Дело № 2-186/2024
УИД 91RS0021-01-2023-001543-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2024 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Боси Е.А.,
при секретаре - Шакировой Л.Р.,
представителя истца - Девлетовой Э.М.,
представителя ответчика - Деревянкиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Османовой Хатидже Серверовны к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Судака, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым « Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о признании незаконным решения об отказе в назначении МСП Государственная социальная помощь ежемесячно, обязании совершить определенные действия-
У С Т А Н О В И Л:
Османова Х.С. обратилась в суд с административным иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Судака о признании незаконным решения об отказе в назначении МСП Государственная социальная помощь ежемесячно ГСП, обязании совершить определенные действия, в котором просила:
- признать незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым, оформленное в виде решения об отказе в назначении МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) - ежемесячно» от 27.07.2023 года, об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия Османовой Хатидже Серверовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
- обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым назначить Османовой Хатидже Серверовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную социальную помощь в виде социального пособия.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что истец 27.07.2023 года обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым с заявлением, поданным через портал государственных услуг Республики Крым, о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия как малообеспеченной семье в соответствии с Законом Республики Крым от 27.11.2014 № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым». На день подачи заявления в состав семьи Османовой Х.С. входило 4 человека, а именно: Османова Х.С. (заявительница), Мамбетов Р.У. (супруг), Османова Э. (мать), ФИО13 (сын). Доход супруга Османовой Х.С. за 3 месяца до подачи вышеуказанного заявления составляет - 8600,00 рублей. Османова Х.С. получала ежемесячную выплату при рождении или усыновлении ребёнка до 3 лет. Османова Э. получала пенсию по старости. В результате рассмотрения соответствующего заявления было вынесено решение об отказе в назначении МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) - ежемесячно» от 27.07.2023 № б/н, в связи с тем, что в собственности или владении малоимущей семьи есть больше одного транспортного средства, автомобиль и прицеп. Однако истец считает, что в силу конструктивных особенностей прицеп не может самостоятельно использоваться без механического транспортного средства (тягача), и он является одним из составляющих частей другого автотранспортного средства, то есть при расчете нуждаемости не может учитываться. Таким образом, считает, что нарушено её право на получение государственной социальной помощи в виде социального пособия. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Определением Судакского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2023 года суд перешел к рассмотрению указанного административного дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением Судакского городского суда Республики Крым, занесенным в протокол судебного заседания в качестве третьих лиц, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым».
Истец Османова Х.С., будучи извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, обеспечила в суд явку своего представителя по доверенности Девлетову Э.М.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», будучи извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым направил в суд письменные возражения по заявленным требованиям.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание без уважительных причин лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Девлетова Э.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Деревянкина О.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах гражданского дела, приходит к следующему.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым установлены Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым".
В соответствии со ст. 4 Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь предоставляется в виде социального пособия, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым на период, не превышающий шести месяцев с первого числа месяца обращения за ней.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанных мер социальной поддержки устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым N 587 от 23 декабря 2014 года утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее Порядок N 587).
Как следует из материалов дела, 27.07.2023 г. от истца Османовой Хатидже Серверовны в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым посредством Регионального портала государственных услуг поступило заявление заявлением № о предоставлении государственной услуги по назначению государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Согласно статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ, в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода семьи включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители, усыновленные, братья. Сестры, пасынки, падчерицы.
При направлении заявления Османова Х.С. указала следующий состав своей семьи: Османова Х.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.- заявитель; Мамбетов Р. У., ДД.ММ.ГГГГ г.р. - муж; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- сын; Османова Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р. - мать.
После поступления указанного заявления от Османовой Х. С. специалистами Департамента, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в соответствии с п. 10 Порядка №, для произведения расчета среднедушевого дохода семьи и определения права гражданина на предоставление данного вида помощи были направлены межведомственные электронные запросы.
Согласно полученным сведениям, содержащимся в ответах МВД России (Протокол отправки запроса МВД к сервису Сведения об отдельных атрибутах зарегистрированных транспортных средств (год выпуска, категория, мощность двигателя) Витрина на операцию «Предоставление сведений об отдельных атрибутах зарегистрированных транспортных средств (год выпуска, категория, мощность двигателя) в собственности Османовой Хатидже Серверовны, ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеется транспортное средство Категории ТС: В, год выпуска: 2006, в собственности Мамбетова Руслана Усеиновича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеется транспортное средство Категории ТС: Е, год выпуска: 1990.
Решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Судака Республики Крым № 64 от 27.07.2023 г. ФИО2 отказано в назначении МСП Государственная социальная помощь (ГСП) ежемесячно, так как в собственности заявителя и членов семьи есть больше одного транспортного средства.
Согласно п. 2 Порядка № 587 государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
В п. 3 Порядка № 587 указаны условия, при которых социальное пособие может быть назначено, в п. 4 данного порядка перечислены случаи, при наличии которых пособие не может быть назначено.
В соответствии с п. 4 Порядка № 587 пособие не назначается, в том числе, если в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) имеется больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма).
В соответствии с п. 17 Порядка № 587 орган социальной защиты населения на основании заявления и представленных документов определяет среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия.
Расчет среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Из вышеуказанных норм следует, что Департаменту для назначения социальной помощи необходимо выяснить, является ли семья заявителя малоимущей, затем установить иные условия, при которых государственная социальная помощь может быть назначена, а также выяснить наличие либо отсутствие условий, указанных в п. п. 4, 28 Порядка № 587, при которых государственные социальные выплаты не назначаются.
В соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" установлено, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи (ст. 2). Орган социальной защиты населения вправе проверить, в том числе, сведения, о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности. Орган социальной защиты населения направляет межведомственный запрос о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, в том числе, о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Так после поступления заявления от Османовой Х.С. с целью проверки правильности представленных документов Департаментом в рамках межведомственного взаимодействия из ведомственной информационной системы МВД России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрошены сведения о наличии у Османовой Х.С. и членов её семьи транспортных средств.
Согласно полученным сведениям установлено, что у Османовой Х.С. и членов её семьи имеются два транспортных средства, а именно автомобиль и прицеп, что является основанием согласно п. 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 года № 587 для отказа в назначении пособия.
Таким образом, в связи с тем, что в собственности или владении семьи Османовой Х. С. имеется больше одного транспортного средства, специалистами Департамента принято решение № 64 от 27.07.2023 года об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению государственной социальной помощи в виде социального пособия по заявлению от 27.07.2023 г.
Истец обосновывая свои исковые требования, ссылаясь на ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации" указала, что прицеп к легковому автомобилю не является транспортным средством поскольку он не оборудован двигателем, а потому решения Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Судака об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия нельзя признать законным.
Действительно, в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 года № 283-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются такие основные понятия как прицеп (полуприцеп) - несамоходное устройство, которое спроектировано и изготовлено для его буксировки транспортным средством.
В тоже время, этим же законом определено понятие транспортному средству как наземное самоходное устройство категории "L", "M", "N" на колесном ходу с помощь двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп и (полуприцеп).
Таким образом, оснований для признания решения Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Судака незаконным у суда не имеется.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования истца, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,–
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ « ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 06 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-186/2024 ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
06 ░░░░░ 2024 ░░░░