23 июня 2021 года. г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Фаустовой Г.А.
при секретаре Голубенко И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1480/21 по иску Прохорова Николая Владимировича к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области, 3-е лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Прохоров Н.В. (далее истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области (далее ГУ МВД России по РО - ответчик) о признании его ветераном боевых действий на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации согласно Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», обязании ответчика выдать истцу удостоверение ветерана боевых действий.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с 30.11.2000г. по 09.02.2001г. он принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъекта Российской Федерации, граничившего с ФИО1, в составе объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Согласно справок от 08.02.2001, подписанных первым заместителем <данные изъяты>, истец полагает, что данный факт позволяет ему пользоваться гарантиями и компенсациями, предусмотренными приказом МВД России от 12.05.1997 № 282. В подтверждение этого, имеются удостоверения о награждении истца нагрудными знаками, почетная грамота.
23.11.2020 истец обратился в ГУ МВД России по Ростовской области с заявлением, на которое 27.11.2020 был дан отказ за № в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
С данным отказом истец не согласен, считает его необоснованным и незаконным.
Обращаясь в суд с данным иском истец ссылается на Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и считает, что из представленных в материалы дела справок, послужного списка истца и иных документов следует, что в указанные периоды им периоды времени он выполнял задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» является факт непосредственного выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Истец полагает, что непредставление им документов о непосредственном участии в боевых действиях, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку обязанность по оформлению документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях на него не возложена. Кроме этого, отказ в выдаче удостоверения по указанному основанию, при наличии достоверных сведений о выполнении им поставленных задач в условиях боевых действий противоречит действующему законодательству.
По изложенным основаниям истец и обратился с настоящим иском в суд.
Истец и его представитель Кривда И.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явились, поддержали исковые требования в полном объеме, просили удовлетворить, дали пояснения аналогично изложенным в иске.
Представитель ГУ МВД России по Ростовской области Трофимчук Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседания явилась, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представители третьего лица ГУ МЧС России по РО Латеранский А.С. и Бойко А.Н., действующие по доверенности в судебное заседание явились разрешение данного вопроса оставили на усмотрение суда.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика и представителей 3-х лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № был направлен в служебную командировку в состав временного отдела сроком на 90 суток в ст. ФИО1 и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По окончанию срока командировки истцу первым заместителем <данные изъяты> были выданы справки от ДД.ММ.ГГГГ №
В справках указано, что истец в период с 30.11.2000 по 9.02.2001 находился в служебной командировке и выполнял служебно-боевые задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Кавказского региона и на него распространяются дополнительные льготы и компенсации, предусмотренные приказами МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
В п. 3 справок предусмотрено указание размера дополнительных денежных выплат за каждый день фактического участия в боевых действиях и номеров приказов Временной оперативной группировке сил на территории Северо-Кавказского региона. Из справок, представленных истцом, усматривается, что приказов по Временной оперативной группировке сил на территории Северо-Кавказского региона о выплатах за дни фактическое участие в боевых действиях и об исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчета один день за три, не имеется.
Истец в судебном заседании подтвердил, что ему не производились выплаты денежного вознаграждения за дни фактического участия в боевых действиях и не исчислялся льготный стаж для назначения пенсии за время участия в КТО как один день за три.
23.11.2020г. истец обратился в ГУ МВД России по Ростовской области с заявлением, на которое ДД.ММ.ГГГГ был дан отказ за № в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Истец считает отказ в выдаче удостоверения незаконным, просит признать его ветераном боевых действий и обязать ответчика выдать удостоверение ветерана боевых действий, указывая, что доказательством его участия в контртеррористических операциях (далее КТО) являются справки, выданные заместителем Командующего ОГВ(с) на территории <данные изъяты>, нагрудные знаки и иные поощрения, которыми истец был награжден.
Однако, с доводами истца суд согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии со ст. 19 и ч.3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, преимущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно преамбуле ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.3,28 ФЗ «О ветеранах» Правительство РФ 19.12.2003 приняло Постановление № 763 «Об удостоверениях ветерана боевых действий» (далее Постановление Правительства).
Пунктом 2 Постановления Правительства установлено, что ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельства (удостоверения) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 2012 года.
Порядок выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» регламентирован Инструкцией «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России», утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 № 282 (далее Инструкция) (с 04.01.2021 Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 27.11.2020 № 808). Инструкция разработана в соответствии с Постановлением Правительства от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» и определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам и работникам органов внутренних дел, гражданам, уволенным из органов внутренних дел, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в ФИО1 и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе КТО на территории Северо-Кавказского региона.
Согласно вышеуказанной Инструкции, основанием для выдачи удостоверения лицам, указанным в п.1 Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в ФИО11 и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в ФИО1 и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УМВД субъектов РФ, УВД и т.д., а выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе КТО на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года - факт выполнения ими задач в ходе КТО на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в КТО и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ».
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (действовавшей в спорный период времени и утратившей силу в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») дано понятие КТО, которая представляет собой специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.
Зона проведения КТО-отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
Для непосредственного управления КТО создается оперативный штаб, руководителю которого подчиняются все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекавшиеся к проведению КТО и который определяет границы зоны проведения КТО, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств (статьи 10,12 Федерального законаот 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (действовавшие в спорный период времени и утратившие силу в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно ст.16 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ (действовавшей до 06.03.2006) КТО считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения КТО. Решение об объявлении КТО оконченной принимает руководитель штаба по управлению КТО.
Таким образом, как само понятие КТО, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ, так и его нормы, регулирующие порядок проведения КТО, свидетельствуют о том, что такая операция является конкретным мероприятием, направленным на пресечение конкретной террористической акции, обезвреживание террористов и др., ограниченным во времени и зоне проведения, осуществляемым в особом, установленном законом порядке. Федеральный закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» предусматривал также, что социальная защита лиц, привлекаемых к участию в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правого статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.
Такой порядок был определен Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в КТО и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ» (далее Постановление Правительства № 65).
Пунктом 3 Постановление Правительства № 65 предусмотрено, что сотрудникам (в том числе, и сотрудникам органов внутренних дел) и военнослужащим, участвующим в проведении КТО на территории Северо-Кавказского региона в состава специальных сил и Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определенном руководителем Оперативного штаба, денежное вознаграждение за фактическое участие в этих операциях пропорционально количеству дней участия в конкретных КТО. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в КТО, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.
В соответствии с п.4 Постановление Правительства № 65 время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в КТО засчитывается указанным в пункте 1 Постановление Правительства № 65 сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
Таким образом, исходя из указанных нормативных актов, следует, что основанием для выдачи удостоверения «Ветерана боевых действий» лицам, указанным в п.2 Инструкции «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД РФ», утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 №282 является документально подтвержденный факт непосредственного участия в КТО в составе специальных сил, определенных руководителем Оперативного штаба по управлению. КТО по представлению руководителя Регионального оперативного штаба.
Применительно к исковым требованиям, заявленным по настоящему гражданскому делу это означает, что утверждения истца о его участии в проведении КТО на протяжении периода командировки в ФИО12 должны быть подтверждены определенными доказательствами, предусмотренными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, т.е. приказами, издаваемыми командирами войсковых частей, начальниками органов внутренних дел и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утвержденными руководителем Регионального оперативного штаба. Однако, данных доказательств суду не представлено.
Также согласно материалам гражданского дела в период командировки (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) истец проходил службу в УГПС ГУВД РО. На основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Порядок выдачи удостоверений «Ветерана боевых действий» сотрудникам МЧС определен приказам МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № и выдача удостоверений Ветерана боевых действий сотрудникам МЧС к компетенции ГУ МВД России по Ростовской области не относится.
Приказом МЧС России (ФГКУ «40 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области») от ДД.ММ.ГГГГ №-нс истец уволен со службы из подразделений МЧС России и согласно расчета выслуги лет, произведенного при увольнении кадровым подразделением МЧС России период командировки истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был зачтен на льготных условиях 1 день службы за три.
Ссылка истца на наличие у него наград за боевые заслуги, в подтверждение факта участия в боевых действиях в период нахождения командировке в ФИО1, не могут быть приняты судом как доказательства, подтверждающие факт участия в КТО, поскольку в соответствии Положениями о нагрудном знаке «За службу на Кавказе», Положения о нагрудном знаке «Участник боевых действий» и т.п., основанием для вручения данных наград является не только фактическое участие гражданина в боевых действиях, но и участие в различных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, в т.ч. на территории боевых действий. Выдача нагрудных знаков не может также рассматриваться как доказательство факта непосредственного участия истца в КТО. Доказательств награждения истца вышеуказанными наградами за фактическое участие в боевых действиях в материалы дела истцом не представлено.
Как ранее отмечалось, к числу доказательств, подтверждающих факт участия гражданина в боевых действиях, при решении вопросов о присвоении звания «Ветерана боевых действий», единственным допустимым доказательством, подтверждающим факт участия в КТО, является приказ командующего ОГВ(с). Ни в постановлении Правительства РФ №, ни в Инструкции, утвержденной приказом МВД России № наличие нагрудного знака не указано в качестве доказательств, подтверждающих факт непосредственного участия в КТО. Законодателем к доказательствам, подтверждающим факт непосредственного участия в КТО отнесены только приказы командиров, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба.
Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
С учетом данной нормы ГПК РФ, ссылка истца, в подтверждение своего участия в боевых действиях в период нахождения в командировке на справку первого заместителя командующего Объединенной группировкой от МВД России в качестве допустимого доказательства является несостоятельной. Кроме того, в данной справке отсутствует информация подтверждающая факт участия в КТО (не заполнены период, подлежащий оплате за каждый день фактического участия в боевых действиях и зачету в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день за три).
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд приходит к выводу, исковые требования истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 3-░ ░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░