32RS0032-01-2022-001201-13
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-15827/2023
№ 2-638/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 20 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В.,
судей Петровой Н.А. и Черновой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козиной Екатерины Евгеньевны к администрации Унечского района Брянской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм
по кассационной жалобе администрации Унечского района Брянской области
на решение Унечского районного суда Брянской области от 16 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 31 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А., судебная коллегия
установила:
Козина Е.Е. обратилась в суд с иском к администрации Унечского района Брянской области о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных социальных норм на территории города Брянска.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем включена в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Решением Унечского районного суда Брянской области от 16 ноября 2022 г. иск удовлетворен, суд возложил обязанность на администрацию Унечского района Брянской области предоставить Козиной Е.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Унечское городское поселение Унечского муниципального района Брянской области» по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных социальных норм.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 31 января 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Унечского района Брянской области оспаривает законность и обоснованность судебных актов, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 3796 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Козина Е.Е., 25 ноября 2000 г. рождения, распоряжением Унечской городской администрации Брянской области от 30 ноября 2010 г. № 867 поставлена на жилищный учет и включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Унечского муниципального района.
Козина Е.Е. относится к категории детей-сирот, нуждающихся в благоустроенном жилом помещении специализированного жилищного фонда.
По состоянию на 1 июля 2022 г. в данном списке состоит под номером 8.
В сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями Козина Е.Е. состоит под номером 592.
До настоящего времени истец благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечена.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не ниже установленных муниципальным образованием социальных норм.
При принятии обжалуемого заявителем судебного акта, суд первой инстанции руководствовался пунктом «ж» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пунктом 7 статьи 52, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Брянской области от 2 декабря 2011 г. № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Брянской области от 29 декабря 2012 г. № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия, исходя из доводов кассационной жалобы, не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Брянской области от 29 декабря 2012 г. № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие на территории Брянской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если в соответствии со статьей 2 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 2 статьи 1).
В силу ст. 4 жилые помещения предоставляются лицам, включенным в список, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1).
Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в одном многоквартирном доме не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Порядок предоставления жилых помещений устанавливается нормативным правовым актом Правительства Брянской области.
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 17 октября 2022 г. № 441-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 8 Порядка Департамент семьи на основании данных, содержащихся в сводном списке, производит отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, и направляет сведения о них в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня получения сведений, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения и заключает договор найма специализированного жилого помещения по форме типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 548.
В течение 5 рабочих дней со дня заключения с ребенком-сиротой договора найма специализированного жилого помещения его копия направляется органом местного самоуправления в департамент семьи для исключения лица из сводного списка (пункт 9).
Федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Брянской области не устанавливают очередность реализации данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.
Довод кассационной жалобы о том, что принятые по делу судебные постановления нарушают права иных лиц, включенный в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, является несостоятельным.
Обеспечение жилым помещением истца не может быть поставлена в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, поскольку для данной категории граждан предусмотрено право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Доводы жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, опровергаются установленными по делу обстоятельствами. Законом Брянской области от 10 декабря 2020 г. № 105-З «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, Унечский муниципальный район – 2021, 2022, 2023 г.г по 10 135 620 руб. в каждом году (таблица 3.8 Приложения 15).
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, не опровергают приведенные выводы суда, не подтверждают нарушений судом норм материального и процессуального права, и в силу ст. 3797 ГПК РФ не являются основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют представленным доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, у суда кассационной инстанции, принимая во внимание изложенные в кассационной жалобе доводы, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 390, 3901 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Унечского районного суда Брянской области от 16 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 31 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Унечского района Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи