Решение по делу № 33-3316/2023 от 27.07.2023

Судья Маслова В.В.

№2-124/2023

№33-3316-2023

УИД 51RS0001-01-2022-006062-81

Мотивированное определение изготовлено

30 августа 2023 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

23 августа 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Морозовой И.Ю.

судей

Исаевой Ю.А.

при секретаре

Муравьевой Е.А.

Баюрове Р.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к комитету имущественных отношений г. Мурманска об обязании осуществить постановку на учет бесхозяйной недвижимой вещи - участка тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК-43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в г. Мурманске,

по апелляционному представлению прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 1 марта 2023 г.

Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А., объяснение помощника прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска Беляевой А.С поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя ответчика КИО г. Мурманска Куинской В.В., относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к комитету имущественных отношений г. Мурманска об обязании осуществить постановку на учет бесхозяйной недвижимой вещи - участка тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК-43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в г. Мурманске.

В обоснование указано, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения КИО г. Мурманска обязанности по своевременному выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов ЖКХ.

По результатам проведенной проверки установлено, что участок тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК-43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в г. Мурманске, имеет признаки бесхозяйной недвижимой вещи.

В 2019 г. АО «Мурманская ТЭЦ» обратилось в администрацию г. Мурманска с заявлением о признании участка тепловой сети, примыкающего к сетям Общества, бесхозяйной сетью. Однако в удовлетворении заявленных требований администрацией г. Мурманска отказано.

Органом местного самоуправления в лице КИО г. Мурманска, до настоящего времени мер, направленных на признание права муниципальной собственности на вышеуказанный объект, не принято, что создает угрозу небезопасной эксплуатации указанной сети и, в свою очередь, влечет нарушение прав и законных интересов граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, нарушение жилищных прав, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу жильцов многоквартирных домов, расположенных в Первомайском административном округе г. Мурманска, а также административных зданиях, к которым примыкает указанная сеть.

Просил суд возложить на КИО г. Мурманска обязанность поставить на учет спорное бесхозяйное имущество; возложить на КИО г. Мурманска обязанность в течение года с момента вступления в законную силу решения суда осуществить постановку на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области вышеуказанное бесхозяйное имущество.

Судом постановлено решение, которым иск прокурора Первомайского административного округа города Мурманска в интересах Российской Федерации оставлен без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурор Первомайского административного округа города Мурманска Кочевинов Ю.А. просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Находит ошибочным вывод суда об отсутствии правовых оснований для проведения мероприятий по оформлению документов в рамках процедуры признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, поскольку участок тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК-43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в г. Мурманске обладает признаками бесхозяйного имущества, а также не имеет притязаний третьих лиц.

Цитируя положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (пп.3,4 ст. 14, п. 4.2 ч.1 ст.17), подчеркивает, что орган местного самоуправления, является единственным органом, который обладает правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, соответственно обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные тепловые сети.

Указывает, что система тепловых сетей относится к объектам инженерной инфраструктуры; обязанностью органа местного самоуправления, является организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или тепло сетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Считает, что неустановление статуса спорного объекта создает потенциальную опасность для неопределенного круга лиц, поскольку в случае аварии на сети может прекратиться подача горячего водоснабжения и теплоснабжения в здание, в котором по проекту реконструкции предусмотрено, в том числе, наличие банного комплекса, а также рядом расположенных административных зданий (Сбербанк, отдел полиции №3 УМВД России по г. Мурманску).

Кроме того, указывает, что важность скорейшей постановки на учет спорного объекта инженерной инфраструктуры необходимо в том числе, в целях организации обеспечения бесперебойного и надежного функционирования систем теплоснабжения, технического обслуживания и содержания объекта инженерной инфраструктуры, поскольку указанный участок сети теплоснабжения является аварийным, длительное время не обслуживается и не ремонтируется.

Вместе с тем, объект инженерной инфраструктуры органом местного самоуправления в лице КИО г. Мурманска до настоящего времени не поставлен на учет, право собственности на спорный бесхозяйный объект не оформлено, не обеспечено техническое обслуживание и содержание аварийного объекта теплоснабжения, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.

В письменных возражениях на апелляционное представление представитель КИО г. Мурманска – Болдырева М.Н. не соглашаясь с изложенными в представлении доводами, просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц: АО «Мурманская ТЭЦ», УФССП России по Мурманской области, ОП №3 УМВД России по г. Мурманску, УМВД России по г. Мурманску, ООО «СКАРОС», ИП Димов И.Г. и его представитель Горнушенкова Е.В., извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе в порядке, предусмотренном статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительно него, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).

Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 5 статьи 8 названного закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из указанных норм действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обязан обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и признание права муниципальной собственности на них.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931, утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), который в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее -федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

Согласно пункта 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Как следует из материалов дела, в 2019 г. АО «Мурманская ТЭЦ» выявлен участок тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК-43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в г. Мурманске, примыкающий к сетям АО «Мурманская ТЭЦ».

АО «Мурманская ТЭЦ» в администрацию г. Мурманска направлено обращение о признании выявленного участка тепловой сети бесхозяйным.

Письмом от 16 июля 2019 г. администрацией г. Мурманска дан ответ о том, что основания для постановки на учет в качестве бесхозяйного указанного участка тепловой сети отсутствуют, в связи с тем, что здание * по улице ... в не относится к жилищному фонду г. Мурманска, вопросы обеспечения бесперебойного теплоснабжения должны решаться в рамках договора теплоснабжения, заключенного между ПАО «Мурманская ТЭЦ» и собственником указанного здания.

Материалами дела подтверждено, что здание по адресу: город Мурманск, улица ..., дом * (здание бани №*) принято в эксплуатацию со всеми внутриквартальными инженерными сетями, на основании решения исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов от 30 июля 1986 г. №188-4 «О вводе в эксплуатацию бани на 300 мест в микрорайоне 301». Эксплуатация бани установлена с 27 июля 1986 г.

Согласно договору купли-продажи, заключенного между ООО «***» и АО «***» (предыдущий собственник спорного объекта недвижимости) следует, что АО «***» приобрело отдельно стоящее здание бани №*, с кадастровым номером *, по адресу: город Мурманск, улица ..., дом *, площадью ***.м.

Здание передается вместе с тепловым пунктом, который входит в предмет договора и стоимость которого включена в стоимость предмета договора.

1 октября 2019 г. между АО «Мурманская ТЭЦ» и АО «***» заключен договор теплоснабжения в отношении спорного объекта недвижимости.

В силу пункта 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. №307, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. №787, акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения.

В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.

Из акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением №1 к Договора, следует, что на балансе ПАО «Мурманская ТЭЦ» находятся тепловые сети - от Южной котельной до тепловой камеры ТК-43 (включая камеру) по улице ..., на балансе абонента (АО «Здоровье») находятся тепловые сети - от наружной стены здания бани №* по улице ..., дом *, до теплового узла здания бани №*. Эксплуатационная ответственность сторон установлена по балансовой принадлежности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, с 18 января 2021 г. здание * по улице ... в г. Мурманске, площадью *.м, кадастровый номер *, принадлежит на праве собственности ООО «Центральный», о чем свидетельствует выписка из ЕГРН.

В адрес ООО «Центральный» АО «Мурманская ТЭЦ» направлено информационное письмо, из которого следует, что поскольку балансодержателем участка теплового ввода от наружной стенки тепловой камеры ТК-43 до наружной стенки здания по улице ..., дом *, является собственник объекта недвижимости, необходимо урегулировать вопрос балансовой и эксплуатационной принадлежности спорного теплового участка с абонентом.

Вопрос балансовой и эксплуатационной принадлежности на участке теплового ввода от наружной стены здания бани №* по улице ..., дом *, до теплового узла здания бани №5, новым собственником с ресурсоснабжающей организацией не урегулирован.

Из содержания письма АО «Мурманская ТЭЦ» от 22 сентября 2021 г. о направлении в адрес КГ и TP администрации г. Мурманска технических условий объекта строительства (реконструкции), техническими условиями подключения объекта - реконструкция здания бани на земельном участке с кадастровым номером *, по ул. ..., указан действующий тепловой ввод от ТК-43 АО «Мурманская ТЭЦ» по ул. ....

Судом также установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права, за УФССП России по Мурманской области на праве оперативного управления закреплена часть нежилых помещений, общей площадью ***.м, по адресу: город Мурманск, улица ..., дом *.

Между Управлением и ИП Димовым И.Г. (собственник нежилых помещений по адресу: г. Мурманск, ул. ..., дом *) заключен договор на возмещение затрат по тепловой энергии на 2022 г.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение к договору) точками раздела балансовой принадлежности являются участки стояков Ст.3.3/А - Ст.16.16/А системы отопления «Нежилого блока» от пола до перекрытия 1-го этажа.

25 ноября 2019 г. между ПАО «Мурманская ТЭЦ» и ИП Димовым ИТ. заключен договор теплоснабжения, в соответствии с которым энергоснабжающая организация предоставляет тепловую энергию в горячей воде через присоединенную сеть по объектам теплоснабжения, в том числе административное здание по ул. ..., дом *. Срок действия договора с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. При этом, договор считается продленным на тех же условиях на каждый последующий календарный год, если до окончания срок его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.

Из акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением №1 к Договору, следует, что на балансе ПАО «Мурманская ТЭЦ» находятся тепловые сети - от Южной котельной до тепловой камеры ТК-43, на балансе абонента (ИП Димов И.Г.) находятся тепловые сети - от точки врезки в техподполье здания бани №* ... дом * (ответвление фланцы задвижек) теплового узла здания по ул. ..., дом *. Эксплуатационная ответственность сторон установлена по балансовой принадлежности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, УМВД России по г. Мурманску на оперативном управлении с 1 октября 2018 г. имеется нежилое помещение, площадью ***.м, расположенное по адресу: город Мурманск, улица ..., дом *.

На основании государственного контракта на теплоснабжение от 26 февраля 2021 г. №22704, заключенному между УМВД России по г. Мурманску и АО «Мурманская ТЭЦ», последний предоставляет тепловую энергию в горячей воде через присоединенную сеть по объектам теплоснабжения, в том числе административное здание (отдел полиции №3 УМВД России по г. Мурманску по обслуживанию территории Первомайского района г. Мурманска) ул. ..., дом *. Срок действия договора с 1 декабря 2022 г. по 30 ноября 2023 г.

Из акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением №1 к государственному контракту, следует, что на балансе ПАО «Мурманская ТЭЦ» находятся тепловые сети - от Южной котельной до тепловой камеры ТК-43, на балансе абонента (УМВД России по г. Мурманску) находятся тепловые сети - от точки врезки в тепловом пункте бани №5 Щербакова дом 9 (ответвление фланцы задвижек) теплового пункта здания по ул. ..., дом *. Эксплуатационная ответственность сторон установлена по балансовой принадлежности.

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что приобретя право собственности на объект недвижимости по адресу: г. Мурманск ул. ..., д. *, ООО «Центральный» приобрел права владения и пользования объектами инженерной инфраструктуры здания, как неотъемлемыми частями самого здания, и в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно оно несет обязанность по содержанию данных тепловых сетей, в связи с чем спорный участок тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в городе Мурманске, бесхозяйным имуществом признан быть не может.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что, расположение спорного участка тепловой сети за пределами внешней границы здания, а равно прохождение его не только в пределах земельного участка принадлежавшего ООО «Центральный» на праве собственности, но и за его пределами, не является безусловным основанием для признания его бесхозяйным. При этом наличие подключения к тепловой сети иных потребителей расположенных на смежных земельных участках, свидетельствует об отсутствии безусловных признаков бесхозяйности спорного участка сети.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они постановлены в нарушение норм материального права, что не позволило суду правильно установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

Положениями статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, спорный объект, в отношении которого заявлены требования, является недвижимой вещью, он является инженерным сооружением, расположен над землей и под землей и прочно связан с ней, его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

В силу пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п.1).

Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона (п. 2).

Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей (п.3).

Исходя из совокупного анализа приведенных норм права, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорного объекта не лишает этот объект признаков бесхозяйной (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом названные меры объективно не могут быть реализованы при неопределенности в вопросе принадлежности спорного объекта участка тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК-43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в г. Мурманске.

В таких условиях, отсутствие собственника такого объекта (объектов) неизбежно влечет отсутствие должного контроля за техническим состоянием объекта (объектов), проведения должным образом профилактических и ремонтных работ, а также обеспечения надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Как усматривается из существа заявленных прокурором требований, а также доводов, изложенных в апелляционном представлении, участок тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК-43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в г. Мурманске, примыкающий к сетям АО «Мурманская ТЭЦ» расположен за пределами внешней граны здания * по улице ... в г. Мурманске принадлежавшего ООО «Центральный» на праве собственности.

Материалами дела подтверждено, что указанный участок системы водоснабжения не является государственной, муниципальной собственностью, на балансе организаций и предприятий не состоит, его собственник не определен, он ни за кем не закреплен, никто не следит за его техническим состоянием, т.е. является бесхозяйным.

Доводы ответчика о том, что согласно договорам купли-продажи ООО «Центральный» приобрело здание вместе с тепловым пунктом в собственность, в связи с чем и является собственником спорной линии инженерной инфраструктуры, подлежат отклонению, поскольку тепловой пункт расположен внутри здания, а тепловая камера за пределами здания. На балансе ОА «Здоровье» находились тепловые сети, которые проходят внутри здания от наружной стенки до теплового пункта, что следует из материалов дела, а далее следующий участок сети обслуживает иные радом расположенные здания. Доказательств того, что ООО «Центральный» приобретено здание с демонтированным оборудованием теплового центра не представлено.

Таким образом, на дату разрешения настоящего спора судом первой инстанции, сведений о том, что спорный объект в чьем-то владении в материалах дела не имеется.

Доказательств того, что у спорного имущества имеется собственник, ответчиком не представлено.

Между тем, участок тепловой сети до наружной стенки здания * по улице ... в г. Мурманске подключен к наружной стенки тепловой камеры ТК-43 АО «Мурманская ТЭЦ», а отсутствие собственника и несвоевременное непринятие ответчиком мер по принятию спорного имущества как бесхозяйного может повлечь неблагоприятные последствия для рядом расположенных зданий, муниципального образования г. Мурманск.

Таким образом, поскольку спорный объект (участок тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания ... по улице ... в городе Мурманске), является объектом коммунальной инфраструктуры, орган местного самоуправления обязан принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую его эксплуатацию. Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный объект водоснабжения может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению

Учитывая то обстоятельство, что спорный участок тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в г. Мурманске является бесхозяйным, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку бездействие КИО г. Мурманска по непринятию мер к постановке на учет спорного объекта бесхозяйного недвижимого имущества может повлечь ненадлежащее техническое обслуживание и содержание объекта, функционирование объектом жилищно-коммунального комплекса, что нарушает права неопределённого круга лиц.

В данной связи постановленное по делу решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных прокурором Первомайского административного округа города Мурманска требований.

На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание законодательно установленный порядок осуществления мероприятий по оформлению документов в рамках процедуры признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, учитывая мнение сторон в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным установить ответчику, с учетом времени, необходимого для осуществления постановки бесхозяйного имущества на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, срок исполнения решения суда в течение года с даты вступления решения суда в законную силу.

Поскольку судом допущено процессуальное нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 1 марта 2023 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Первомайского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Возложить на комитет имущественных отношений г. Мурманска (ИНН 5190800019, ОГРН 1025100861004) в течение года с момента вступления в законную силу решения суда осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области бесхозяйное имущество – участок тепловой сети от наружной стенки тепловой камеры ТК43 АО «Мурманская ТЭЦ» до наружной стенки здания * по улице ... в городе Мурманске.

Председательствующий

Судьи

33-3316/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Первомайского округа г.Мурманска
Ответчики
Комитет имущественных отношений г.Мурманска
Другие
Администрация г.Мурманска
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Исаева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
27.07.2023Передача дела судье
23.08.2023Судебное заседание
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2023Передано в экспедицию
23.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее