25RS0<номер>-26
Дело № 2-162/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего: судьи Махониной Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Прудниковой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полищука В. В.ича к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о взыскании невыплаченной пенсии,
у с т а н о в и л:
обратившись в суд с настоящим иском, Полищук В.В. указал, что он проходил военную службу в звании капитана 3 ранга в в/ч <номер> и был уволен со службы приказом Командующего ТОФ от <дата> <номер>. Из списков части он был исключен <дата>, в этот же день был снят со всех видов довольствия. Его выслуга на момент увольнения с военной службы составляла <данные изъяты>. На момент увольнения, то есть с <дата>, он имел право на получение пенсии по выслуге лет. Ранее, в 2012 и в 2017 годах он обращался с заявлением о назначении пенсии, однако его вопрос решен не был. <дата> он обращался с заявлением на имя военного комиссара Первомайского района г. Владивостока, в котором просил запросить его аттестат для оформления пенсии. Решения вопроса по данному заявлению не было. <дата> ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» направило в его адрес уведомление о назначении пенсии по выслуге лет в размере <данные изъяты> рублей, начиная с <дата>. Ответчик неверно определил дату, с которой ему должна быть начислена пенсия за выслугу лет, поскольку он имеет право на пенсию с момента увольнения и исключения из списка личного состава части, а именно с <дата>. <дата> он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил провести проверку и сделать перерасчет за период с <дата>. ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» отказало ему в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что ранее он обратился за назначением пенсии <дата> и пенсия ему была назначена с <дата>. Между тем, пенсия, не полученная пенсионером по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Невыплата пенсии произошла по вине ответчика, так как он не рассмотрел его заявления, поданные в 2012 и в 2017 году. Просит взыскать невыплаченную пенсию за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель Полищука В.В. – Коврижных С.А. на удовлетворении иска настаивал. Пояснил, что когда истец обратился за выплатой пенсии, ему было отказано в связи с непредоставлением денежного аттестата. На тот момент войсковая часть была расформирована, в связи с чем запросить необходимые документы было невозможно.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» Каленская Л.Д. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала. Пояснила, что до 2017 года истец не обращался за получением денежного аттестата. В 2020 году Полищук В.В. впервые обратился за назначением пенсии. Пенсионное обеспечение носит заявительный характер. Полищук В.В. сам должен был обратиться за назначением пенсии, с предоставлением необходимых подтверждающих документов. Вины военного комиссариата в несвоевременном получении пенсии не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что приказом Командующего Тихоокеанским флотом по личному составу <номер> от <дата> Полищук В.В. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас.
Выслуга лет Полищука В.В. составляла в льготном исчислении <данные изъяты>.
Согласно приказу командира в/ч <номер> <номер> от <дата>, с <дата> Полищук В.В. был исключен из списков личного состава части, снят со всех видов довольствия и направлен для постановки на учет в военный комиссариат Первомайского района г. Владивостока.
На запрос военного комиссара Приморского края от <дата>, военный комиссариат Приморского края по Первомайскому району г. Владивостока в июле 2013 года дал письменный ответ о том, что с марта 2013 года Полищук В.В. состоит на воинском учете в отделе по Первомайскому району г. Владивостока. При посещении по домашнему адресу, <данные изъяты> Полищука В.В. сообщила, что он в настоящее время он временно с семьей проживает в <адрес>, время его возвращения во Владивосток неизвестно. О месте, где прописан Полищук В.В., ей неизвестно, пообещала сообщить Полищуку В.В. о порядке назначения и выплаты пенсии.
Письмом от <дата> ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» направило личное дело Полищука В.В. для дальнейшего учета и хранения в военный комиссариат Приморского края по Первомайскому району г. Владивостока, в связи с длительным необращением Полищука В.В. за назначением пенсии.
<дата> Полищук В.В. обратился к военному комиссару Первомайского района с заявлением, в котором просил запросить его денежный аттестат для оформления пенсии. Указал, что при его увольнении в запас денежный аттестат ему на руки не выдавался, в личном деле отсутствует.
Требований о назначении пенсии в заявлении Полищука В.В. от <дата> не содержалось.
Военный комиссар Первомайского района, в целях реализации прав Полищука В.В., <дата> обратился в ФКУ Управления финансового обеспечения по Приморскому краю с запросом о предоставлении денежного аттестата.
В ответе на запрос, поступившем из ФКУ «УФО МО РФ» от <дата> указано, что Управление не является правопреемником воинских частей и ему не передавались учетные документы по выплате денежного довольствия за период ранее <дата>, в том числе документы, касающиеся Полищука В.В.
<дата> Полищук В.В. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» с заявлением о назначении ему пенсии, с приложением пакета документов: справки из УПФР по Первомайскому району г. Владивостока, копии паспорта гражданина РФ, копии военного билета офицера запаса, объяснительной, копии СНИЛС, банковских реквизитов, фотографий.
Денежный аттестат Полищуком В.В. в перечне прикладываемых документов не указан.
Из письменных объяснений Полищука В.В. на имя военного комиссара Первомайского района следует, что после постановки на воинский учет в 2012 году он не получал пенсионное обеспечение ввиду отсутствия в его личном деле денежного аттестата. Причина, по которой отсутствовал денежный аттестат в личном деле, ему не известна. Не имел возможности получить денежный аттестат из-за того, что войсковая часть была расформирована. В 2017 году он обратился с письменным заявлением о розыске аттестата. В 2013 году он временно убывал в <адрес> и <адрес>; с февраля 2019 года не покидал Приморский край на срок больше 3 месяцев.
По запросу военного комиссара Приморского края от апреля 2020 года, из военного комиссариата Первомайского района г. Владивостока в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» было направлено личное дело и сформированное пенсионное дело Полищука В.В. для назначения пенсии по выслуге лет.
<дата> истцу была назначена пенсия с <дата> в размере <данные изъяты> рублей, о чем представлен расчет. Одновременно с этим, Полищуку В.В. была начислена и выплачена пенсия за 12 месяцев, предшествующих его обращению за назначением и выплатой пенсии, то есть за период с <дата> по <дата>, в размере <данные изъяты> рубль.
<дата> Полищук В.В. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» с заявлением, в котором просил выплатить ему несвоевременно полученную пенсию с момента увольнения – с <дата>.
В письме от <дата> ответчик сообщил Полищуку В.В. об отсутствии оснований для выплаты пенсии за период, начиная с <дата>, так как за назначением пенсии он обратился <дата>, а заявления от 2012 и от 2017 года в адрес центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края не поступали.
Назначение и выплата пенсий военнослужащим Министерства Обороны РФ производится на основании постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии в Российской Федерации и их семьям в Российской Федерации», ФЗ № 4468/1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
В соответствии со ст. 50 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей осуществляется Министерством Обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательством и другими нормативными актами для органов социальной защиты населении.
В ст. 51 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» установлено, что лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства Обороны РФ. Заявления о назначении пенсии представляются в военные комиссариаты вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
На основании ст. 54 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
Если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения 3-х месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части 1 ст. 53.
В статье 53 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» установлено, что при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Согласно ч.2 ст. 58 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Давая оценку доводам сторон и обстоятельствам спора, суд соглашается с доводами ответчика о том, что вина ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в несвоевременном назначении пенсии истцу отсутствует.
В течение длительного времени после увольнения из Вооруженных Сил РФ в 2009 году, Полищук В.В. преимущественно проживал в другом регионе.
В судебном заседании установлено, что Полищук В.В. после увольнения из Вооруженных Сил РФ был поставлен на учет в военном комиссариате Первомайского района г. Владивостока только в 2012 году. До этого истец не обращался в военный комиссариат.
За получением денежного аттестата Полищук В.В. обратился в военный комиссариат только в 2017 году, то есть спустя 8 лет после увольнения.
Указывая на то, что получение денежного аттестата ему необходимо для оформления пенсии, Полищук В.В. при обращении за получением денежного аттестата в 2017 году не подавал заявление о назначении пенсии.
Каких-либо препятствий в получении денежного аттестата истцом и оформлении пенсии со стороны ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в судебном заседании не установлено.
Пенсионное дело было подготовлено и направлено для его хранения по месту жительства истца, в связи с длительным необращением Полищука В.В. за назначением пенсии.
При этом ответчиком в 2013 году принимались меры к розыску истца и разъяснению ему его права обратиться за получением пенсии.
При обращении в военный комиссариат в 2017 году, ответчик оказал содействие истцу в розыске требуемых документов и своевременно осуществил запрос в уполномоченный орган по поводу денежного аттестата.
Тот пакет документов, который был представлен Полищуком В.В. в 2020 году вместе с заявлением о назначении пенсии, не содержал денежного аттестата, однако он был принят ответчиком, пенсия Полищуку В.В. была назначена. Отсутствие данного документа у истца не повлияло на принятие решения о назначении пенсии.
Достаточных доказательств того, что отсутствие денежного аттестата препятствовало назначить пенсию, истцом не представлено.
Поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, ответчик обоснованно выплатил ее с <дата>, то есть за 12 месяцев, предшествующих моменту обращения.
Доказательств того, что Полищук В.В. до 2020 года обращался за назначением пенсии и ему было в этом отказано, суду не представлено.
Суд соглашается с доводами военного комиссариата об отсутствии его вины в неполучении пенсии истцом.
Каких-либо объективных препятствий в назначении пенсии истцу, начиная с 2009 года, в том числе возникших по вине военного комиссариата, в судебном заседании не установлено. В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения иска Полищука В.В.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Полищука В. В.ича к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о взыскании невыплаченной пенсии за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Е.А. Махонина