Судья: Мануилова Е.С. Дело № 12-3770/20
Решение«23» июля 2020 года г.Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе специалиста-эксперта ОВМ ОМВД России по Красноармейскому району Краснодарского края Короткого В.Н. на постановление судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – управляющего торговым центром «Станичный» ООО ПО «Камавторесурс» <Адрес...> Краснодарского края (далее – ТЦ «Станичный») Мальцева В.В.,
установил:
обжалуемым постановлением от 15 июня 2020 года судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края в отношении должностного лица – управляющего торговым центром ТЦ «Станичный» Мальцева В.В. прекращено производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, специалист-эксперт ОВМ ОМВД России по Красноармейскому району Короткой В.Н. просит отменить вышеуказанное постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в районный суд, указывая что постановление судьи районного суда незаконно, вынесено с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечениек трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральнымзаконом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Как следует РёР· материалов дела, <Дата>, РІ 10 час. 00 РјРёРЅ. был выявлен факт, что управляющий РўР¦ «Станичный» Мальцев Р’.Р’. допустил привлечение Рє трудовой деятельности гражданку Республики Украина Мицкевич Р.Рђ., которая занималась раскладыванием продуктов РІ торговом зале РўР¦ «Станичный» РЅР° стеллажи, РЅРµ имея патента РЅР° работу разрешающего трудовую деятельность РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, чем нарушены требования Рї.4 СЃС‚.13 Федерального закона РѕС‚ 25.07.2002 РіРѕРґР° в„– 115 -ФЗ «О правовом положении иностранных граждан РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
<Дата> в отношении управляющего ТЦ «Станичный» Мальцева В.В. был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство РїРѕ делу РІ отношении Мальцева Р’.Р’., СЃСѓРґСЊСЏ районного СЃСѓРґР° указал, что РІ период действия ограничительных мероприятий, направленных РЅР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ COVID-19, гражданка Украины Мицкевич Р.Рђ. осуществляла работу РІ РўР¦ «Станичный», СЃ <Дата>. РїРѕ <Дата> (день выявления правонарушения), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ необходимостью выполнения установленных ограничений, направленных РЅР° обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. РџРѕ мнению СЃСѓРґСЊРё районного СЃСѓРґР° административный материал, составленный РІ отношении гражданки Мицкевич Р.Рђ., также РЅРµ содержит сведений Рѕ работе Мицкевич Р.Рђ. РІ РўР¦ «Станичный» РІ <Дата>
Судья райсуда считает, что Указом Президента РФ от 18.04.2020 г. №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлено, что в период с <Дата> по <Дата> включительно работодатели при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, привлекать и использовать в качестве работников иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов.
Поэтому, СЃ учетом изложенных обстоятельств, РїРѕ мнению СЃСѓРґСЊРё первой инстанции, управляющий РўР¦ «Станичный» Мальцев Р’.Р’. РІ конце <Дата> имел возможность допустить привлечение Рє трудовой деятельности РІ РўР¦ «Станичный» гражданку Республики Украина Мицкевич Р.Рђ. РїСЂРё отсутствие Сѓ этого лица разрешения РЅР° работу либо патента.
На этих основаниях судья районного суда пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако судья краевого суда не может согласиться с указанным выводом судьи районного суда с учетом следующего.
Частью 1 ст. 18.15 КоАП России предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, при отсутствии у иностранного гражданина и лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 1 примечания к ст. 18.15 КоАП России, под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (патента).
Как следует РёР· материалов дела, РІ СЃРІРѕРёС… объяснениях гражданка Украины Мицкевич Р.Рђ. указывает РЅР° то, что РѕРЅР° СЃ <Дата> РіРѕРґР° осуществляет трудовую деятельность РІ РўР¦ «Станичный», РІ должности стажера-продавца, личного разрешения РЅР° осуществление трудовой деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ оформляла.
РџРѕ материалам административного дела РІРёРґРЅРѕ, что гражданке Украины Мицкевич Р.Рђ. были разъяснены её права Рё обязанности, предусмотренные СЃС‚. 51 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также разъяснено право РЅРµ свидетельствовать против себя Рё СЃРІРѕРёС… близких, право РЅР° использование адвоката, РїРѕСЂСЏРґРѕРє обжалования действий должностных лиц, разъяснены права Рё обязанности, предусмотренные СЃС‚. СЃС‚. 20.25, 25.1 Рё 32.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях, Р° также отражено, что «объяснения записаны верно СЃ её слов Рё ею прочитаны». Данные обстоятельства подтверждаются ее собственноручными РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё (Р».Рґ. 6 Рё 7).
РџСЂРё этом, вышеуказанные объяснения были даны гражданкой Мицкевич Р.Рђ. разным сотрудникам отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Красноармейскому району Краснодарского края Рё РІ разные РґРЅРё: РѕС‚ <Дата>. Рё <Дата>.
Р’ последующем, РІ СЃСѓРґ первой инстанции представлено объяснение Мицкевич Р.Рђ. РѕС‚ <Дата> Рѕ том, что РѕРЅР° отказывается РѕС‚ ранее данных ею объяснений ссылаясь РЅР° плохое самочувствие РїСЂРё даче объяснений сотруднику полиции, РЅРµ разъяснение ей процессуальных прав Рё РїСЂРё этом полностью изменила СЃРІРѕРё показания РїРѕ факту осуществления своей работы РІ РўР¦ «Станичный» (Р».Рґ. 29).
РџСЂРё оценке этого обстоятельства СЃСѓРґСЊСЏ райсуда пришел Рє выводу РѕР± отсутствии РІ материалах дела доказательств трудовой деятельности гражданки Мицкевич Р.Рђ. РІ торговом центре начиная СЃ <Дата>
Однако, Рє этим вторичным объяснениям СЃСѓРґСЊСЏ краевого СЃСѓРґР° полагает следует отнестись критически, поскольку гражданкой Украины Мицкевич Р.Рђ. РЅРё РІ СЃСѓРґ первой инстанции РЅРё РІ СЃСѓРґ вышестоящей инстанции РЅРµ предоставлены доказательства её плохого самочувствия РЅР° день подписания первоначальных объяснений РїСЂРё составлении административного протокола.
Плохое самочувствие также ставится РїРѕРґ сомнение, поскольку <Дата> (день выявления правонарушения) Мицкевич Р.Рђ. осуществляла трудовую деятельность РЅР° рабочем месте РІ РўР¦ «Станичный», без ссылок РЅР° плохое самочувствие Рё состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, Р° СЃРІРѕРё первоначальные объяснение РѕРЅР° давала РІ разные РґРЅРё Рё различным сотрудникам полиции. Ставить РїРѕРґ сомнения эти показания оснований РІ материалах дела РЅРµ имеется.
Таким образом, факт отсутствия трудовой деятельности гражданкой Украины Мицкевич Р.Рђ. РІ РўР¦ «Станичный» СЃ февраля 2020 РіРѕРґР°, материалами дела РЅРµ доказан Рё ничем РЅРµ подтверждается.
РР· этого следует, что судьей районного СЃСѓРґР° указанные обстоятельства РЅРµ исследованы РІ полной объеме Рё должной правовой оценки РЅРµ получили.
РљСЂРѕРјРµ того, судьей районного СЃСѓРґР° оставлено без внимание постановление РѕС‚ <Дата> <в„–..> РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении (Р».Рґ. 11), которым гражданка Украины Мицкевич Р.Рђ. признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 18.10 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёРё Рё РїСЂРё вынесении которого установлено, что СЃРІРѕРёРјРё действиями Мицкевич Р.Рђ. совершила осуществление трудовой деятельности без наличия разрешении РЅР° работу РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
РџСЂРё этом, гражданка Мицкевич Р.Рђ. была согласна СЃ предъявленным ей правонарушением (протокол РѕР± административном правонарушении Р».Рґ. 10) Рё штраф, назначенный ей РІ размере 2000 рублей, ею полностью СѓР¶Рµ оплачен РІ день назначения наказания – <Дата> (Р».Рґ. 12). РўРѕ есть факт осуществления ею трудовой деятельности без наличия разрешении РЅР° работу или патента, подтверждается вступившим РІ законную силу процессуальным актом, который никем РЅРµ оспорен Рё РЅРµ отменен РґРѕ настоящего времени.
Также факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств, Р° именно: протоколом РѕР± административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции, Рё РґСЂСѓРіРёРјРё материалами дела, РёР· которых следует, что СЃРІРѕСЋ трудовую деятельность гражданка Украины Мицкевич Р.Рђ. начала осуществлять РІ РўР¦ «Станичный» задолго РґРѕ издания Указа Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„–274 РѕС‚ 18.04.2020 РіРѕРґР°, РЅР° который РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ ссылка лица привлекаемого Рє административной ответственности Рё СЃСѓРґСЊРё районного СЃСѓРґР°. Тем более что Указ Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации вступил РІ законную силу СЃ момента его подписания – 18.04.2020 РіРѕРґР°.
Протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица Мальцева В.В. составлен уполномоченным должностным лицом, нарушений требования закона при его составлении не допущено, все сведения необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, в том числе время и место совершения правонарушения - «адрес».
В соответствии со ст. 16, 67 Трудового кодекса Российской Федерации основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, оформлен ли трудовой договор надлежащим образом.
Рмеющимися РІ материалах дела РѕР± административном правонарушении доказательствами подтверждается факт осуществления гражданкой Украины Мицкевич Р.Рђ. трудовой деятельности РІ качестве стажёра-продавца РІ РўР¦ «Станичный» еще СЃ февраля 2020 РіРѕРґР°.
Ссылка должностного лица Мальцева В.В. на Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274, в соответствии с которым иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации и не имеющие разрешения на работу или патента, вне зависимости от цели въезда в период с 15 марта по 15 июня 2020 могут осуществлять трудовую деятельность без получения разрешений на работу или патента, а также его утверждения, что иностранная гражданка была принята на работу в <Дата>, следует расценивать как желание уйти от административной ответственности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· информация РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «По вопросам исполнения нормативных правовых актов РІ сфере миграции РІ период СЃ 15 марта РїРѕ 15 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. Рё РїРѕ его окончании РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изданием Указа Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 18 апреля 2020 Рі. N 274 «О временных мерах РїРѕ урегулированию правового положения иностранных граждан Рё лиц без гражданства РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ СѓРіСЂРѕР·РѕР№ дальнейшего распространения РЅРѕРІРѕР№ коронавирусной инфекции (COVID-19)»», РІ соответствии СЃ подпунктом «а» пункта 2 Указа в„– 274, РІ период СЃ 15 марта 2020 Рі. РїРѕ 15 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. работодатели Рё заказчики работ (услуг) РїСЂРё условии выполнения РёРјРё установленных ограничений Рё иных мер, направленных РЅР° обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, определенном законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, привлекать Рё использовать РІ качестве работников иностранных граждан, прибывших РЅР° территорию Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РЅРµ требующем получения РІРёР·С‹, Р° также РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, требующем получения РІРёР·С‹ Рё РЅРµ имеющих разрешений РЅР° работу или патентов.
При этом обязательным условием для привлечения «визовиков» является наличие у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Следует учитывать, что при заключении и прекращении (расторжении) с такими иностранными работниками трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) работодателю необходимо в рамках действующего законодательства представить соответствующее уведомление в территориальный орган МВД России.
Перечисленными выше доказательствами, РІ том числе, Рё письменными объяснениями самой гражданки Мицкевич Р.Рђ. достоверно подтверждается, что указанная иностранная гражданка фактически была допущена Рє работе Рё РЅР° момент ее выявления осуществляла трудовую деятельность.
Ссылки в жалобе на положения Указа Президента РФ от 18.04.2020 №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции» нахожу несостоятельными, поскольку материалы дела не содержат сведений, что работодатель выполнил установленные ограничения и иные меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, привлекая в качестве работника иностранного гражданина.
РќР° момент привлечения Рє трудовой деятельности гражданки Украины Мицкевич Р.Рђ. должностное лицо Мальцев Р’.Р’., РЅРµ РјРѕРі знать Рѕ вступлении РІ законную силу вышеуказанного Указа РѕС‚ 18.04.2020 РіРѕРґР°, РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» мер РїРѕ обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, привлекая РІ качестве работника иностранного гражданина, чем Рё допустил нарушение требований законодательства, тем самым совершив правонарушение РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 18.15 РљРѕРђРџ Р Р¤.
С учетом всего вышеуказанного, вопреки положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, меры к всестороннему, полному, объективному рассмотрению дела и выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для его разрешения, судьей районного суда не приняты.
Таким образом, вывод судьи районного суда об отсутствии события административного правонарушения является несостоятельным и преждевременным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, судья краевого суда полагает отменить постановление судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2020 года и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.
При новом рассмотрении данного дела судье необходимо принять меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрения имеющихся материалов дела, при необходимости истребовать дополнительные сведения и доказательства выявленных событий, и с учетом требований действующего законодательства дать им надлежащую оценку и принять законное и основанное постановление.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
жалобу специалиста-эксперта ОВМ ОМВД России по Красноармейскому району Краснодарского края Короткого В.Н. на постановление судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2020 года – удовлетворить.
Постановление судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2020 года - отменить.
Дело об административном правонарушении направить в Красноармейский районный суд Краснодарского края на новое рассмотрение в ином составе суда.
РЎСѓРґСЊСЏ
краевого суда Пегушин В.Г.