Решение по делу № 33-146/2020 от 20.12.2019

Судья Савинова С.В.                     дело № 33-146/2020

Дело № 2-3-168/2019

УИД 12RS0008-03-2019-000236-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                            11 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Лелекова Н.Г.,

судей Клюкиной О.В. и Гринюк М.А.,

при секретаре Харченко Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 7 ноября 2019 года, которым постановлено:

исковое заявление Карповой Н.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж периоды работы в должности пионервожатой и курсы повышения квалификации, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и взыскании судебных расходов удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Карповой Н.Г. период работы в должности пионервожатой в пионерском лагере «<...>» с 15 июня 1988 года по 15 августа 1988 года и период нахождения на курсах повышения квалификации с 10 ноября 2014 года по
14 ноября 2014 года.

Признать право Карповой Н.Г. на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности с 1 августа 2019 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) назначить Карповой Н.Г. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 1 февраля 2020 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Карповой Н.Г. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении с исковым заявлением в суд в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Карпова Н.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) (далее - УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл) о включении в специальный страховой стаж периодов работы в должности пионервожатой в пионерском лагере «<...>» с 15 июня 1988 года по 15 августа 1988 года, обучения на курсах повышения квалификации с 10 ноября 2014 года по 14 ноября
2014 года, признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности с 24 июля
2019 года, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 24 января 2010 года, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что 3 апреля
2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. На основании решения пенсионного органа <№> от
26 июня 2019 года ей отказано в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа. При этом из ее специального стажа исключены вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и работы в качестве пионервожатой в пионерском лагере «<...>». Считая решение пенсионного органа противоречащим положениям законодательства, регулировавшего вопросы назначения досрочной страховой пенсии по старости в спорные периоды, которое предусматривало возможность зачета таких периодов в стаж при досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, истец обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что доказательств, подтверждающих, что Карпова Н.Г. работала в должности вожатой пионерского лагеря на штатной основе, не представлено, в спорный период в пионерском лагере истец проходила производственную практику. Помимо этого указывает, что судом незаконно включены в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, поскольку это периоды, в течение которых истец непосредственно не осуществляла педагогическую деятельность, а обучалась с отрывом от основного места работы. Также действующим пенсионным законодательством не предусмотрено назначение пенсии на будущее время.

В возражениях на апелляционную жалобу Карпова Н.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетврения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл Яшметова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего решение суда отменить, объяснения Карповой Н.Г. и ее представителя Ваюшиной М.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Судом первой инстанции установлено, что 3 апреля 2019 года
Карпова Н.Г. обратилась в УПФР в Медведевском районе Республики
Марий Эл с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл
<№> от 26 июня 2019 года Карповой Н.Г. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, так как отсутствует требуемый специальный стаж. Указанным решением на дату обращения ответчиком признано наличие у Карповой Н.Г. педагогического стажа продолжительностью 24 года 5 месяцев 28 дней, из подсчета которого исключены период работы в должности пионервожатой в пионерском лагере «<...>» с 15 июня 1988 года по 15 августа 1988 года и период нахождения на курсах повышения квалификации с 10 ноября
2014 года по 14 ноября 2014 года.

Из трудовой книжки Карповой Н.Г. следует, что с 15 августа
1990 года истец принята на должность учителя начальных классов в <...> среднюю школу и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в должностях и учреждениях, работа в которых засчитана пенсионным органом в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Карповой Н.Г. о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы, и возложении обязанности досрочно назначить истцу страховую пенсию по старости, суд первой инстанции исходил из того, что обучаясь по очной форме в Марийском государственном педагогическом институте имени
Н.К. Крупской в период с 01 сентября 1986 года по 24 июня 1990 года, в июне, июле, августе 1988 года, Карпова Н.Г. работала пионервожатой в пионерском лагере «<...>», за что ей выплачивали заработную плату. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в спорный период истец выполняла трудовые обязанности по оплачиваемой должности, включавшейся работодателем в штат сотрудников пионерского лагеря на летний период, что, в свою очередь, не противоречило действующему трудовому законодательству. Относительно периода обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства суд указал, что в этот период за истцом сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы, производились отчисления страховых выплат в пенсионный орган, в связи с чем также пришел к выводу об удовлетворении требований о включении спорного периода в специальный стаж.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Вопреки доводам жалобы, возлагая на ответчика обязанность включить период работы в должности пионервожатой в пионерском лагере «<...>»в специальный стаж истца, суд обоснованно руководствовался пунктами 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397
«О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривавшим включение периода работы в качестве штатных пионервожатых в пионерских лагерях в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В силу статьи 76 Закона РСФСР от 2 августа 1974 года «О народном образовании» практика студентов высших учебных заведений являлась важной составной частью учебно-воспитательного процесса и осуществлялась в соответствии с Положением о практике студентов высших учебных заведений, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

В соответствии с пунктом 23 Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений, утвержденного Приказом Минвуза СССР от 18 июля 1974 года № 600 студентам, работавшим в период производственной практики на оплачиваемых должностях, выплачивалась компенсация за очередной отпуск по нормам, установленным для данной профессии (должности). На студентов, не имеющих стажа работы, заводилась трудовая книжка, в которой производилась соответствующая запись. С момента зачисления студентов на оплачиваемые рабочие места и должности в период производственной практики на них распространялось общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка, действовавшие на данном предприятии, в учреждении, организации.

Согласно архивной справке <№> от 03 марта 2016 года, выданной Акционерным обществом «Марийский машиностроительный завод», по расчетным ведомостям о начислении заработной платы в пионерском лагере «<...>» В. (девичья фамилия истца Карповой Н.Г.) работала пионервожатым I и III смены 1988 года, В.Н.Г. работала пионервожатым II смены 1988 года, получала заработную плату в июне, июле, августе 1988 года. То обстоятельство, что приказ о зачислении Карповой Н.Г. в штат не сохранился, не может служить основанием для отказа во включении спорного периода работы в специальный трудовой стаж истца, поскольку это произошло по не зависящим от нее причинам.

Таким образом, совокупность изложенного свидетельствует о том, что в спорный период истец исполняла трудовые обязанности по оплачиваемой должности, включавшейся работодателем в штат сотрудников пионерского лагеря на летний период, что, в свою очередь, не противоречило действовавшему трудовому законодательству. С учетом положений пункта 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, пункта 14 Постановления Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях» вина истца в невнесении работодателем соответствующей записи о ее работе в трудовую книжку отсутствует, что, в свою очередь, не может являться основанием для ущемления пенсионных прав последней.

При указанных обстоятельствах, с учетом сезонного характера функционирования пионерского лагеря и длительности лагерных смен, судебная коллегия полагает доказанным осуществление истцом трудовой деятельности с занятием штатной должности пионервожатой в пионерском лагере «<...>» с 15 июня 1988 года по 15 августа 1988 года. В связи с чем спорный период обоснованно был включен судом первой инстанции в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что истец в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 приступила к работе в должности учителя, поэтому у нее возникло право на включение в специальный стаж периодов работы в качестве пионервожатой.

Не может судебная коллегия согласиться и с доводом жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода нахождения на курсах повышения квалификации с 10 ноября
2014 года по 14 ноября 2014 года, поскольку в соответствии с требованиями статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку с учетом спорных периодов работы Карпова Н.Г. на
1 августа 2019 года выработала 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости
в связи с осуществлением педагогической деятельности соответствии
с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решение суда о возложении на ответчика обязанности назначить ей требуемую пенсию со дня возникновения права является правильным. С учетом части 3 статьи 10 Федерального закона от
3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» на момент апелляционного рассмотрения у истца наступил срок, с которого истцу может быть назначена досрочная страховая пенсия, в связи с чем доводы жалобы о назначении страховой пенсии на будущее время не могут быть приняты во внимание.

В целом доводы жалобы УПФР в Медведевском районе Республики Марий Эл повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы суда, не содержат правовых оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения и направлены к иной оценке собранных по делу доказательств.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от
7 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                    Н.Г. Лелеков

Судьи                                О.В. Клюкина

                                    М.А. Гринюк

33-146/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Карпова НГ
Ответчики
ГУ УПФР в Медведевском районе РМЭ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Гринюк Марина Александровна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
20.12.2019Передача дела судье
28.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020Передано в экспедицию
11.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее