РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ишим 16 декабря 2021 г.
Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Иванова В.М.,
рассмотрев в упрощенном порядке производства административное дело № 2а-568/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области к Макарова Г.А. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России № 12 по Тюменской области обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что Макарова Г.А. с 18.12.2007 года по 12.02.2021 года состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя и была обязана своевременно исчислять и оплачивать страховые взносы.
Между тем Макарова Г.А. своевременно не оплатила страховые взносы за 2020 год, в связи с чем в ее адрес направлены требования об уплате задолженности, которые административным ответчиком не исполнены.
На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать с Макарова Г.А. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 10 640 рублей 16 копеек, по пени начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 18 рублей 09 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 8 426 рублей, по пени начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 14 рублей 32 копейки.
Определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлено административному истцу и административному ответчику 12 ноября 2021 года, административным истцом получено 12 ноября 2021 года, административным ответчиком 15 ноября 2021 года.
Судебное разбирательство проводится без вызова сторон в порядке, предусмотренном ч. 3 статьи 291, частью 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с положениями части 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
В соответствии с положениями части 6 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 430 Кодекса данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Положениями главы 34 Кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 Кодекса) (например, периодов прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от факта получения дохода в конкретном расчетном периоде.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин - пенсионер, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.
Вместе с тем требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Исходя из норм статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя устанавливается актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемым посредством внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующих сведений.
Таким образом, уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Расчет страховых взносов указанных в налоговом уведомлении подлежащих уплате Макаровой Г.П. судом проверен, является верным.
Так, в соответствии с п. 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации размер обязательного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, составляет за 2020 год 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование – 8 426 рублей.
Согласно п. 1.1 указанной статьи для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей
В подтверждение размера задолженности по оплате страховых взносов административным истцом представлено суду налоговое уведомление, размер задолженности ответчиком не опровергнут, доказательств обратного не представлено, оснований сомневаться в достоверности и правильности расчета суммы задолженности у суда не имеется.
Поскольку Макарова Г.А. обязательств по оплате налога не исполнила, в ее адрес направлено налоговое требование № 169 от 31.01.2019 года со сроком оплаты задолженности по налогу до 05.02.2021 года.
Требования налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке надлежащим образом исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 2 Ишимского судебного района г. Ишима 25.06.2021 года выдан судебный приказ о взыскании с Макаровой Г.А. задолженности по оплате страховых взносов, который отменен мировым судьей 15 июля 2021 года в связи с поступившими возражениями должника, в связи с чем налоговый орган обратился с настоящим иском в суд 08 ноября 2021 года.
С учетом изложенного с административного ответчика с учетом частично внесенной оплаты в размере 9 677 рублей 84 копейки подлежит взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 10 640 рублей 16 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 8 426 рублей.
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно части 9 указанной статьи неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом.
Определением суда от 10 ноября 2021 года административному ответчику предлагалось предоставить письменные возражения по существу заявленных требований, документы в обоснование своих доводов, в случае оплаты, доказательства оплаты задолженности. Таких документов в материалы дела от административного ответчика не поступило.
Таким образом, на основании приведенных правовых норм, принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств оплаты Макаровой Г.А. взыскиваемой суммы страховых взносов, с учетом отсутствия оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате образовавшейся недоимки, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований о взыскании задолженности по оплате страховых взносов.
Начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года N 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Как следует из материалов дела, ответчиком добровольно страховые взносы, указанные в требовании № 0451 от 22.августа 2018 года, не были уплачены, в связи с чем произведено начисление пени на сумму налоговой недоимки.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно представленному административным истцом расчету, размер пени, начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года за 2020 год составляет 18 рублей 09 копеек, размер пени, начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 года за 2020 год составляет 14 рублей 32 копейки
Указанный ответчиком не оспорен, контрарасчет недоимки по пени с суд не представлен.
В соответствии с положениями части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Согласно п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с изложенным, с ответчика Макаровой Г.А. подлежит взысканию в доход бюджета Ишимского муниципального района Тюменской области государственная пошлина в размере 764 рубля
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области к Макарова Г.А. о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Макарова Г.А. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 10 640 рублей 16 копеек, по пени начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 18 рублей 09 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 8 426 рублей, по пени начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 года за 2020 год в размере 14 рублей 32 копейки.
Взыскать с Макарова Г.А. в доход бюджета Ишимского муниципального района Тюменской области государственную пошлину в размере 764 рубля
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами участвующими в деле копии решения.
Председательствующий судья подпись В.М. Иванов