ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а–20475/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург | 16 декабря 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Жидковой О.В., Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 июля 2020 года по административному делу № 2а-11192/2020 по административному исковому заявлению Департамента строительства Вологодской области к администрации города Вологды, Департаменту имущественных отношений администрации города Вологды о признании незаконным распоряжения о включении Веселова Ю.В. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения заинтересованного лица Веселова Ю.В. и представителя заинтересованного лица прокуратуры Вологодской области - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
распоряжением начальника Департамента имущественных отношений администрации города Вологды от 3 октября 2019 года № 621 Веселов Ю.В. с 20 февраля 2017 г. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в список лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Оспаривая правомерность указанного распоряжения, 26 ноября 2019 года Департамент строительства Вологодской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Вологды о признании его незаконным, указав, что Веселов Ю.В. намеренно ухудшил свои жилищные условия, прекратив право собственности доли жилого помещения, расположенного на территории Украины с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории России.
В качестве заинтересованных лиц по делу заявлены Веселов Ю.В. и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация города Вологды, в качестве заинтересованных лиц - прокуратура Вологодской области и прокуратура города Вологды
Решением Вологодского областного суда Вологодской области от 19 декабря 2019 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 июля 2020 года решение Вологодского областного суда Вологодской области от 19 декабря 2019 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым требования административного иска удовлетворены.
Признано незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 3 октября 2019 года № 621 «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признать незаконным.
На Департамент имущественных отношений администрации города Вологды возложена обязанность исключить Веселова Юрия Владимировича из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по муниципальному образованию «Город Вологда» по категории «лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
В кассационной жалобе, поданной через Вологодский городской суд Вологодской области 15 октября 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 ноября 2020 года, прокуратура Вологодской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывает, что наличие в собственности жилого помещения или его отчуждение в иных государствах при решении вопроса о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Российской Федерации, принимая во внимание наличие у Веселова Ю.В. гражданства Российской Федерации и награждение его знаком «Жителю блокадного Ленинграда», не имеет правового значения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами проживавший на территории Украины гражданин Российской Федерации Веселов Ю.В. являлся жителем блокадного Ленинграда, награжден знаком «Жителю блокадного Ленинграда», в связи с принятым им решением об изменении места жительства с города Одессы на город Вологду и отсутствием на территории Российской Федерации жилого помещения, 18 января 2017 года обратился в Департамент имущественных отношений администрации города Вологды с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включении в список лиц, награждённых знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
К заявлению Веселов Ю.В. приложил документы, подтверждающие наличие у него двойного гражданства (Российской Федерации и Украины), а также регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении общей площадью 62,5 кв.м, расположенном по адресу: Украина, <адрес>, и право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение, а также регистрацию с 18 ноября 2016 года и постоянное проживание на основании договора коммерческого найма от 19 ноября 2016 г. в <адрес>, общей площадью 61,6 кв.м, принадлежащей на праве собственности его сыну <данные изъяты> Э.Ю.
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Вологды от 20 февраля 2017 года № 290 Веселову Ю.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как его обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает учётную норму.
16 ноября 2017 года Веселов Ю.В. повторно обратился в администрацию города Вологды с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, представив дополнительно документы, подтверждающие его снятие с регистрационного учёта по адресу: Украина, <адрес>, а также отчуждение им 9 июня 2017 года ? доли в праве собственности на данное жилое помещение по безвозмездной сделке (дарение) в пользу дочери <данные изъяты> Д.Ю.
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Вологды от 25 декабря 2017 года № 2091 Веселову Ю.В. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с неистечением предусмотренного статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срока с момента прекращения (9 июня 2017 года) права собственности на жилое помещение.
На основании протеста прокуратуры города Вологды от 13 сентября 2019 года № 2224ж-2019 и представления этой же прокуратуры от 2 октября 2019 года № 2234-Ж-2019 Веселов Ю.В. принят на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включён в список лиц, награждённых знаком «Жителю блокадного Ленинграда», о чём Департаментом имущественных отношений администрации города Вологды 3 октября 2019 года принято оспариваемое в настоящем деле распоряжение № 621 «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что гражданин Российской Федерации Веселов Ю.В. являлся жителем блокадного Ленинграда, награжден знаком «Жителю блокадного Ленинграда», проживает на территории Российской Федерации в квартире принадлежащей сыну, собственного жилья не имеет, пришел к выводу о наличии у него права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем и права состоять на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признав оспариваемое распоряжение от 3 октября 2019 года № 621 законным и обоснованным.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда не согласилась.
Отменяя решение и удовлетворяя административный иск, суд апелляционной инстанции, установив, что срок, установленный в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента отчуждения Веселовым Ю.В. жилого помещения на территории Украины не прошел, указав на отсутствие доказательств невозможности отчуждения Веселовым Ю.В. на возмездной основе доли в праве на жилое помещение, расположенное на территории Украины и исходя из того, что отрицание необходимости учитывать при определении нуждаемости гражданина Российской Федерации в мерах социальной поддержки со стороны государства наличие у гражданина жилого помещения за пределами Российской Федерации в отсутствие достоверных и не вызывающих сомнений доказательств невозможности возмездного распоряжения таким имуществом по причинам объективного характера, находящимся вне воли гражданина, и последующего самостоятельного, без содействия государства, приобретения жилого помещения на территории Российской Федерации, нарушает принцип равенства граждан, пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения.
С такими выводами судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
При этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Указанные нормы нашли свое закрепление и в законе Вологодской области от 29 июня 2005 г. № 1307-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан», в соответствии с которым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования области, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях и признанные в установленном законом порядке малоимущими.
В то же время, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 18) и Указу Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеют право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу является установление лишь факта нуждаемости Веселова Ю.В. в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, который в настоящем деле сторонами не оспаривается ввиду наличия у последнего оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, для признания его таковым.
При этом действительно, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Однако применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 19 апреля 2007 г. № 258-0-0 указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий — это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
Часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса также гласит, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Между тем, делая вывод о том, что в результате сделки с жильем на территории Украины Веселов Ю.В. намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории России, а потому не может быть принят на такой учет до истечения пятилетнего срока, установленного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента совершения указанных действий, суд апелляционной инстанции не учел следующего.
Статьей 4 Конституции Российской Федерации предусмотрено верховенство на всей территории Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральных законов России. Часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации закрепляют основы правового регулирования по предметам ведения Российской Федерации.
Из изложенного следует, что действие Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и нормативных актов распространяется лишь на территорию Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Согласно части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, из чего следует, что жилые помещения на территории других государств, в т.ч. и на территории Украины, учёту в жилом фонде Российской Федерации не подлежат.
Как указано выше, порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Вологодской области регулируется Законом Вологодской области от 29 июня 2005 г. № 1307-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан»).
В силу названного Закона для принятия на учет по месту своего жительства гражданин подает заявление по установленной Правительством области форме с приложением, в том числе, выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина, членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления (статья 3 Закона).
Аналогичное требование о предоставлении выписки из ЕГРН содержится и в пункте 2.7.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, утвержденного постановлением администрации города Вологды 30 декабря 2013 г. № 10592.
Исходя из системного толкования статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» переход вещных прав на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в установленном порядке. Между тем, данные нормы не предусматривают возможности регистрации перехода вещных прав на объекты, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Следовательно, выписка из ЕГРН распространяется только на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации. Предоставление сведений о наличии (отсутствии) у гражданина в собственности объектов недвижимости на территории иных государств, в том числе Украины, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом отказ в постановке Веселова Ю.В. на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с наличием в собственности жилья (либо его отчуждением) на территории иного государства не основан на действующем законодательстве.
Вывод суда апелляционной инстанции о возможности отчуждения Веселовым Ю.В. своей доли в праве собственности на жилое помещение на территории Украины на возмездной основе не имеет юридического значения для настоящего спора, поскольку Веселов Ю.В. имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от имущественного положения.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, без отмены которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым отменить апелляционное определение и оставить в силе решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 декабря 2019 года, который правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права и требованиям процессуального законодательства. Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 июля 2020 года отменить.
Оставить в силе решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 декабря 2019 года.
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 декабря 2019 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.