Дело № 2а-101/2021 (2а-1198/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гаврилов Посад 15 января 2021 года
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Царева Д.В.
при секретаре судебного заседания Ивановой Н.Ф.
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области Беловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гаврилово-Посадского района Ивановской области обратился в суд в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об обязании обеспечить устранение выбоин на участке автомобильной дороги «Подъезд к Дубровке» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных административных исковых требований прокурор указывает, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки в связи с поступившим обращением гражданки ФИО1 выявлены недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги «Подъезд к Дубровке»: покрытие проезжей части в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 5097-2017 имеет повреждения в виде выбоин: 208 х 235 см, 654 х 431 см, 987 х 572 см, 175 х 329 см, 465 х 295 см, 56 х 423 см, 255 х 124 см, 846 х 462 см, 1252 х 482 см, 922 х 282 см, 612 х 428 см, 684 х 504 см, 710 х 342 см, 725 х 456 см, 268 х 528 см. Установлено, что в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного назначения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, утвержденным постановлением администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №, собственником (владельцем) автомобильной дороги «Подъезд к Дубровке» является Управление градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области. Нарушения в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Подъезд к Дубровке» выявлялись прокуратурой района и ранее. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы районной администрации внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, однако нарушения устранены не были. Вышеперечисленные нарушения законодательства угрожают безопасности дорожного движения и ставят под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, что противоречит одному из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленному в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) – соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Просит признать бездействие Управления градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области незаконным и возложить обязанность устранить указанные нарушения в сфере безопасности дорожного движения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Белова Н.В. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить административный иск в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился (л.д. 28, 29), направил в адрес суда отзыв, в котором согласился с административными исковыми требованиями (л.д. 34-36).
Представители заинтересованных лиц администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, ОГИБДД МО МВД России «Тейковский», Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 28, 30, 31, 32, 33, 62).
Дело в отсутствие неявившихся лиц рассмотрено в порядке части 6 статьи 226 КАС РФ.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Статьи 39, 218 КАС РФ закрепляют право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу положений статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 9 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьями 2, 3 и 24 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения среди прочего являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017).
Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Эти требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 131-Ф3 относятся к вопросам муниципального района.
В соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям владельцев автомобильных дорог в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В судебном заседании установлено, что в адрес прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области поступило обращение ФИО1, из которого следует, что автомобильная дорога «Подъезд к Дубровке» требует ремонта (л.д. 6).
Как следует из акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Тейковский», в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Подъезд к Дубровке» выявлены недостатки в виде выбоин на проезжей части размерами: 208 х 235 см, 654 х 431 см, 987 х 572 см, 175 х 329 см, 465 х 295 см, 56 х 423 см, 255 х 124 см, 846 х 462 см, 1252 х 482 см, 922 х 282 см, 612 х 428 см, 684 х 504 см, 710 х 342 см, 725 х 456 см, 268 х 528 см, что не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, утвержденным постановлением главы Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ №-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), владельцем автомобильной дороги «Подъезд к Дубровке» является Управление градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (л.д. 37, 39–45).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Факт несоответствия покрытия проезжей части автомобильной дороги «Подъезд к Дубровке» требованиям ГОСТ Р 50597-2017 подтвержден в судебном заседании актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами, обращением ФИО1
Поскольку исполнение полномочий администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения отнесено к компетенции Управления градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на административного ответчика обязанности по приведению указанной в административном исковом заявлении автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Доказательств обратного в подтверждение фактов, установленных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, бремя предоставления которых на административного ответчика возложено как законом, так и судом, Управлением градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области не предоставлено и в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах, ввиду признания вышеуказанного бездействия, допущенного административным ответчиком, незаконным, на последнего следует возложить обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с рассматриваемым административным иском с установлением соответствующего срока для устранения этих нарушений.
При этом суд соглашается со сроком устранения нарушений, указанным прокурором, до ДД.ММ.ГГГГ, находя этот срок разумным и выполнимым.
При таком положении административные исковые требования прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области, предъявленные к Управлению градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175–180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, выразившееся в нарушении требований ст. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 12, ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Возложить на Управление градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области обязанность обеспечить устранение выбоин на участке автомобильной дороги «Подъезд к Дубровке» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Царев
Мотивированное решение суда изготовлено 18 января 2021 года.