Дело № 12-355/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
07 октября 2022 года город Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Мартьянова А.В., с участием представителя должностного лица Ильина С.В. - Главы администрации Московского района г.Чебоксары, - Чернышовой Е.Д., представителя ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии Якимова М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Ильина Сергея Вячеславовича - Главы администрации <адрес>, на постановление № заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии Якимова М.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС РФ по ЧР Якимова М.И. № от ДД.ММ.ГГГГ, глава администрации <адрес> Ильин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб. за то, что являясь руководителем органа местного самоуправления, в 15 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> жопустил нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, установленного постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении на территории Чувашской Республики особого противопожарного режима».
Не согласившись с вынесенным постановлением, Ильин С.В обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что для проведения внеплановой проверки ОНД и ПР г. Чебоксары ГУ МЧС необходимо ее согласование с органами прокуратуры, однако таковых сведений не имеется. Указывает, что в полномочия главы администрации Московского района г. Чебоксары обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Чебоксары не входит, входит лишь участие в соответствующих мероприятиях, а обеспечение выявленных нарушений относится к полномочиям Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары.
Защитник должностного лица - главы администрации Московского района г.Чебоксары Ильина С.В. - Чернышева Е.Д. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям.
Главный государственный инспектор г. Чебоксары по пожарному надзору – заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС РФ по ЧР Якимов М. И. жалобу не признал, указав что ответственность должностного лица предусмотрена нормами федерального законодательства.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 21.12.1994 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения внутригородского района относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах внутригородского района.
В силу статьи 19 Федерального закона от дата N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве и противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения; а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно статье 38 Федерального закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ распоряжения администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-р «О распределении обязанностей между главой администрации Чебоксары, его заместителями, главами администраций районов и начальником Заволжского территориального управления» глава администрации района обеспечивает в возложенных на администрацию района задач и функций по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах района.
Из материалов дела следует, что в период с 18 по ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации <адрес> должностным лицом УНД и ПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике- Чувашии проведена внеплановая выездная проверка на предмет реализации полномочий органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1) не разработаны и не реализуются меры пожарной безопасности, направленные на исключение возможных переходов лесных и ландшафтных пожаров на населенный пункт (ст.21 Федерального закона о пожарной безопасности, ч.1 ст.69 Технического регламента о т пожарной безопасности);
2) не организовано проведение своевременной очистки территории городского округа, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и других горючих материалов ( <адрес>», овраг, расположенный за земельными участками с кадастровыми номерами № (п.67 Правил противопожарного режима);
3) допущено устройство свалок отходов на землях городского округа (овраг вдоль <адрес> рядом с территорией АО «ЧПО им. Ч.», овраг в конце <адрес> после <адрес>, напротив <адрес> (кадастровый №), напротив <адрес>.2 по <адрес> (кадастровый №), между домами № и 39 по <адрес>, перекресток Куйбышева и Крылова, по направлению к реке Чебоксарка по <адрес> (Заовражное) на границе с левом с кадастровым номером № ) п. 69 Правил противопожарного режима);
4) территория городского округа, прилегающая к лесу, не обеспечена противопожарной преградой установленной ширины на всей протяженности границы населенного пункта (коттеджный поселок «Серебряный» д. Чанедрово ( на границе леса с кадастровыми номерами №, № (п.70 Правил противопожарного режима);
5) отсутствует противопожарный водопровод, обеспечивающий необходимый расход воды па тушение пожаров, с расстановкой пожарных гидрантов с учетом радиуса их обслуживания (<адрес>) (ч.4 ст.6, ст.65, ч.ч.1, 3 ст.68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п.75 Правил противопожарного режима, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, 8.5, 8.16, 9.30 СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», 4.1, 5.1, 8.5, 8.9 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»);
6) отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в объеме, обеспечивающим необходимым расход воды на тушение пожаров в любое время года в течение не менее 3-х часов, с учетов радиуса их обслуживания (д. Чандрово) (ч.4 ст.6, ч.ч.1, 3, 4 ст.68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности,. п.75 Правил противопожарного режима, п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, 8.5, 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»);
7) не обеспечено наличие системы оповещения населения о возможной чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами на территории Чебоксарского городского округа (<адрес>) (ст.63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, ст.19 Федерального закона о пожарной безопасности, приказ МЧС России от 31.07.2020 № 578, Мининформсвязи России № 365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»);
8) не организовано обучение населения городского округа мерам пожарной безопасности в пределах полномочий, не организовано проведение собраний населения (сходов и собраний граждан) с рассмотрением вопросов обеспечения пожарной безопасности, не определен порядок и места обучения населения городского округа мерам пожарной безопасности (ст.63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, ст.19 Федерального закона о пожарной безопасности);
9) территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (<адрес>) (ст.19 Федерального закона о пожарной безопасности);
10) не обеспечены условия для забора воды ввиду отсутствия проезда к естественным и искусственным водоемам, являющимся источником наружного противопожарного водоснабжения (<адрес>) (мт.19 ФЗ о пожарной безопасности, п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ч.4 ст.6 ФЗ от 22.07.2008, № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, 10.10 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требованияпожарной безопасности» п.71,75 Правил противопожарного режима);
11) имеющиеся водонапорные башни не обеспечены бесперебойным электроснабжением с применением автономных резервных источников электроснабжения (<адрес>) (п.75 Правил противопожарного режима);
12) допускается перекрытие проезда для пожарной техники (дорога к ДНО «Западный», <адрес> кордон) (п.71 Правил противопожарного режима).
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации <адрес>, являющегося руководителем органа местного самоуправления, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст.20.4 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – Главы администрации <адрес> Ильина С.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом. Указанный состав правонарушения является формальным, для применения мер административной ответственности не имеет значения наступление каких-либо последствий.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии.
Должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о том, что должностным лицом не приняты необходимые и достаточные меры к исполнению требований пожарной безопасности, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы защитника о том, что обеспечение первичных мер безопасности в границах города Чебоксары не входит в полномочия главы администрации являются необоснованными, поскольку в силу положений п. ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкции главы администрации района г. Чебоксары на главу администрации возложено участие в мероприятиях по обеспечению на подведомственной территории первичных мер пожарной безопасности.
В соответствии с положениями федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Все указанные в протоколе вмененные нарушения относятся к первичным мерам противопожарной безопасности.
В силу п.ДД.ММ.ГГГГ на главу администрации района <адрес> возлагается обязанность соблюдать правила, нормы, инструкции по пожарной безопасности.
Кроме того, в п. 5.1.5 должностного регламента указано, что глава района в г. Чебоксары несет ответственность за соблюдение правил, норм, инструкций по охране труда и пожарной безопасности.
Таким образом, в оспариваемом постановлении должностным лицом сделан обоснованный вывод о виновности должностного лица и его действия правильно квалифицированы по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы не являются основанием для освобождения от административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, и требованиям ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 – 4.4 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному. Вмененное нарушение малозначительным не является.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований к отмене либо изменению обжалуемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление № заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии Якимова М.И. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.2 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Ильина Сергея Вячеславовича - Главы администрации <адрес>, оставить без изменении, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья А.В. Мартьянова