КОПИЯ
УИД 16RS0007-01-2024-000436-88
Дело № 2-477/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2024 года г. Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Крайновой А.В.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Республики Татарстан Гараевой Э.Г.,
при секретаре судебного заседания Давлятшиной Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Эйсмонт В. А., Эйсмонт В. В., Эйсмонт С. В., Эйсмонт Е. В. к Исполнительному комитету муниципального образования город «Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении жилья по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Татарстан обратился в суд в интересах Эйсмонт В.А., Эйсмонт В.В., Эйсмонт С.В., Эйсмонт Е.В. с вышеуказанным иском о предоставлении указанной семье жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указано, что семья Эйсмонт В.А. на основании ордера Арского поселкового Совета местного самоуправления <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № проживала по адресу: <адрес>. В дальнейшем, указанная квартира заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признана непригодной для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ семья переселена из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>. Указанная квартира предоставлена семье Эйсмонт В.А. НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» по договору социальной ипотеки на условиях найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Семья Эйсмонт В.А. состоит в списке нуждающихся в жилом помещении в Исполнительном комитете муниципального образования «<адрес>» Арского муниципального района Республики Татарстан. Однако, до настоящего времени жилье по договору социального найма семье Эйсмонт В.А. органом местного самоуправления не предоставлено. Семья проживает в квартире, не относящейся к государственному либо муниципальному жилищному фонду и предоставлена им в найм НО ГЖФ при Президенте РТ, как коммерческое жилье. В связи с чем, нарушено право семьи Эйсмонт В.А. на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ. Просит обязать исполнительный комитет муниципального образования город «Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан предоставить семье Эйсмонт В.А. составом из четырех человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах муниципального образования город «Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан общей площадью не менее ранее занимаемого, признанного непригодным для проживания.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Татарстан Гараева Э.Г. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Истец Эйсмонт В.А., выступая от своего имени и как представитель по доверенности в интересах истцов Эйсмонт С.В., Эйсмонт Е.В. исковые требования поддержала, пояснила, что ее супругу Эйсмонт В.В. в 1998 году поселковый Совет на условиях найма выделил квартиру по ордеру № по <адрес> был трехквартирный барак. Так как квартира была в аварийном состоянии, их семья встала в 2000 году на учет, она писала в различные инстанции, чтобы их барак признали ветхим жильем. В 2008 году барак признали непригодным для проживания. Одним дали муниципальное жилье, другим от завода построили жилье, а их семья еще проживали в этой <адрес> лет. Согласно выписке из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было решено ее семье предоставить жилое помещение по адресу: <адрес> по договору социального найма. В течение одной недели их выселили из квартиры по <адрес> въезде в квартиру по адресу: <адрес>, никаких документов не предоставили. Через два месяца вызывают, чтобы подписать договор. Они думали, что подписывают договор по социальному найму, так как шапку договора спрятали, а оказалась, что они подписали договор коммерческого найма. Никакого графика платежей не дали. Заявления о том, что им нужна квартира по социальной ипотеке они не писали, у них ребенок инвалид, было дорогое лечение на 2-3 миллиона, это были огромные деньги на том момент, они просто не могли себе позволить квартиру по социальной ипотеке. Затем начали приходить претензии от ГЖФ при Президенте РТ о том, что имеется задолженность. В случае предоставления им жилого помещения по договору социального найма, если по закону так положено, согласны переехать в квартиру, равной по площади ранее занимаемой. Дом по <адрес> в 2010 году также признали аварийным.
Истец Эйсмонт В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что по этому факту в отношении действий бывшей администрации <адрес> в следственном комитете заведено уголовное дело по статье «Мошенничество», где они признаны потерпевшими, признано, что их обманули, еще имеется 18 аналогичных семей. Барак по <адрес> снесли, землю продали. Их семья самостоятельно сделала экспертизу, что жилое помещение по <адрес> непригодно для проживания, с этим заключением они поехали к Президенту РТ. Когда подписывали договор, не знали, что подписывают договор социальной ипотеки, так как им сказал Закиров Л.Т., представитель от ГЖФ, кооператива «Строим будущее», что через 5 лет сможете приватизировать квартиру. ГЖФ подавало в суд о взыскании с их семьи задолженности по договору социальной ипотеки в 2019 году, тогда иск оставил без рассмотрения. Затем опять подали иск с суммой задолженности уже 4 600 000 руб.
В процессе рассмотрения дела, судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель ответчиков Исполнительного комитета муниципального образования город «Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан Сагитова Л.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать. Как пояснила представитель ответчиков в судебном заседании, так и из ее письменного отзыва следует, что в декабре 2000 года Эйсмонт В.А. принята на учет только по предоставлению жилого помещения, в ее заявлении не содержится просьбы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ Эйсмонт В.А. обратилась к главе Арского муниципального района <адрес> с заявлением о принятии ее с семьей на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ между НО «ГЖФ при Президенте РТ и семьей Эйсмонт заключен договор социальной ипотеки. Вопрос о выделении жилых помещений по договору социального найма рассматривается на заседании жилищной комиссии при исполкоме района, по итогам рассмотрения выносится решение.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, из которого следует, что информация от исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан о необходимости включения в сводный список Эйсмонт В.А., как инвалида, принятого на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, в Министерство не поступала.
Представитель третьего лица Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании показал, что в 2008 году был председателем жилищной комиссии. В то время муниципального жилья не было, семье Эйсмонт предложили жилье по социальной ипотеке, они согласились. В решении жилищной комиссии написано « в неотложной поддержке» в связи с тем, что семья Эйсмонт проживала в доме, который признан аварийным. То, что в выписке из протокола жилищной комиссии написано предоставить по договору социального найма, вероятно ошибка.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании показала, что работает секретарем жилищной комиссии с 2014 года. 18 семей по <адрес> были поставлены на учет по социальной ипотеке. В настоящее время учетные дела этих семей переданы в следственный комитет. Семья Эйсмонт была поставлена на учет в 2008 году, потом заключили договор социальной ипотеки, потом они были переведены на условия найма. В 2015 году госжилфонд внес изменения в постановление и условия найма были отменены. Несмотря на то, что 18 семей уже получили квартиры, они состоят на учете по социальной ипотеке.
Свидетель Нотфуллина Г.Ф. в судебном заседании показала, что являлась соседкой семьи Эйсмонт по <адрес> барак был страшный. Ее семья оказалась в аналогичной ситуации. В марте 2009 года их вызвали в поселковый совет, сказали, что выдают квартиры. Предложили подписать договор социальной ипотеки, никакие документы не показывали. Затем в 2010 году опять вызвали для подписания дополнительных соглашений по социальному найму. Говорили, что через 5 лет сможет приватизировать квартиру.
Свидетель Ибрагимова Э.Р. в судебном заседании показала, что также проживала в ветхом жилье по <адрес>1. Постепенно бараки начали сносить, надо было подписать документы, в заявлении был вопрос на каких условиях хотите получить квартиру, найма или выкупа, она написала найма. ДД.ММ.ГГГГ, когда шла с работы. Увидела, что барак начали разбирать, пришли родственники, сказали, что надо переезжать, предлагают жилье на <адрес> вещи и съехали туда, без единого документа. Потом приходит письмо из исполкома, что необходимо прийти в жилищный фонд, для того, чтобы оформить документы на квартиру. В 2010 году ей сказали, что у нее вышел «выкуп», и что она должна выкупить квартиру. Потом жилфонд начал предъявлять претензии. Квартира по <адрес> была в ужасном состоянии. Она приняла решение о расторжении договора по социальной ипотеке. Она заплатила ту сумму, за проживание 24 тысячи и расторгла договор. В Россельхозбанке взяла ипотеку и приобрела другую квартиру.
На основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из материалов дела следует, что семья Эйсмонт в составе 4 человек: Эйсмонт В.В., Эйсмонт В.А., Эйсмонт С.В., Эйсмонт Е.В. на основании ордера Арского поселкового Совета местного самоуправления <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № проживала в однокомнатной квартире жилой площадью 24 кв.м., общей площадью 36 кв.м. по адресу: <адрес> ( л.д. 18).
Эйсмонт В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением к председателю Арского поселкового Совета, указывая, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ни разу не производился капитальный ремонт, состояние ее самое худшее. В зимнее время температура в комнате +10 гр., стены покрываются снегом, оконные коробки покосились. Другого жилья для проживания нет. На основании чего просит внести на обсуждение Исполкома Арского поселкового Совета вопрос о принятии ее и ее семьи на учет для получения жилой площади ( л.д. 90).
ДД.ММ.ГГГГ Эйсмонт В.А., проживающая по адресу : <адрес>, принята на учет по жилищному вопросу ( по вопросу улучшения жилья) ( л.д. 24-25).
В январе 2008 года Эйсмонт В.А. обратилась с письменным заявлением к руководителю Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ Свидетель №2, указывая, что барак, в котором она проживает, расположенный по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии, дальнейшее проживание в нем небезопасно, крыша обвалилась, две другие квартиры нежилые и не отапливаются, в связи с чем, ее квартира холодная. Из-за расходов в связи с тяжелой болезнью сына, она не может построить дом или взять ипотечное жилье. Учитывая ветхость жилья, неоднократные обращения о предоставлении жилого помещения, просит ускорить рассмотрение ее заявления ( л.д. 119).
Согласно письму руководителя Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ Свидетель №2 от ДД.ММ.ГГГГ, обращение Эйсмонт В.А. по вопросу улучшения жилищных условий рассмотрено на заседании общественной жилищной комиссии при <адрес>ном исполнительном комитете. Строительство жилья в районе ведется только по программе социальной ипотеки, других возможностей улучшить жилищные условия нет. Учитывая ветхость жилого дома, в котором проживает Эйсмонт В.А. и реальную угрозу жизни и здоровью, Арскому поселковому исполнительному комитету предложено подыскать варианты предоставления семье Эйсмонт В.А. временного жилья до начала реализации Федеральной Программы ликвидации ветхого жилья ( л.д. 120).
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где проживает семья Эйсмонт В.А., признано непригодным для проживания в связи с ветхостью. Как следует из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, физический износ жилого дома составляет 73 % ( л.д. 70-71).
Из протокола XIX заседания общественной жилищной комиссии при <адрес>ном исполнительном комитете от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в оригинале по запросу суда старшим следователем второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по РТ Мустафиной А.Р., следует, что семья Эйсмонт В.А. в составе : Эйсмонт В.А., Эйсмонт В.В., Эйсмонт С.В. включена в список граждан, нуждающихся в неотложной поддержке в приобретении жилья по программе социальной ипотеки. Предоставить данной семье жилое помещение по адресу: <адрес> по мере ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно ответу руководителя Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан Свидетель №2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно инвестиционной программе Государственного жилищного фонда при Президенте РТ строится многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в котором, по мере его ввода в эксплуатацию, Эйсмонт В.А. будет предложено жилое помещение по договору социального найма ( л.д. 94). К указанному ответу руководителя Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан Свидетель №2 приложена выписка из протокола XIX заседания общественной жилищной комиссии при <адрес>ном исполнительном комитете от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой выписка изготовлена ДД.ММ.ГГГГ, где в п. 2 указано о решении предоставить семье Эйсмонт В.А. жилое помещение по адресу: <адрес> по мере ввода объекта в эксплуатацию по договору социального найма ( л.д. 95).
Согласно выписке из протокола XXVII заседания общественной жилищной комиссии при <адрес>ном исполнительном комитете от ДД.ММ.ГГГГ (учетное дело), Эйсмонт В.А. (дом непригоден для проживания, акт обследования помещения и заключение от ДД.ММ.ГГГГ) включить в список граждан, нуждающихся в неотложной поддержке в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан в лице Социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим Будущее», Эйсмонт В.А., Эйсмонт В.В., Эйсмонт С.В., Эйсмонт Е.В. заключен договор социальной ипотеки №.
ДД.ММ.ГГГГ по протоколу участия и выбора будущей собственной квартиры к договору социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, семье Эйсмонт В.А. определена будущая собственная <адрес>. ( л.д. 79-83).
В настоящее рассматривается вопрос о признании указанного дома, расположенного по адресу: <адрес> – аварийным ( л.д. 32-37).
В силу части 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Судом установлено, что семья Эйсмонт В.А. в составе 4 человек, в том числе, супруг Эйсмонт В.В., дети – Эйсмонт С.В., Эйсмонт Е.В. приняты на учет в 2000 году, как проживающая в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям ( п. 2 ст. 29 ЖК РСФСР).
Несмотря на утверждения представителя ответчиков о том, что в решении не указано основание принятия семьи на учет, суд считает установленным, что семья Эйсмонт В.А. была поставлена на учет в связи с ветхостью ее жилья, расположенного по адресу: <адрес>, на что указывает содержание ее заявления о постановке на учет для получения жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 90), акты обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 126), акт обследования жилищных условий ученика 8 Б класса Эйсмонт Е.. ( л.д. 127), многочисленные обращения семьи Эйсмонт в государственный органы по вопросу улучшения жилищных условий, в связи с невозможностью проживания по адресу: <адрес>, показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Нотфуллиной Г.Ф., Ибрагимовой Э.Р.
На дату введения в действие ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РФ семья Эйсмонт В.А. жилым помещением не была обеспечена, с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ст. 56 ЖК РФ, не снята до настоящего времени.
При этом, предоставление жилого помещения по договору социальной ипотеки не является основанием для отказа в иске.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года «О государственной поддержке развития жилищного строительства в <адрес>» социальная ипотека - предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства; ипотечное жилищное кредитование - предоставление гражданам целевых займов специализированными ипотечными организациями для приобретения, строительства или реконструкции жилья и объектов инженерной инфраструктуры под ипотеку, а также кредитов - банками или иными кредитными организациями на основании договоров со специализированными ипотечными организациями.
Согласно п. 2 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утв. Постановлением Кабинета Министров РТ от 2 августа 2007 № 366, наем - передача жилого помещения в соответствии с гражданским и жилищным законодательствами за плату во владение и пользование для проживания в нем. Размер платы определяется в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Жилье, предоставленное семье органом местного самоуправления, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ и снесено.
Таким образом, семья Эйсмонт В.А. из ветхого (аварийного) жилья выселена в 2009 году. Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма семье Эйсмонт В.А. органом местного самоуправления не предоставлено.
Предоставленная семье истца НО «ГЖФ при Президенте РТ» квартира по адресу: РТ, <адрес>, площадью 76,8 кв.м, не должна учитываться при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения по причине того, что она находится в пользовании семьи Эйсмонт на условиях договора коммерческого найма.
Семья Эйсмонт В.А. в составе 4 человек продолжает состоять в списке нуждающихся в жилом помещении в Исполнительном комитете <адрес>.
Поскольку семья Эйсмонт В.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, квартира, в которой она проживала, признана непригодной для проживания и указанный дом, расположенный по адресу: <адрес> снесен, она подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди.
В соответствии с разъяснениями п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Из приведенных норм жилищного законодательства следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным (равным) по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий.
Таким образом, применительно к приведенным разъяснениям внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем, чтобы права граждан при выселении не были ущемлены, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Учитывая, что истцом заявлены требования о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, признанного непригодным для проживания, предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям <адрес>, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, которое было признано непригодным для проживания, расположенному по адресу: <адрес> ( согласно ордеру общей площадью 36 кв.м., жилой площадью 24 кв.м.) и отвечать установленным требованиям.
Семья Эйсмонт В.А. после переселения не лишается права на получение жилого помещения по нормам предоставления в порядке очередности или во внеочередном порядке по общим правилам, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом, суд отмечает, что в силу действующего жилищного законодательства предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, так как это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Как следует из пояснений представителя ответчиков Сагитовой Л.Г., вопрос о выделении жилых помещений по договору социального найма рассматривается на заседании жилищной комиссии при исполкоме района, по итогам рассмотрения выносится решение.
На основании изложенного, учитывая также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, согласно которой, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти, суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению семье Эйсмонт В.А. жилого помещения по договору социального найма, как на исполнительный комитет муниципального образования «<адрес>» Арского муниципального района Республики Татарстан, так и на Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Эйсмонт В. А., Эйсмонт В. В., Эйсмонт С. В., Эйсмонт Е. В. к Исполнительному комитету муниципального образования город «Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении жилья по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования город «Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан предоставить семье Эйсмонт В. А. составом из четырех человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах муниципального образования город «Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан общей площадью не менее ранее занимаемого, признанного непригодным для проживания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Арский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ А.В. Крайнова
«КОПИЯ ВЕРНА»
подпись судьи______________________
Наименование должности
уполномоченного работника аппарата
федерального суда общей юрисдикции
_____________________
(Инициалы, фамилия)
«_____»_______________2024 г.