Решение по делу № 2а-1608/2020 от 10.06.2020

Дело № 2а-1608/2020

УИД 24RS0024-01-2020-001485-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 ноября 2020 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Блошкиной А.М.,

при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Ивановой Н.И. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Канска о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился с административным исковым заявлением в интересах Ивановой Н.И. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Канска о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайпрокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией г. Канска земельного законодательства при предоставлении земельных участков многодетным гражданам.

В ходе проверки установлено, что Иванова Н.И., являясь матерью троих малолетних детей (ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Канска с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка многодетной семье в любом районе города Канска.

По результатам поданного Ивановой Н.И. заявления, Управлением архитектуры ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о постановке на очередь на предоставление земельного участка. Однако, решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории административным ответчиком не принято до настоящего времени.

С учетом изложенных обстоятельств, Канский межрайонный прокурор, обращаясь в суд в интересах Ивановой Н.И., просит признать незаконным бездействие Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Канска, выразившееся в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в двухмесячный срок со дня поступления заявления Ивановой Н.И. о бесплатном предоставлении земельного участка; а также обязать ответчика в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Ивановой Н.И. о бесплатном предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Канского межрайонного прокурора Еланкова О.Н. административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным по тексту иска.

Административный истец Иванова Н.И. личного участия в судебном заседании не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика - Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Канска Ткачёва Н.В. (на основании доверенности) в судебном заседании административный иск не признала, дав пояснения в обоснование своей позиции.

Представитель заинтересованного лица по делу - Администрации г. Канска, КУМИ г. Канска, в судебном заседании участия не принимал, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения.

В соответствии со ст. 98 КАС РФ, судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.

Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (гл. 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

В соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Таким образом, применительно к ч. 2 ст. 100 КАС РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Оснований для отложения судебного разбирательства административного дела по основаниям, предусмотренным ст. 150 КАС РФ, судом не установлено.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, и, заслушав помощника Канского межрайпрокурора Еланкову О.Н., представителя административного ответчика Ткачеву Н.В., исследовав представленные письменные доказательства, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если КАС РФ или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (п.1.1 ст. 219 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Частью 1 статьи 132 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.

В силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу подпункта 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Таким образом, порядок формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления участков определен законами субъекта Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен срок совершения указанных действий.

В соответствии с п. «а» ч.1 ст. 14 1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетными являются граждане имеющие и воспитывающие (проживающие совместно с детьми, за исключением детей, проходящих срочную военную службу по призыву) трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей, проходящих срочную военную службу по призыву, - до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, - на период установления инвалидности независимо от возраста

Согласно п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 29.2 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в п. 3 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанным в п. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, в течение 15 дней со дня поступления заявления заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в п. 1 ст. 29.7 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542. Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в п. 1 данной статьи, по форме, установленной Правительством края

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:

1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;

2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;

4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно, либо о передаче его в аренду;

5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

При этом ч. 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что вопрос об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории разрешается органом местного самоуправления с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка. Аналогичное положение получило закрепление и в ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542.

Как установлено в судебном заседании, Иванова Н.И. является матерью троих малолетних детей (ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.). ДД.ММ.ГГГГ Иванова Н.И. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Канска с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка многодетной семье в любом районе г. Канска, площадью ориентировочно около 1500 кв.м., для индивидуального жилищного строительства. По результатам поданного Ивановой Н.И. заявления, Управлением архитектуры ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о постановке на очередь на предоставление земельного участка, очередь . Извещением от ДД.ММ.ГГГГ за Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска известило Иванову Н.И. об отсутствии земельных участков, пригодных для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, если в указанном в заявлении месте может быть образовано несколько земельных участков, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в п. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает решения об утверждении схем в количестве, соответствующем количеству заявлений о предоставлении земельных участков в указанном месте, поступивших в месячный срок со дня поступления первого заявления. Решения об утверждении схем в недельный срок со дня принятия направляются заявителям в порядке поступления заявлений.

В случае если количество заявлений превышает количество земельных участков, которые могут быть образованы в указанном месте, решения об утверждении схем направляются заявителям в порядке постановки их на очередь на предоставление земельного участка.

В течение 3 дней со дня направления заявителям решений об утверждении схем, заявителям, которым не было направлено решение об утверждении схемы, направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в п. 3 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542.

В соответствии со ст. 29.2 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в п.3 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

Судом также установлено, что согласно данным, представленным административным ответчиком по состоянию на 05.11.2020 г., в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 по личному заявлению многодетных граждан, поставлены на очередь на предоставление земельного участка 684 семьи, на текущую дату 7 заявителей сняты с очереди по личному заявлению, 3 заявителя реализовали свое право в другом регионе, 1 заявитель снят с очереди на основании пп. «а» п. 1 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, 232 заявителям направлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В 2020 г., в соответствии с п. 2 ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, Управлением утверждено 84 схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, из них: 80 земельных участков в мкр. Им. Михаила Шатова, 4 земельных участка в мкр. Радужный. Решения об утверждении схемы направлены заявителям, поставленным на очередь на предоставление земельных участков ранее иных заявителей; согласно п. 3 ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Также, на текущую дату 32 решения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории находятся в работе у кадастровых инженеров, 18 земельных участков поставлены на кадастровый учет, 32 решения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории были направлены многодетным гражданам, до настоящего времени указанные граждане за постановкой земельных участков на кадастровый учет не обратились.

Согласно сведениям, предоставленным административным ответчиком, на момент рассмотрения настоящего дела очередь Ивановой Н.И. согласно Книге учета многодетных граждан на получение земельного участка (в связи с предоставлением земельных участков гражданам, стоящим в очереди на предоставление земельных участков ранее Ивановой Н.И.), – 245.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд констатирует, что со стороны административного ответчика бездействие, как таковое, отсутствует, проводится работа по очередному обеспечению многодетных семьей земельным участками во исполнение требований Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, при этом, суд также исходит из того, что административный ответчик, выполнив предусмотренную законом процедуру постановки истца Ивановой Н.И. на очередь, признал за ней право на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно, данное право административного истца и членов его семьи никем не оспаривается.

Предоставление земельных участков осуществляется в той хронологической последовательности, в какой поступили заявления, при этом, в настоящее время не обеспечены земельными участками многодетные семьи, обратившиеся с заявлениями ранее, чем истец, в том числе, с учетом положений абз. 2 ч. 2 ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542.

Любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.02.2008 № 121-О-О, отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах того или иного муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан. Доказательств наличия свободных земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, а также свидетельствующих, о нарушении установленной очередности их предоставления, ущемляющем права и законные интересы административного истца Ивановой Н.И., стороной административного истца не представлено. Кроме того, законом административному истцу не предоставлено каких-либо преимуществ в реализации льгот перед другими гражданами этой же категории, состоящими на учете, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, суд полагает, что, с учетом установленных по делу обстоятельств, административные исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Ивановой Н.И., о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 92, 175 – 180, 218, 219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Ивановой Н.И. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Канска о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья              А.М. Блошкина

Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2020 года.

2а-1608/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Канский межрайонный прокурор
Иванова Наталья Ивановна
Ответчики
Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г.Канска
Другие
Администрация г.Канска
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Блошкина А.М.
Дело на странице суда
kanskgor.krk.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация административного искового заявления
10.06.2020Передача материалов судье
15.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.07.2020Предварительное судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
05.11.2020Судебное заседание
16.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее