Решение по делу № 33-2302/2024 от 25.01.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

дело Председательствующий    судья первой инстанции           Солодченко И.В.

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2024 года                                                 город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Сафонцевой Ю.А.,

судей – Готовкиной Т.С., Заболотной Н.Н.

     при секретаре – Плескун А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Б.З.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 24 октября 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

10 августа 2023 года Б.З.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным решение Отдела установления пенсий управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии в части исключения из подсчета страхового стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> управлении гидроузлов и канала им. Кирова; обязать ответчика включить в её страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> управлении гидроузлов и канала им. Кирова.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив все необходимые документы. Однако, решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в установлении досрочной страховой пенсии, из подсчета страхового стажа исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> управлении гидроузлов и канала им. Кирова в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения. С данным решением истец не согласна, считает, что действиями ответчика нарушены ее пенсионные права.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 24 октября 2023 года исковые требования Б.З.М. удовлетворены частично.

Решение Отдела установления пенсий Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии Б.З.М. признано незаконным в части исключения из подсчета страхового стажа периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности воспитателя в <данные изъяты> управлении гидроузлов и канала им. Кирова.

На Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в страховой стаж Б.З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> управлении гидроузлов и канала им. Кирова.

    Не согласившись с таким решением суда, ДД.ММ.ГГГГ Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, действуя через представителя Л.Н.Т. подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

    Доводы жалобы сводятся к тому, что исковые требования Б.З.М., а также выводы суда первой инстанции основаны на не действующем нормативно-правовом акте, поскольку Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года, соответственно периоды работы на территории государств-участников Содружества Независимых Государств с 1 января 1991 года не могут быть учтены в страховой стаж гражданам при назначении пенсии с 1 января 2023 года.

Возражений и отзывов на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Т.Е.В., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, ссылаясь на незаконность решения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Д.И.А., действующая на основании доверенности, против доводов апелляционной жалобы возражала, ссылаясь на их необоснованность; решение суда первой инстанции просила оставить без изменения.

Истец Б.З.М. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно данных паспорта гражданина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Б.З.М. является гражданином Российской Федерации (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ Б.З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигнув возраста 56 лет 11 месяцев, обратилась в ОСФР по Республике Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, родившему и воспитавшему троих детей до достижения ими возраста 8 лет (п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 43-45).

Решением Отдела установления пенсий управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ Б.З.М. отказано в установлении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа 15 лет и величины ИПК 25,8. Документально подтвержденный страховой стаж Б.З.М. пенсионным органом определен в 11 лет 11 месяцев 22 дня, ИПК - 23,668.

Согласно указанного решения пенсионным органом, при исчислении страхового стажа Б.З.М. не учтен период работы на территории Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> управлении гидроузлов и канала им. Кирова, в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения (л.д. 41-42).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Б.З.М. о возложении на пенсионный орган обязанности включить в ее страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> управлении гидроузлов и канала им. Кирова, имевший место на территории Республики Узбекистан, суд первой инстанции исходил из того, что данные периоды работы истца подтверждены надлежащим образом записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным архивом документов по личному составу <адрес> Республики Узбекистан.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Данный возраст, являющийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

На основании п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 1 января 2002 года. С 1 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»).

Индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»).

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие исчисление размера трудовых пенсий, подлежат применению с 1 января 2015 года в целях определения размера страховых пенсий. При осуществлении трудовой деятельности до 2015 года, сформированные пенсионные права граждан фиксируются, сохраняются и гарантированно исполняются, а также производится их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы).

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

На основании п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (архивами). При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При этом сведения, содержащиеся в трудовой книжке, не могут быть приняты только в том случае, если они внесены с нарушением положений трудового законодательства, действовавшего на момент внесения записей (КЗоТ РСФСР, ТК РФ), либо правил оформления трудовых книжек (Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162; Инструкции по заполнению трудовых книжек, утверждённой Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года № 69, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках»).

Только при наличии указанных обстоятельств, в качестве доказательств стажа работы в определенный период могут приниматься иные документы, содержащие соответствующие сведения, и только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, в соответствии с которой обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с данными трудовой книжки серии ГТ-I , заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя Б.З.М. (О.) З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец ДД.ММ.ГГГГ принята помощником воспитателя в д/с <данные изъяты> управления гидроузлов и канала им. С.М. Кирова (пр. -ка от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем (пр. -к от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена с занимаемой должности по собственному желанию (пр. -к от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 10-12).

Сведения относительно периода работы Б.З.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> управлении гидроузлов и канала им. С.М. Кирова, указанные в трудовой книжке, также подтверждаются архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным архивом документов по личному составу <адрес> (л.д. 17).

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Узбекистаном подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со ст. 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст. 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Согласно п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р - для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Удовлетворяя заявленные исковые требования Б.З.М. суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, фактических обстоятельств по делу, пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> управлении гидроузлов и канала им. Кирова, протекали на территории Республики Узбекистан, подтвержден записями в трудовой книжке, трудовая книжка имеется у истца в оригинале, записи в ней никем не оспорены и не признаны поддельными; все записи содержат необходимые реквизиты; сведения трудовой книжки подтверждены архивной справкой, предоставленной компетентным органом.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с денонсацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, с 1 января 2023 года отклоняются судебной коллегией как необоснованные, ввиду нижеследующего.

Указанное соглашение основывалось на принципе территориальности, то есть пенсионное обеспечение осуществлялось по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин одного из этих государств. При этом предусматривалось взаимное признание трудового стажа, в том числе льготного и специального, для установления права на пенсию, приобретенного на территории СССР за период до вступления в силу соглашений.

В связи с изменением пенсионного законодательства Российской Федерации, а также государств-участников Содружества Независимых Государств, в настоящее время нормы Соглашения от 13 марта 1992 года не позволяют гражданам указанных государств в полном объеме реализовать свое право на назначение пенсии.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение (в том числе денонсация) международных договоров Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 указанного Закона, если договором не предусматривается иное или если не имеется иной договоренности с другими его участниками, прекращение международного договора освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Таким образом, основным последствием денонсации международного договора (одностороннего заявления государства об отказе от договора) является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору. Вместе с тем денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека денонсация не освобождает договаривающуюся сторону, заявившую о денонсации настоящей Конвенции, от взятых по ней обязательств в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до вступления денонсации в силу.

Согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают, выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Соглашением, должна быть продолжена.

Таким образом, при денонсации Российской Федерации Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств будет осуществляться в соответствии с новыми заключенными соглашениями либо в соответствии с национальным законодательством, однако выплата пенсий, назначенных в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года, определения стажа работы, приобретенного до 1 января 2021 года, Российской Федерацией будет продолжена. Иное бы приводило к нарушению прав граждан на пенсионное обеспечение.

Как указано выше судебной коллегией, данные о стаже Б.З.М. подтверждены сведениями ее трудовой книжки, а также, справками о стаже в рамках обращения истца, что является достаточным для подтверждения страхового стажа истца за вышеуказанный спорный период.

Вследствие чего доводы апелляционной жалобы о неприменении Соглашения от 13 марта 1992 года к спорным правоотношениям ввиду его денонсации являются несостоятельными, основаны на неверном применении и толковании норм материального права, подлежащих применению в данном случае.

Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, и с учетом Соглашения от 13 марта 1992 года, спорный период работы истца подлежал включению в страховой стаж, ввиду чего исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

Установив незаконность действий пенсионного органа в данной части, суд обоснованно возложил на пенсионный орган обязанность включить в страховой стаж работы Б.З.М. данный период и, соответственно признал незаконным решение пенсионного органа в такой части.

На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, выводы суда по существу спора основаны на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 24 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течении трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 февраля 2024 года.

Председательствующий судья                                       Ю.А. Сафонцева

    Судьи:                                                                               Т.С. Готовкина

                                                                                               Н.Н. Заболотная

33-2302/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Бекирова Зулиха Мезаферовна
Ответчики
ОФПСС РФ по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Сафонцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
25.01.2024Передача дела судье
21.02.2024Судебное заседание
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Передано в экспедицию
21.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее