Гражданское дело № 2-2408/2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2018 г. г. Грязи
Грязинский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Шегида Е.А.,
с участием помощника Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области Аникеева Р.С.,
при секретаре Севостьяновой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области об обязании устранить нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Грязинский межрайонный прокурор Липецкой области обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, расположенное по адресу: Липецкая область, Грязинский район, с. Б.Самовец, ул. Октябрьская, находится возле проезжей части и имеет рядом нерегулируемый наземный пешеходный переход. Вместе с тем, на данном участке дороги у пешеходного перехода отсутствуют: светофор Т.7, пешеходные ограждения дорожные знаки 1.23, 3.24, искусственная неровность имеется только с одной стороны. Просит обязать администрацию сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в срок до 01.12.2019 г. за счет финансовых средств бюджета Грязинского муниципального района Липецкой области в виде межбюджетных трансфертов установить в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 и Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006:
- светофоры Т.7 с обеих сторон от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области;
- ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с обеих сторон ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области на протяжении не менее 50 м к каждую сторону от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области;
- дорожные знаки 1.23 «Дети» с обеих сторон от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области;
- дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» с обеих сторон от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области;
- искусственные неровности с обеих сторон от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании помощник Грязинского межрайонного прокурора Аникеева Р.С. иск поддержал и просил удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В ч. 4 той же статьи закреплено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу абз. 2 ст. 15 указанного закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что 31.12.2017 г. между администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области и администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области было заключено соглашение о передаче полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В рамках этого соглашения администрация района передала, а администрация поселения приняла к осуществлению следующие полномочия по решению вопроса местного значения «Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковой (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации», а именно: содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района (п. 2.1 соглашения).
На основании п. 3.1.1 соглашения администрация района обязана перечислять администрации поселения финансовые средства в виде межбюджетных трансфертов, направляемых на осуществление переданных по настоящему соглашению полномочий, в порядке, установленном пунктами 4.1, 4.2 настоящего соглашения.
Соглашение заключено на срок с 01.01.2018 г. до 31.12.2018 г. (п. 5.1).
На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу ч. 4 ст. 15, ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и указанного соглашения, решение вопросов местного значения, касающихся дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района относится к полномочиям администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, но за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Грязинского муниципального района в бюджет указанного сельского поселения.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, в том числе, органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 7.2.18 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) светофоры Т.7 применяют в случаях, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.
В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 52289-2004 знаки и светофоры (условные обозначения - по таблице А.1 приложения А) размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
В соответствии с п. 8.1.27 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Согласно п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2004 высота пешеходных удерживающих ограждений (перил) должна быть не менее 1,1 м. Высота ограждений ограничивающих перильного типа должна быть 0,8-1,0 м, сеток - 1,2-1,5 м. Ограждения перильного типа высотой 1,0 м должны иметь две перекладины, расположенные на разной высоте.
В силу п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
На основании абз. 3 п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 1.23 применяют на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
В силу п. 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости"* применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке. При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п.) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка. Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч путем последовательной установки знаков 3.24 на расстоянии 100-150 м друг от друга. Ступенчатое ограничение скорости допускается не применять перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, в случае, если расстояние видимости знака более 150 м. Знак 3.24 с табличкой 8.2.1 перед искусственной неровностью устанавливают совместно с знаком 5.20 на одной опоре. Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности.
В силу п.п. 6.2, 6.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. N 295-ст) искусственные неровности устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. Искусственные неровности допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий по всей зоне действия знака 1.23 "Дети" через 50 м друг от друга". Допускается совмещение ИН монолитной конструкции трапециевидного профиля с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок на улицах местного значения в жилых кварталах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке ИН шириной не менее 4 м.
Согласно п. 4.3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст) конструкция искусственных неровностей и их применение на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52605.
Судом установлено, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, расположенное по адресу: Липецкая область, Грязинский район, с. Б.Самовец, ул. Октябрьская, находится возле проезжей части и имеет рядом нерегулируемый наземный пешеходный переход.
Вместе с тем, на данном участке дороги у пешеходного перехода отсутствуют: светофор Т.7, пешеходные ограждения дорожные знаки 1.23, 3.24, искусственная неровность имеется только с одной стороны.
Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиками и подтверждается ответом ОМВД России по Грязинскому району на запрос прокурора, атом выявленных недостатков а эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 17.09.2018 г., фотоснимками указанного пешеходного перехода.
Поскольку ответчики не выполнили предусмотренной законом обязанности по содержанию и техническому обеспечению автомобильной дороги, то их бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Грязинского муниципального района Липецкой области в бюджет сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в срок не позднее 01.12.2019 г. в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 и Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 установить:
- светофоры Т.7 с обеих сторон от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области;
- ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с обеих сторон ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области на протяжении не менее 50 м к каждую сторону от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области;
- дорожные знаки 1.23 «Дети» с обеих сторон от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области;
- дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» с обеих сторон от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области;
- искусственные неровности с обеих сторон от наземного пешеходного перехода, расположенного на ул. Октябрьская с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области, проходящей вдоль МБОУ СОШ с. Б.Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Грязинский городской суд Липецкой области.
Судья Е.А. Шегида
Мотивированное решение
изготовлено 26.12.2018 г.