Дело № 2-15/2014
Кизеловского городского суда
Пермского края
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
с участием истца Некрасова А.П.,
представителя истцов Некрасова М.А., действующего по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.Н., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Некрасова А. П., Некрасова А. А. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство энергетики РФ, об обязании оплатить стоимость приобретенного жилого помещения по договору купли-продажи за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились с иском в суд к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района оплатить стоимость приобретенной по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., № этаж, в размере № рублей за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданам, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, уплачиваемых на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, по которому сумма социальной выплаты составляет № рублей, на лицевой счет продавца ФИО1 по реквизитам: р/с <...>, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кизеловского муниципального района и Некрасовым А.П. был заключен договор № на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащем переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Согласно договору, Администрация обязуется перечислить денежные средства в течение 25 дней после подачи документов о приобретение жилья. В договоре указаны сроки: в течение трех месяцев необходимо подыскать жилое помещение и подать документы в Администрацию. ДД.ММ.ГГГГ Некрасовым А. П. с ФИО1 заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью № кв. м, стоимостью № рублей. В ДД.ММ.ГГГГ года документы были поданы в Администрацию, до настоящего времени денежные средства продавцу Администрацией не перечислены. Они неоднократно обращались к ответчику по поводу перечисления денежных средств, подавали претензию, но им дан ответ, противоречащий договору и решению суда. По данному вопросу была прокурорская проверка.
В судебном заседании истец Некрасов А.П. на исковых требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивает, дополнений не имеет.
Истец Некрасов А.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает, в материалах дела имеется доверенность о представлении его интересов в суде Некрасовым М.А.
Представитель истцов Некрасов М.А. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, дополнительно пояснил, что его отец Некрасов А.П. и его брат Некрасов А.А. являются получателями социальной выплаты, что подтверждается вступившим в силу решением Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года. Право на получение социальной выплаты возникло у истцов по <адрес>. В настоящее время Некрасов А.П. временно проживает по <адрес> с <...> ФИО2 в квартире, принадлежащей <...> ФИО3. <...>. Дом по <адрес> еще не снесен, но в нем невозможно проживать, там нет воды и газа, соседние дома уже разрушены. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Кизеловского муниципального района с истцами заключен договор на предоставление социальной выплаты на сумме № рублей. В договоре указано, что поиск жилого помещения необходимо осуществить в течение 3-х месяцев. Они подыскали жилье в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи, за истцами зарегистрировано право собственности, но с обременением: ипотека в силу закона. Он, как представитель истцов, уже отдал продавцу в залог № рублей. Он осматривал приобретенную квартиру, жилое помещение находится в двухэтажном кирпичном доме, в подъезде бетонные лестницы, в квартире сделан ремонт, жилое помещение находится в хорошем состоянии. ДД.ММ.ГГГГ истцы представили в Администрацию Кизеловского муниципального района копии договора купли-продажи квартиры, свидетельства о государственной регистрации права. Некрасовы ждали перечисления денег, но от Администрации никаких действий не последовало по непонятным причинам, в связи с чем, была предъявлена претензия.
В судебном заседании представитель ответчикаАдминистрации Кизеловского муниципального района Новикова О.Н. исковые требования не признала, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ года Кизеловский городской суд вынес решение, которым обязал Администрацию включить Некрасова А.П., Некрасова А.А. в список граждан на Переселение и предоставить социальную выплату на двух человек. Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на предоставление социальной выплаты № №. ДД.ММ.ГГГГ истцы предоставили в Администрацию документы на оплату квартиры: 3 копии договора купли-продажи, 3 копии свидетельств о государственной регистрации права. Согласно условиям договора № и Постановления Кизеловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ года, Администрация проверяет документы, предоставленные получателями социальной выплаты, при соответствии документов в течение 25 рабочих дней издает распоряжение о перечислении денежных средств продавцу жилого помещения. В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года гражданин в пределах срока действия договора на предоставление социальной выплаты может приобрести на вторичном или первичном рынке жилья жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, в пределах населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. Администрация не проплачивает денежные средства, так как истцами не представлено доказательств, что жилое помещение по адресу: <адрес> отвечает санитарным и техническим требованиям. На обращения граждан, отдел стратегического развития Администрации, как правило, ссылается на то, что основной причиной не предоставления социальной выплаты является отсутствие финансирования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.
Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных Приказом № 177 Минэнерго России от 27.07.2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО «Кизеуголь». Между тем, согласно указанных выше Правил, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Также из выше приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснять, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении.
Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Как следует из вышеуказанных нормативных актов, социальная выплата предоставляется на семью.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кизеловского муниципального района и Некрасовым А. П. заключен договор № на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития к обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему выселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, по условиям которого Администрация обязуется предоставить его семье, состоящей из двух человек: Некрасов А. П., Некрасов А. А., социальную выплату (л.д. 18-22).
По вступившему в законную силу решению Кизеловского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Кизеловского муниципального района возложена обязанность включить Некрасова А.П. и Некрасова А.А. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и выделить семье Некрасовых, состоящей из двух человек социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения семьи в избранный для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Как было установлено судом, у истцов возникло право на получение социальной выплаты по адресу <адрес>, поскольку дом по <адрес> был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Северная» ОАО «Кизеуголь», Некрасов А.П. является нанимателем квартиры по <адрес>, его сын Некрасов А.А., как член семьи, включен в договор социального найма жилого помещения, истцы имели регистрацию на данной жилой площади на момент ликвидации указанной организации угольной промышленности- ДД.ММ.ГГГГ года, сохранили ее до настоящего времени, иным жильем не обеспечены (л.д. 7-12).
До настоящего времени семья Некрасовых занимает квартиру по <адрес>, что не оспаривается сторонами.
Суд приходит к выводу, что семья Некрасовых, занимающая жилое помещение по <адрес>, проживает в доме, признанном в установленном порядке ветхом, непригодном для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Северная» ОАО «Кизелуголь», и подлежащим сносу, имеет право на социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный ею для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков с последующими изменениями, которые утверждают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию таких программ.
Согласно пункта 2 Правил, предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах, утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с п.п. а п. 3 Правил межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, согласно которому межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Согласно пунктов 6, 20 Правил, размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест. Органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков несут ответственность за осуществление расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в соответствии с условиями, установленными настоящими Правилами.
В соответствии с п. 8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. В соответствии с п. 12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13, 14 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина. Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома. Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Для оплаты приобретенного жилья гражданин представляет в орган местного самоуправления шахтерского города или поселка договор купли-продажи, явившийся основанием для государственной регистрации права на приобретенное жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
Из системного анализа норм указанного Постановления следует, что роль органов местного самоуправления в переселении граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ, сводится не только к исключительному составлению и ежегодному уточнению списков граждан, подлежащих переселению, заключению договоров на предоставление социальной выплаты с гражданами, указанными в списках и согласованными Министерством энергетики Российской Федерации, и перечислении денежных средств, но и в контроле за использованием средств федерального бюджета для достижения главной цели Программы: переселение граждан из ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте, с последующим сносом такого жилья, в котором небезопасно проживать.
На уровне Кизеловского муниципального района принято Постановление № 285 от 24.07.2012 года, которым утвержден Порядок предоставления гражданам социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов, который дублирует положения Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, и имеет целью своего издания определение порядка действий муниципалитета по ежегодному уточнению списков граждан, расходования социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов.
Во исполнение обязательств, предусмотренных для гражданина, являющегося получателем социальной выплаты, семья истцов ДД.ММ.ГГГГ подписала обязательство о передаче занимаемого жилого помещения по <адрес> (л.д. 50).
Анализ изложенного, позволяет суду прийти к выводу, что Некрасовы включены в Список на переселение, и до настоящего времени проживает в ветхом жилом помещении, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и подлежащим сносу, то есть, не переселены и не обеспечены благоустроенным жилым помещением.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим законом. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Из пункта 5.1. договора на предоставление социальной выплаты следует, что договор считается исполненным после выполнения принятых на себя обязательств сторонами в соответствии с условиями договора.
На основании изложенного, суд считает, что договор на предоставление социальной выплаты до настоящего времени действует, поскольку Администрацией Кизеловского муниципального района не исполнены обязательства перед семьей Некрасовых по их переселению из ветхого жилья, находящегося на горном отводе, в котором небезопасно проживать. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
В соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
У Администрации Кизеловского муниципального района имеются обязательства по договору на предоставление социальной выплаты. Анализ условий договора на предоставление социальной выплаты, позволяет прийти к выводу, что субсидиант, подыскивая жилье в которое он желает переселиться, действует на рынке жилья самостоятельно, в связи с чем, по своей воле предоставляет в орган местного самоуправления необходимый пакет документов, а у Администрации Кизеловского муниципального района в данной части имеются лишь правомочия по проверке документов с целью того, чтобы исполнить возложенные на нее обязательства по Программе, заключающиеся в реальном переселении граждан из ветхого жилья, находящегося на горном отводе, в благоустроенное жилое помещение, о чем свидетельствуют пункты 2.3.1., 2.4.1., 2.4.2. договора. И только после этого, у органа местного самоуправления возникает обязанность по перечислению денежных средств, как определили стороны, в 25-ти дневный срок (п. 3.3. договора).
В силу п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора. Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с п. 1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. В соответствии с ч. 3 ст. 328 Гражданского кодекса РФ, если встречное исполнение обязательства произведено, несмотря на непредоставление другой стороной обусловленного договором исполнения своего обязательства, эта сторона обязана предоставить такое исполнение.
Истцы просят понудить ответчика оплатить договор купли-продажи, приобретенного ими жилого помещения за счет средств причитающейся им социальной выплаты, о чем ими ДД.ММ.ГГГГ представлен пакет документов: договор купли продажи квартиры и свидетельства о государственной регистрации права в 3-х экземплярах, что подтверждается письмом Администрации Кизеловского муниципального района (л.д. 30) и соответствует п. 14 выше приведенных Правил, а также п. 2.4.2. договора на предоставление социальной выплаты.
Согласно п. 2.4.2. договора на предоставление социальной выплаты, обязательным условием договора купли-продажи жилого помещения является наличие записи о том, что оплата стоимости жилого помещения осуществляется за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, с указанием суммы, предоставленной в виде социальной выплаты на основании договора на соц. выплату, с указанием общей площади приобретаемого (построенного) жилого помещения, номера счета, на который должны быть перечислены денежные средства в счет оплаты по договору, с полным указанием банковских реквизитов.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Некрасовым А. П., Некрасовым А. А. заключен договор купли-продажи квартиры по <адрес> с рассрочкой платежа. Представленный истцами договор купли-продажи жилого помещения соответствует указанному требованию (л.д. 26-28).
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, потому именно на данный орган местного самоуправления возложена обязанность по выделению социальной выплаты гражданам, которые, по мнению суда, исходя из положений Программы, вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении. Социальная выплата для приобретения благоустроенного жилого помещения предоставляется с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных Правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек 42 кв. метров. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Согласно п. 3.2. договора на предоставление социальной выплаты семье истцов, состоящей из двух человек, причитается социальная выплата в сумме № рублей. Согласно п. 5 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стоимость квартиры составляет № рублей: № рублей оплачивается за счет средств, выделяемых по договору № о предоставлении социальной выплаты, остальные денежные средства в размере № рублей выплачиваются покупателями не позднее ДД.ММ.ГГГГ года. Как установлено в судебном заседании, Некрасов М.А. передал продавцу ФИО1 № рублей.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Указанные нормативные акты предусматривают требования, которым должно отвечать приобретаемое гражданином жилое помещение, а именно жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям выбранного населенного пункта. Каких-либо других требований к приобретаемому жилому помещению действующее законодательство не предусматривает.
Согласно Решению Березниковской городской Думы № 360 от 30.10.2007 года, определены следующие элементы благоустроенности жилых помещений применительно к условиям г. Березники: централизованные холодное, горячее водоснабжение и водоотведение; центральное или автономное применительно к жилому дому в целом отопление (за исключением печного); централизованное газоснабжение или электроснабжение для приготовления пищи; электроснабжение. В соответствии с Решением Березниковской городской Думы № 27 от 30.08.2005 года, установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Доводы представителя ответчика о том, что истцами не представлено достаточных данных о благоустроенности приобретенного жилого помещения по <адрес>, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Согласно п. 1 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, квартира является благоустроенной применительно к условиям <адрес>, в ней имеется водоснабжение, электричество, газоснабжение, канализация, центральное отопление, Из технического паспорта на жилое помещение, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, видно, что жилая площадь помещения составляет № кв.м., <...>, износ здания составляет № %.
На основании изложенного, отказ Администрации Кизеловского муниципального района, являющейся получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, в перечислении денежных средств, составляющих размер причитающейся семье Некрасовых социальной выплаты для оплаты приобретенного ими жилого помещения, нельзя признать законным и обоснованным. У ответчика нет оснований чинить какие- либо препятствия в этом, право истцов ни кем не оспорено, договор на предоставление социальной выплаты не признан недействительным. Доказательств того, что квартира, которую приобрели истцы, в установленном законом порядке признана непригодной для постоянного проживания, ремонту или реконструкции не подлежит, в том числе,в связи выявлением вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, суду не представлено.
Из п. 3.3. договора на предоставление социальной выплаты следует, что Администрация Кизеловского муниципального района производит перечисление денежных средств социальной выплаты с момента предоставления необходимых документов.
Как было установлено судом, истцами такие документы представлены, сроки для исполнения своих обязанностей ответчиком истекли.
В соответствии с ч. 3 ст. 328 Гражданского кодекса РФ, если встречное исполнение обязательства произведено, несмотря на не предоставление другой стороной обусловленного договором исполнения своего обязательства, эта сторона обязана предоставить такое исполнение.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района оплатить стоимость приобретенной по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., в размере № рублей (№ рублей) за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, уплачиваемых на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому сумма социальной выплаты составляет № рублей, на лицевой счет продавца ФИО1 по реквизитам: <...>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Верно. Судья Т.В.Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева