Дело № 2-370/2024; УИД 42RS0010-01-2022-003449-05
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего – судьи Курач Е.В.,
при секретаре – Ломыгиной Л.С.,
с участием истцов Масальского А.С., Масальской П.Ф., Петайкина Б.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в городе Киселёвске
14 мая 2024 года
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Масальская П.Ф., Масальский А.С., Петайкин Б.В. к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству угольной промышленности Кузбасса о включении в список граждан, подлежащих переселению и заключении договора на предоставление социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец Масальская П.Ф. обратилась в суд с иском к администрации Киселевского городского округа о заключении договора о предоставлении социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что она зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <адрес>. Собственником указанного выше дома, является Масальская П.Ф. на основании договора купли - продажи жилого дома от 01.04.2022г. Ее дом находится в провалоопасной зоне, и сейсмовоздействие закладки внутреннего пространства повлияли на состояние ее дома. Поэтому она обратилась в суд, чтобы с ходатайством обратиться в СФ АО «ВНИМИ», для того чтобы обследовали ее дом с использованием геофизических приборов. Ее дом находится на горном отводе ликвидированной «Шахты № 12».
Согласно Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной ИФНС по г. Кемерово, № записи №, от 27.12.2004г., «Шахта №12» была признана ликвидируемой. Следовательно, на момент ликвидации «шахты № 12», она была зарегистрирована и проживала по указанному адресу.
Орган местного самоуправления заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 18 кв. метров на одного члена семьи.
Просит включить в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной «шахте № 12» Масальскую П.Ф.. Обязать Администрацию Киселевского городского округа заключить с Масальской П.Ф., договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, за счет средств, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности на ликвидированной «шахты № 12».
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнила и просит Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить в списки граждан Масальскую П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес>, подлежащую переселению с подработанных территорий шахты «Черкасовская». Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа заключить с Масальской П.Ф. договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения.
Определением суда от 23.01.2023 года произведена замена ответчика на Управление городского развития Киселевского городского округа.
Определением суда от 03.03.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечены ФГБУ ГУРШ.
Определением суда от 17.03.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Министерство энергетики Российской Федерации.
Также к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены- Масальский А.С., и Петайкин Б.В.
Определением суда от 14.05.2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечены Министерство угольной промышленности Кузбасса.
Кроме того, Масальский А.С. обратился в суд с иском к управлению городского развития Киселевского городского округа с требованием Признать Масальского А.С., №.р., членом семьи Масальской П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ.р. собственника жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. Установить факт постоянного проживания Масальского А.С. ДД.ММ.ГГГГ.р. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> на дату ликвидации АООТ шахта «Черкасовская» и по настоящее время. ФИО4 УГР Киселевского городского округа включить в списки граждан Масальского А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, подлежащие переселению с подработанных территорий шахты «Черкасовская». Обязать УГР КГО заключить с Масальским А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р.. договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения, которое принято к производству возбуждено гражданское дело 2-982/2024
Петайкин Б.В. обратился в суд с иском к управлению городского развития Киселевского городского округа с требованием Признать Петайкина Б.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., членом семьи Масальской П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ.р. собственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Установить факт постоянного проживания Петайкина Б.В., ДД.ММ.ГГГГ.р. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> на дату ликвидации АООТ шахта. «Черкасовская» и по настоящее время. Обязать УГР Киселевского городского округа включить в списки граждан ФИО3, 07.10.1962г.р., зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, подлежащие переселению с подработанных территорий шахты «Черкасовская». Обязать УГР КТО заключить с Петайкиным Б.В.. ДД.ММ.ГГГГ.р. договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения.
Исковое заявление принято к производству, возбуждено гражданское дело 2-1139/2024.
Определением суда от 05.04.2024 года гражданское дело №2-982/2024 по иску Масальского А.С. к Управлению городского развития Киселевского городского округа о признании членом семьи собственника жилого дома, установлении факта постоянного проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты, гражданское дело №2-1139/2024 по иску Петайкина Б.В. к Управлению городского развития Киселевского городского округа о признании членом семьи собственника жилого дома, установленного факта постоянного проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставших непригодным для дальнейшего проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты,
и гражданское дело №2-370/2024 по иску Масальской П.Ф. к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о заключении договора на предоставление социальной выплаты - объединены в одно производство, присвоен объединенному делу порядковый №.
В судебном заседании истец Масальская П.В., Масальский А.С., Петайкин П.В. и представитель истцов Дмитриева Н.Н. на требованиях настаивали с учетом уточнений, а именно просили Установить факт постоянного проживания Масальского А.С. ДД.ММ.ГГГГ.р., Петайкина Б.В., ДД.ММ.ГГГГ.р.в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на дату ликвидации АООТ шахта «Черкасовская» и по настоящее время. Обязать УГР Киселевского городского округа включить их в списки граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий шахты: «Черкасовская» и заключить с ними договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Ответчик УГР Киселевского городского округа, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.
Соответчик министерство угольной промышленности Кузбасса, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, представили письменные возражения, дело просили рассмотреть в свое отсутствие.
Третьи лица ФГБУ ГУРШ, Министерство энергетики Российской Федерации, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе других имеющих юридическое значение фактов.
Статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 (ред. от 08.08.2020) «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемый Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации утвердить порядок финансирования мероприятий, указанных в пунктах 1 - 6 перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктом 8 Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 (ред. от 08.08.2020) «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» предусмотрена реализация программ местного развития: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; в) реконструкция пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков либо строительство новых объектов социальной инфраструктуры при условии, что затраты на их строительство не превышают затраты на реконструкцию; д) эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность; е) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В целях реализации постановления Правительства РФ № 2252, государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.12.2023 № 816, постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.02.2024 № 77 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области - Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кузбасса.
Указанными документами предусмотрено:
1) Орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса ежегодно до 1 февраля текущего года направляет в Министерство, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, заявку на предоставление субсидии из областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по установленной форме с приложением следующих документов:
утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подлежащих переселению, составленный на основании утвержденных проектов ликвидации угольных шахт и разрезов, устанавливающий размер социальной выплаты по каждой семье, согласованный с Министерством энергетики Российской Федерации;
план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидии из областного бюджета (далее - план-прогноз ежемесячного переселения граждан), утвержденный Правительством Кемеровской области - Кузбасса.
Министерство осуществляет проверку заявки уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса на комплектность в течение 5 рабочих дней с даты ее регистрации, по результатам которой принимает решение о заключении соглашения с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса или направлении заявки на доработку.
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство заявки и документов на предоставление субсидий, отчетов об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, возлагается на муниципальное образование.
Не позднее 1 марта текущего года Министерство направляет в Министерство энергетики Российской Федерации сформированную по всем муниципальным образованиям заявку.
Министерство энергетики Российской Федерации с привлечением в установленном порядке подведомственной ему организации (ГУРШ) обеспечивает организацию приема и рассмотрения заявки субъекта Российской Федерации и документов. Перечисление субсидий из федерального бюджета осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства. Далее осуществляется перечисление территориальным органом Федерального казначейства операций по перечислению субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
договор с гражданином о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, заключает орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасс.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.4 Постановления).
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27 июня 2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учёбы или службы с данной площади.
В соответствии со статьёй 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий определённых групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне, опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путём приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счёт средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам… производится за счёт средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что истцу Масальской П.Ф., принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 21.02.2002 года.
В указанном доме проживают и зарегистрированы Масаольская П.Ф. с 14.03.2002 года, Масальский А.С. зарегистрирован в жилом доме с 19.06.2007 года, также был зарегистрирован в указанном жилом с 14.02.2002 по 04.10.2005 года также был зарегистрирован в данном доме, Петайкин Б.В. зарегистрирован в указанном жилом доме с 04.07.2006 года.
При этом согласно представленного военного билета истец с 05.05.2005 был призван на военную службу и уволен с военной службы 30.03.2007 года
Согласно представленным справкам Филиала №15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа за истцами не зарегистрировано иного имущества, кроме спорного жилого дома,.
Согласно представленным уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 08.05.2024 г. за Масальским, А.С., Петайкиным Б.В. какого-либо недвижимого имущества не зарегистрировано, за Масальской П.Ф. согласно представленной выписки от 23.04.2023 года зарегистрировано право собственности на указанный выше дом по <адрес>.
Письмом УГР Киселёвского городского округа истцам отказано в предоставлении социальной выплаты.
Определением Киселевского городского суда Кемеровской области от 20.04.2023 года по делу была назначена судебная горно-геологическая экспертиза, производство которой поручить экспертам СФ АО "ВНИМИ.
Заключением экспертов СФ АО "ВНИМИ» № от 31.05.2023года установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> находится на горном отводе ликвидированного АООТ "Шахта Черкасовская", в зоне тектонического нарушения Афонино-Киселёвский взброс в непосредственной близости от ведения подземных горных работ. Согласно п. 2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:
каменные дома с физическим износом свыше 70 %;
деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
Жилой дом по адресу: <адрес>, согласно данным технического паспорта № от 27 июня 1989 года, составляет 65 %, то есть является ветхим.
Причиной ветхого состояния жилого дома является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундаментов. отсутствие конструктивных мер защиты строения, техносейсмические явления, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированного АООТ "Шахта "Черкасовская", так как жилой дом по адресу: <адрес> находится в зоне тектонического нарушения Афонино-Киселёвский взброс, в непосредственной близости от ведения подземных горных работ, нахождение в таких зонах угрожает жизни и здоровью проживающих в них (категория 03). Проведёнными геофизическими исследованиями подтверждено наличие пустот. Под действием постоянных водопритоков будут провоцироваться постоянные деформационные процессы на земной поверхности. Техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ликвидированного АООТ "Шахта "Черкасовская".
Проведёнными геофизическими исследованиями определено наличие пустот - опасных зон (03) в непосредственной близости от жилого дома по адресу: <адрес>. Под действием постоянных водопритоков будут провоцироваться постоянные деформационные процессы на земной поверхности. Для исключения влияния горных работ и обнаруженных пустот необходимо провести мероприятия по ликвидации пустот. Бурение скважин в пустоту для последующего тампонажа, в целях сохранения жилого дома по адресу: <адрес>, в данном случае, заведомо нецелесообразно, ввиду ветхости жилого строения, большого объёма и стоимости этих работ.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, жилой дом по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ "Шахта «Черкасовская", так как это угрожает жизни и здоровью проживающих в доме людей (категория 03).
Жилой дом по адресу: <адрес> находится в зоне тектонического нарушения Афонино- Киселёвский взброс - самое крупное геологическое нарушение на месторождении, которое сопровождается зоной интенсивно раздробленных и перемятых пород мощностью до 400-450 м. Амплитуда нарушения 1000-1500 м.
Тектоническое нарушение Афонино-Киселёвский взброс - природное образование. Оно существует независимо от даты принятия решения о ликвидации предприятия.
Жилой дом по адресу: <адрес> находится в зоне тектонического нарушения Афонино- Киселёвский взброс. Проведёнными геофизическими исследованиями определено наличие пустот - опасных зон (03) в непосредственной близости от вышеуказанного жилого дома.
Подземные горные работы в данном районе производились системами разработки с полным обрушением пород кровли без применения закладки выработанного пространства. Таким образом, сейсмовоздействие на состояние жилого дома по адресу: <адрес> при полном обрушении пород кровли повлияло в более значительной степени.
За счёт большого объёма взрывных работ происходил процесс резкого снижения уровня затопления, и деформационные процессы в зоне интенсивно раздробленных и перемятых пород усиливаются. Соответственно, сейсмовоздействие ударной волны повлияло на техническое состояние жилого дома.
У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности и обоснованности указанного заключения экспертов, которое составлено на основании всех предоставленных в их распоряжение материалов дела, осмотра спорного объекта.
В заключении экспертов подробно описаны подходы и методы экспертного исследования, анализ всех существенных факторов, указано нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы, имеется описание проведенных исследований.
Отводов экспертам в ходе разрешения дела заявлено не было, доказательств заинтересованности экспертов не представлялось. Учитывая это, оснований не доверять выводам экспертов, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
Сторонами экспертное заключение не оспорено, и суд считает его достоверным и допустимым доказательством по делу.
Указанным экспертным заключением установлено, что ветхое состояние жилого дома, в котором проживают истцы, наступило в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте «Черкасовская», и этот дом непригоден для проживания по критериям безопасности, подлежит сносу.
Согласно сведений из единого государственного реестра юридических лиц, АООТ «Шахта Черкасовская» прекратило свою деятельность 14.05.2004 года.
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на дату принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём. При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Масальская П.Ф., Масальский А.С. проживают в доме по адресу: <адрес>, которые постоянно проживают в указанном жилом доме и зарегистриованы в жилом доме с 2022 года, при этом отсутствие регистрации в жилом доме Масальского А.С. с 2005 по 2007 год являлось вынужденным в связи с прохождением военной службы.
Из приведенных выше норм, право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, должно возникнуть на момент ликвидации шахты, однако возможность его реализации в данном случае возникла только после проведения соответствующей экспертизы – заключения СФ ОАО ВНИМИ в ходе рассмотрения дела в суде.
Учитывая, что право пользования жилым домом возникло у Масальской П.Ф., Масальского А.С. до принятия решения о ликвидации шахты, как юридического лица, иным жильем они не обеспечены, имеют право на получение социальной выплаты и включение в список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на заключение договора на предоставление социальной выплаты.
Судом установлено, что для Масальской П.Ф., Масальского А.С. имеется совокупность обстоятельств, при которых, возможно предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого сносимого.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для установления факта, постоянного проживания Петайкина В.Б. в жилой дом, до начала принятия решения о ликвидации шахты «Черкасовская » (14.05.2004), а также наличия оснований для включения его в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого жилья и предоставления социальной выплаты, и находит доводы жалобы ответчика в этой части обоснованными.
Согласно ст. 264 Гражданского процессуального. кодекса Российской - Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных и имущественных прав граждан, организаций, в том числе и факт проживания.
При этом, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и при отсутствии спора о праве, подведомственного суду (ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты) и направлены на защиту жилищных прав и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01.11.2001 № 308, переселению подлежат жители ветхих домов независимо от форм собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также а. соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из приведенных положений закона следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают и имеют регистрацию в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.
Из анализа статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определённым слоям населения.
Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющих иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нём регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты и продолжают сохранятся до получения социальной выплаты.
Следовательно, предоставление социальных выплат возможно при наличии совокупности следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих и имеющих регистрацию по месту проживания в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты и продолжать сохранятся.
Как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации от 07.02.2008 № 266-0-0 и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Поскольку Конституционные цели социальной политики Российской Федерации предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.
По смыслу закона, социальная выплата имеет цель обеспечить граждан жильем взамен сносимого, то есть предполагает, что гражданин претендующий на социальную выплату, не имеет другого жилого помещения в собственности либо в пользовании, а спорное жилое помещение является для гражданина единственным постоянным местом жительства и происходит его реальное переселение из ветхого жилья. Законодательством в данном случае предусмотрено предоставление гражданину, подлежащему переселению с подработанных территорий, социальной выплаты для приобретения жилья.
Между тем, на май 2004 года Петайкин Б.В. имел регистрацию по иному адресу.
Несмотря на то, что регистрация граждан по месту жительства носит уведомительный характер, является способом учета граждан в пределах Российской Федерации и не влияет на разрешение вопроса о праве лиц на пользование жилой площадью, в рассматриваемом случае, для разрешения спора, связанного с включением в список граждан на переселение и предоставление социальной выплаты взамен жилого помещения признанного ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, одним из юридически значимых обстоятельств проживание с регистрацией истцав в спорном доме на день принятия решения о ликвидации шахты и составлении списков граждан подлежащих переселению. Однако, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом Петайкиным Б.В. не представлено доказательств, постоянного проживания с регистрацией в спорном доме на день принятия решения о ликвидации шахты.
Таким образом, что сам по себе факт проживания без регистрации в жилом помещении, признанном не пригодным для проживания по критериям безопасности в связи с проведением горных работ, не влечет за собой включения в Список граждан, подлежащих переселению, поскольку отсутствует законодательно закрепленная совокупность обстоятельств - проживание, регистрация, нуждаемость.
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает, что требования в части установления факта постоянного проживания Петайкина Б.В., в жилом доме по адресу: <адрес> и обязании включить его списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания и заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты, удовлетворению не подлежат.
В удовлетворении требований предъявленных к ответчику Министерству угольной промышленности Кузбасса, следует отказать за необоснованностью, поскольку в полномочия указанного ответчика не входит включение в списки и заключение договором, что возложено на муниципальное образование.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Масальской П.Ф., Масальского А.С., Петайкин Б.В. к Управлению городского развития Киселевского городского округа,, Министерству угольной промышленности Кузбасса об установлении факта постоянного проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению и заключении договора на предоставление социальной выплаты удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Масальского А.С. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на дату ликвидации АООТ шахта «Черкасовская» и по настоящее время.
Включить Масальскую П.Ф., Масальского А.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте.
Обязать Управление городского развития Киселёвского городского округа заключить с Масальской П.Ф., Масальским А.С.. из расчета на два человека. 42 кв.м., договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, за счет средств, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности на ликвидированной шахте.
В удовлетворении требований предъявленных к ответчику Министерству угольной промышленности Кузбасса, Масальской П.Ф., Масальскому А.С. отказать.
Петайкину Б.В. к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству угольной промышленности Кузбасса в удовлетворении исковых требований об установлении факта постоянного проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению и заключении договора на предоставление социальной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, через Киселевский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21.05.2024 года.
Судья Е.В. Курач