Дело № 30-2-21/2022
УИД 76RS0014-02-2021-001782-95
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 27 января 2022 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» Волкова Александра Васильевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 августа 2021 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 11 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» Волкова Александра Васильевича,
установила:
27 августа 2021 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» (ГБУЗ ЯО ЯОКНБ) Волкова А.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Волков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует: заказчиком - ГБУЗ ЯО ЯОКНБ 02.06.2021 в единой информационной системе размещено извещение № 0371200010921000039 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (инозин + меглюмин + метионин + никотинамид+янтарная кислота) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ» вместе с аукционной документацией (далее - извещение, аукционная документация). Объектом закупки явилась поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (инозин + меглюмин + метионин + никотинамид + янтарная кислота) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ».
Описание объекта закупки изложено в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации).
В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе приведен перечень препаратов в рамках оказания требуемой заказчику поставки - поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (инозин + меглюмин + метионин + никотинамид +янтарная кислота).
Заказчиком 17.05.2021 в единой информационной системе размещено извещение № 0371200010921000033 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (урсодезоксихолевая кислота) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ» вместе с аукционной документацией.
Объектом закупки явилась поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (урсодезоксихолевая кислота) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ». Описание объекта закупки изложено в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации).
В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе приведен перечень препаратов в рамках оказания требуемой заказчику поставки - поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (урсодезоксихолевая кислота) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ».
Заказчиком 21.04.2021 в единой информационной системе размещено извещение № 0371200010921000028 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов медицинского назначения вместе с аукционной документацией.
Объектом закупки явилась поставка лекарственных препаратов медицинского назначения. Описание объекта закупки изложено в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации).
В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе приведен перечень препаратов в рамках оказания требуемой заказчику поставки - поставка лекарственных препаратов медицинского назначения.
Заказчиком 07.04.2021 в единой информационной системе размещено извещение № 0371200010921000021 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (хлорпротиксен) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ» вместе с аукционной документацией.
Объектом закупки явилась поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (хлорпротиксен) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ». Описание объекта закупки изложено в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации).
В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе приведен перечень препаратов в рамках оказания требуемой заказчику поставки - поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (хлорпротиксен) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ».
Заказчиком 24.03.2021 в единой информационной системе размещено извещение № 0371200010921000005 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (пиридоксин) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ» вместе с аукционной документацией.
Объектом закупки явилась поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (пиридоксин) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ». Описание объекта закупки изложено в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации).
В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе приведен перечень препаратов в рамках оказания требуемой заказчику поставки - поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (пиридоксин) для нужд ГБУЗ ЯО «ЯОКНБ».
В извещениях о проведении аукциона в электронной форме, сформированном аппаратно-программными средствами единой информационной системы, указано, что «единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ» установлены.
В пункте 12.1 разделов 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме указано на соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В качестве исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, значится: «копия лицензии на фармацевтическую деятельность (с правом осуществления оптовой торговли)- или копия лицензии на фармацевтическую деятельность.
Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности:
- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения или копия лицензии на производство лекарственных средств, полученная до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 6 июля 2012 г. № 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств",
- или копия лицензии на производство лекарственных средств, полученная после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 6 июля 2012 г. №686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств", содержащая следующие виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности:
-производство, хранение и реализация стерильных лекарственных препаратов с указанием соответствующей группы лекарственных препаратов, являющихся предметом контракта, или
-производство, хранение и реализация лекарственных средств с указанием стадии технологического процесса - упаковка (первичная и (или) вторичная) для стерильных лекарственных препаратов с указанием соответствующей группы лекарственных препаратов, являющихся предметом контракта».
Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» утверждено положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение).
В приложении к Положению содержится перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в который включены в числе прочего работы (услуги) по оптовой торговле лекарственными средствами для медицинского применения.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) лицензированию подлежит производство лекарственных средств.
Постановлением Правительства РФ от 06.07.2012 № 686 (ред. от 22.12.2020) «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств» утверждено «Положение о лицензировании производства лекарственных средств» (далее - Положение).
В приложении к Положению содержится перечень работ, составляющих деятельность по производству лекарственных средств, в который включены в числе прочего работы по производству, хранению и реализации нестерильных лекарственных препаратов с указанием соответствующей группы лекарственных препаратов, являющихся предметом контракта; производство, хранение и реализация лекарственных средств с указанием стадии технологического процесса - упаковка (первичная и (или) вторичная) для нестерильных лекарственных препаратов с указанием соответствующей группы лекарственных препаратов, являющихся предметом контракта.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» внесены изменения, в частности, в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ).
В соответствии с данными изменениями с 01.01.2021 наличие лицензии подтверждается записью в реестре лицензий.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ в течение трех рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет уведомление о предоставлении лицензии лицензиату по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 5.1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ).
В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (часть 5.2 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ).
Таким образом, осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, - в настоящем деле об административном правонарушении фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств), на основании специального разрешения – лицензии подтверждается записью в реестре лицензий. Подтверждающими данный факт документами являются лицензия или выписка из реестра лицензий (существующая в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа).
Разместив в единой информационной системевышепоименованные извещения о проведении аукционов в электронной форме вместе с аукционной документацией с включением изложенных требований к участнику закупки, заказчик ГБУЗ ЯО ЯОКНБ допустило нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции данного закона, действовавшей дом 1 января 2022 года), поскольку вышеприведенными положениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и о контрактной системе в сфере закупок установлена возможность подтверждения специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности лицензией или выпиской из реестра лицензий (в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа). Кроме того, указанными действиями заказчик ограничил количество потенциальных участников закупки, поскольку при фактически установленных в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации заказчиком требованиях в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в закупке не могут принять участие организации, получившие либо переоформившие указанные выше лицензии после 01.01.2021, тем самым допустив нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Должностным лицом заказчика, к обязанностям которого относится как непосредственно размещение извещений о проведении закупок для нужд учреждения, так и осуществление организационно – распорядительных функций по контролю за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в деятельности учреждения, является главный врач ГБУЗ ЯО ЯОКНБ Волков А.В.
Размещение в единой информационной системе вышеперечисленных извещений с нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок явилось следствием ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей и образует в действиях Волкова А.В. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решением судьи Кировского районного суда города Ярославля от 11 ноября 2021 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 августа 2021 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба Волковым А.В. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об изменении постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 августа 2021 года и решения судьи Кировского районного суда города Ярославля от 11 ноября 2021 года в части квалификации противоправного деяния.
В жалобе приведены доводы о том, что в изложенные в постановлении о назначении административного наказания даты (24 марта 2021 года, 7 апреля 2021 года, 21 апреля 2021 года, 17 мая 2021 года, 2 июня 2021 года) имело место размещение извещений об аукционах на основании утвержденной ранее документации об аукционе, в том числе требований к участникам аукционов.
Таким образом, противоправным деянием в данном случае является утверждение документации об аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, что образует правонарушение, ответственность за совершение которого установлена в части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В судебном заседании Ярославского областного суда защитник Волкова А.В. на основании доверенности Кутузова Н.А. жалобу поддержала.
Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области – ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок ФИО6, составившая протокол по данному делу об административном правонарушении, в удовлетворении жалобы возражала.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, оснований к отмене или изменению постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 августа 2021 года и решения судьи Кировского районного суда города Ярославля от 11 ноября 2021 года не нахожу.
Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.
Собранными по делу доказательствами подтверждены факты размещения в единой информационной системе извещений о проведении аукционов в электронной форме на поставку для нужд ГБУЗ ЯО ЯОКНБ лекарственных препаратов.
Деятельность по оптовой торговле лекарственными препаратами является фармацевтической деятельностью и в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ подлежит лицензированию.
В составе документации об аукционе заказчиком определено требование к участникам закупки о подтверждении права на осуществление фармацевтической деятельности (или деятельности по производству лекарственных препаратов) путем представления копии лицензии.
Согласно статьям 3, 18, 21 Федерального закона № 99-ФЗ наличие лицензии подтверждается непосредственно данным документом либо выпиской из реестра лицензий.
Таким образом, приведенное требование к участникам закупки не соответствует законодательству о лицензировании и законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции данного закона, действовавшей дом 1 января 2022 года) в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон № 44-ФЗ в действующей редакции содержит аналогичные требования в пункте 12 части 1 статьи 42.
Таким образом, указание в составе извещения о проведении электронного аукциона требований, предъявляемых к участникам закупки, не соответствующих законодательству о лицензировании и законодательству о контрактной системе в сфере закупок, является нарушением требований данного закона к размещению такого извещения и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
По изложенным основаниям доводы жалобы о том, что вышеописанные противоправные действия в рамках осуществления деятельности, связанной с закупкой для государственных нужд, ограничиваются только утверждением аукционной документации и подлежат квалификации по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, являются несостоятельными.
Волков А.В. является субъектом данного административного правонарушении.
Собранными по делу доказательствами подтвержден факт размещения извещений непосредственно Волковым А.В., что подтверждается подписанием размещенных документов его электронной подписью.
Кроме того, документация об электронном аукционе, содержащая требования к участникам закупки, не соответствующая законодательству, утверждена Волковым А.В.
Наконец, Волков А.В., как главный врач ГБУЗ ЯО ЯОКНБ, является должностным лицом данного учреждения, обладающим организационно – распорядительными полномочиями в части обеспечения исполнения законодательства при осуществлении деятельности по закупкам для нужд учреждения.
Правонарушение совершено Волковым А.В. виновно.
Волков А.В. хотя и не предвидел возможности нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд действиями по размещению извещений об электронных аукционах с требованиями к участникам закупок, не соответствующими законодательству, но должен был и мог их предвидеть.
Таким образом, должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Волкова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Оснований для признания деяния малозначительным не имеется.
Назначенное в отношении Волкова А.В. административное наказание соответствует санкции части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, правилам назначения наказания, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ, и совершенному деянию соразмерно.
Вопрос о привлечении Волкова А.В. к административной ответственности разрешен в пределах срока давности.
Дело об административном правонарушении рассмотрено заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в соответствии с ее компетенцией, установленной статьей 23.66 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Сбор, исследование и оценка собранных по делу доказательств процессуальным требованиям главы 26 КоАП РФ соответствует.
Дело об административном правонарушении возбуждено уполномоченным должностным лицом органа по контролю в сфере закупок для государственных нужд и при наличии к тому достаточных оснований.
Порядок рассмотрения дела соблюден. Вынесенное по делу постановление требованиям статьи 29.10 КоАП РФ соответствует.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания рассмотрена судьей районного суда с соблюдением процессуальных требований главы 30 КоАП РФ.
Таким образом, процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену или изменение вынесенных по делу актов, не допущено.
Оснований для отмены или изменения постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 августа 2021 года и решения судьи Кировского районного суда города Ярославля от 11 ноября 2021 года не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 августа 2021 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 11 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» Волкова Александра Васильевича оставить без изменений, жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» Волкова Александра Васильевича – без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова