среды для инвалидов предусмотрено на 90 % из областного бюджета, на 10 % из местных бюджетов. До 2023 г. г. Ярославль в реализации подпрограммы ни разу не участвовал, она применялась в иных муниципальных образованиях области. Ввиду недостаточности финансирования мероприятия по приспособлению общедомового имущества выполняются в порядке очередности, очередь сформирована по дате обследования помещений. В 2023 г. запланированы мероприятия в домах, где обследование проведено ранее, чем в доме истца, и удовлетворение иска приведет к нарушению прав других инвалидов. Дом, в котором проживает истец, включен в очередь. Работы, которые подлежат выполнению в ходе мероприятий по приспособлению, должны быть организованы органами местного самоуправления на основании муниципальных контрактов. После выполнения работ Ярославская область предоставляет оплату в порядке межбюджетного трансферта.

Представитель ответчика ДГХ по доверенности (л.д. 41) Хватова Е.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала об отложении разбирательства в связи с болезнью. Ранее в судебном заседании Хватова Е.А. иск не признавала, полагала органы местного самоуправления ненадлежащими ответчиками, поскольку программа по обеспечению инвалидам доступной следы финансируется за счет государственных средств.

Ответчик ДСПН в судебное заседание своего представителя не направил, в отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку исполнителем мероприятий подпрограммы «оборудование многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата» является ДЖКХ.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен.

Представитель третьего лица Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля в судебном заседании не участвовал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьих лиц Департамента финансов мэрии г. Ярославля, ТСЖ «Фрунзе 51к3», Департамента финансов Ярославской области в судебном заседании не участвовали, о времени и месте его проведения извещены, возражений на иск не представили.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке. Ходатайство представителя ответчика Хватовой Е.А. судом отклонено, поскольку документально причины ее неявки не подтверждены, кроме того, ДХГ как юридическое лицо имело возможность направить в суд иного представителя.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В целях социальной защиты инвалидов и в развитие положений п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) Правительство Российской Федерации постановлением от 09.07.2016 № 649 утвердило Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).

П. 2 Правил предусматривает, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (далее – приспособление).

В силу п. 4 Правил в целях оценки приспособления осуществляется обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.

Такое обследование в отношении муниципального и частного жилищного фондов осуществляется муниципальными комиссиями (п. 6 Правил).

По результатам обследования оформляется акт обследования, содержащий, в том числе, выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления с мотивированным обоснованием; выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления с мотивированным обоснованием; перечень мероприятий по приспособлению, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (п. 12 Правил).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил).

Заключение о возможности приспособления в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий (п. 22 Правил).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», в которой одним из основных приоритетов и целей государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения названо создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами.

Как указано в программе, для достижения приоритетов государственной политики в области обеспечения потребностей и условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

В приложении к программе приведены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Во исполнение государственной программы постановлением Правительства Ярославской области от 03.12.2019 N 825-п утверждена Государственная программа Ярославской области «Доступная среда в Ярославской области» на 2020-2025 годы.

В качестве приложения к данной программе утверждена подпрограмма «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» на 2020-2025 годы.

Ответственным исполнителем государственной программы в целом указан ДСПН.

Между тем, органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в целях обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, назван ДЖКХ. Кроме того, указано, что мероприятия по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуются за счет средств областного и местных бюджетов (п. 2.1 раздела III); органами местного самоуправления муниципальных образований области разрабатываются и утверждаются соответствующие муниципальные программы, в которые включаются мероприятия по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (п. 1.4 раздела IV). Исполнителем мероприятий по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с п. 5.5 задач и мероприятий подпрограммы значится ДЖКХ, участниками – органы местного самоуправления.

Постановлением мэрии г. Ярославля от 01.10.2020 № 979 утверждена муниципальная программа «Доступная среда в городе Ярославле» на 2021-2026 годы.

Согласно письму от 20.01.2023 № 3/01-19-284 Мэрия г. Ярославля подтвердила участие в 2023 г. в реализации мероприятий по адаптации жилого фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий доступности для инвалидов в объеме софинансирования 810238 руб. (16 объектов).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по заявленным исковым требованиям являются ДЖКХ как орган государственной власти Ярославской области, являющийся исполнителем подпрограммы по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и мэрия г. Ярославля как орган местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения истца.

Судом установлено, что 06.08.2021 муниципальная межведомственная комиссия произвела обследование жилого помещения по адресу <адрес>, а также общего имущества многоквартирного дома на предмет соответствия требованиям разделов III и IV Правил. В указанном помещении зарегистрирован по месту жительства и проживает истец Горьев С.Е., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, инвалид группы (инвалид с детства), инвалидность установлена бессрочно, индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрены кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, кресло-коляска активного типа.

Комиссия составила акт № 2 от 06.08.2021, согласно которому пришла к выводу о наличии необходимости и технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида, в части адаптации лестничного марша входной группы в подъезде, ведущего на 1-ый этаж, путем устройства откидного пандуса, адаптации входной группы в подъезд, для определения возможных вариантов адаптации требуется проектное решение.

На основании акта вынесено заключение № 2 от 06.08.2021 о возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме по адресу г. Ярославль, пр. Фрунзе, д. 51 корп. 3, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида.

Указанные документы и содержащиеся в них выводы участвующими в деле лицами не оспаривались.

Как следует из объяснений представителей ответчиков, акт и заключение приняты к исполнению. Однако до настоящего времени необходимые мероприятия по приспособлению ответчиками не выполнены, чем нарушаются права истца на получение предусмотренных законодательством мер социальной защиты, направленных на создание ему равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию г. Ярославля и ДЖКХ обязанности выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома по адресу г. Ярославль, пр. Фрунзе, д. 51 корп. 3 для обеспечения доступа инвалида, а именно: выполнить работы по установке откидного пандуса в подъезде № 4, по адаптации входной группы в подъезд № 4. В удовлетворении требований к ДГХ и ДСПН, которые не являются надлежащими ответчиками по иску, надлежит отказать.

В соответствии с п. 4.1 ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

В порядке ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

        Принимая во внимание объем и характер работ, подлежащих выполнению, длительность процедур по заключению контрактов, суд устанавливает срок исполнения решения 12 месяцев с даты вступления его в законную силу

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Ярославля (ИНН 7604008189) в интересах Горьева Сергея Евгеньевича (паспорт гражданина Российской Федерации НОМЕР) к Мэрии г. Ярославля (ИНН 7601001234), Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля (ИНН 7601001097), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области (ИНН 7604040739), Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (ИНН 7606021026) удовлетворить частично:

Обязать Мэрию г. Ярославля и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области в срок 12 месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома по адресу г. Ярославль, пр. Фрунзе, д. 51 корп. 3 для обеспечения доступа инвалидов, а именно: выполнить работы по установке откидного пандуса в подъезде № 4, по адаптации входной группы в подъезд № 4.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                            Е.В. Тарасова

2-150/2023 (2-2364/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Горьев Сергей Евгеньевич
Прокурор Фрунзенского района г. Ярославля
Ответчики
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
Мэрия города Ярославля
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля
Другие
Департамент финансов мэрии города Ярославля
Департамент финансов Ярославской области
ТСЖ «Фрунзе 51КЗ»
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Судья
Тарасова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
22.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2022Передача материалов судье
29.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.10.2022Предварительное судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее