Решение по делу № 2-774/2024 от 07.06.2024

№ 59RS0017-01-2024-001393-74

Дело № 2-774/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2024 года                             г. Губаха

Губахинский городской суд в составе судьи Баскаль В.С., при секретаре судебного заседания Косюк Н.Ю.,

с участием представителя ответчика Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края Ким А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авдеева А.Г. к Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» о возложении обязанности уточнить список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья, и включить истца в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья, третье лицо – Министерство энергетики Российской Федерации,

изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика,

У С Т А Н О В И Л:

Авдеева А.Г. (далее - истец) обратился в суд с иском к Администрации Губахинского муниципального округа <адрес> (далее – ответчик) о возложении обязанности уточнить список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья, и включить истца в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья. В обоснование требований указано, что Авдеева А.Г. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> на основании ордера. Истец проживал и был зарегистрирован в указанной квартире с 1995 года. Согласно Заключению Уральского филиала АО «ВНИМИ» от 07.08.2017 жилой дом по <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в негодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В связи с признанием дома ветхим истец обратился в Администрацию г.Губахи с запросом о включении в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, находящемся на территории, подработанной ликвидированной шахтой «Центральная ОАО «Кизелуголь». 26.03.2018 г. Администрацией г.Губахи дан ответ, из которого следует, что согласно письму ФБГУ ГУРШ от 31.01.2018 в списке граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, в составе утвержденного проекта ликвидации шахты «Центральная» ОАО «Кизелуголь» гражданин Авдеев А.Г. не значится. Истец отказ Администрации во включении в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, находящемся на территории, подработанной ликвидированной шахтой «Центральная ОАО «Кизелуголь», полагал незаконным и необоснованным, так как с 1995 г. истец и по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>. Указанный дом признан ветхим, иного жилого помещения ни на основании договора социального найма, ни на праве собственности у истца нет. С учетом изложенного истец просил обязать ответчика принять решение об уточнении списка граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и включить истца в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Определением суда от 05.08.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Министерство энергетики Российской Федерации.

Определением суда от 04.10.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ».

От ответчика Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края поступили возражения на исковое заявление, в которых указано, что Постановление Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, на которое ссылается истец, признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» установлены Правила предоставления и распределения в 2024-2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Согласно п.1 Приложения 1 к Правилам предоставления и распределения в 2024-2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, приложения 36 к государственной программе РФ «Развитие энергетики», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 321, список граждан, подлежащих переселению, утвержденный органом местного самоуправления; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Формирование списков граждан, подлежащих переселению, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных». Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживающими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иных законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению. Право на проживание возникло у истца в указанном доме в 1995 г., решение о ликвидации филиалов ОАО «Кизелуголь», в том числе и шахты «Ключевская» было принято 07.10.1996 г. Однако дом по ул.Углеуральская, 25 г.Губахи был признан ветхим, аварийным позднее, чем принятие решения о ликвидации шахт, а именно 17.11.2020 (постановление Администрации от 17.11.2020 № 1220). Апелляционным определением Приморского краевого суда от 20.05.2024 по делу № 33-4990/2024 определено, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация (9проживание) гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты, а отсутствие вышеперечисленных оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, основанием для отказа во включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Так как дом был признан аварийным только в 2020 г., оснований для уточнения списка граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ, в отношении истца не имеется. Социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки. Истец изначально в список, составленный на день принятия решения о ликвидации шахты «Ключевская» 07.10.1996 г., включен не был. Оснований для уточнения данного списка путем включения в него истца нет. Истец не привел доказательств обращения в орган местного самоуправления за разрешением указанного вопроса во внесудебном или административном порядке, отсутствуют сведения о том, что администрация отказала истцу в удовлетворении его требований при письменном обращении. Также в деле отсутствуют сведения, указывающие на отсутствие у истца в собственности иной недвижимости. С учетом изложенного в удовлетворении иска просили отказать.

В дополнениях к возражениям от 02.10.2024 Администрация Губахинского муниципального округа Пермского края указала, что очередность включения в список граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, с 2014 г. осуществлялось по мере поступления решений Губахинского городского суда. Все граждане включены в списки, ранее приобщенные к материалам дела, только по решению суда. Дата признания <адрес> аварийным не связана с выплатой пособий. Выплата была произведена гражданам после уточнения списка на основании решения суда. В Администрации Губахинского муниципального округа, а также архиве Администрации список граждан, подлежащих переселению, составленный на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности, отсутствует. Полагали, что изначальные списки граждан, составленные на дату ликвидации шахты, были составлены самой Шахтой «Ключевская». Также полагали, что копия такого списка имеется в ФГБУ ГУРШ. <адрес> ранее принадлежал ОАО «Российские железные дороги» и был передан в муниципальную собственность только в 2004 г. Соответственно признать его аварийным (в момент ликвидации шахты) в случае такой необходимости Администрация не могла. На 1996 г. обязанность признания дома аварийным при наличии соответствующих оснований и переселения граждан возлагалась на шахту. Аварийность дома была признана в 2020 г. на основании заключения МВК и рассмотрения технического отчета по результатам технического обследования дома.

От третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации поступил отзыв на исковое заявление, в котором отмечено, что одним из оснований для уточнения списка граждан является проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности. В списке граждан проектов ликвидации шахты «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» гражданин Авдеев А.Г., проживающий в <адрес> по адресу: <адрес>, не значится. Согласно заключению Уральского филиала АО «ВНИМИ» указанный дом был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская» (№ 5) ОАО «Кизелуголь», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей и пришло в непригодность для проживания. Однако в Заключении отсутствуют графические приложения, которые являются подтверждающим материалом о влиянии горных работ ликвидируемых шахт (выкопировки с плана поверхности, совмещенного с горными работами, вертикальные разрезы с границами подработки дома). В Заключении не содержатся расчеты в соответствии с Правилами охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях, утвержденными Госгортехнадзором России от 16.03.1998 № 13, по определению ширины зоны опасного влияния подземных горных работ по параметрам процесса сдвижения для условий Кизеловского угольного бассейна, безопасной глубины разработки пластов (свиты пластов), периода опасных деформаций и суммарных деформаций земной поверхности до момента окончания процесса сдвижения. Таким образом, влияние горных работ на рассматриваемый дом в Заключении не доказано, а выводы не обоснованы. Формирование (уточнение) списка граждан и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления, получателя бюджетных средств.

Истец Авдеев А.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях исковые требования поддержал, пояснив, что <адрес> по адресу: <адрес> была предоставлена ему и членам его семьи (жена и дочь) в 1994-1995 гг. от «РЖД», где он работал. Позднее с супругой он разошелся, она уехала в Нижний Новгород, длительное время ни с ней, ни с дочерью он отношения не поддерживает. Договор социального найма оформлен в 2017 г. только на него. В указанной квартире он проживает и имеет регистрацию с 1995 г. О том, что дом признан аварийным, узнал от сестры. Сам данный вопрос не выяснял.

Представитель ответчика Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края Ким А.В. возражала относительно удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве на иск. Ранее в судебном заседании поясняла, что указанные списки также должны быть согласованы с ФГБУ по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ», после чего принимается решение о социальной выплате.

Представитель ответчика ФГБУ по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.

Представитель третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседания не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, в статье 5 которого определено, что перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Перечень мероприятий реструктуризации угольной промышленности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 г. № 840 «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования». В пункте 8 указанного Перечня в рамках Реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков значится: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» были утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

В настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, а также в Приложении № 1 указаны Общие требования к предоставлению субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтёрских городов и (или) поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Общие требования).

Субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, имеющих общегосударственное значение и связанных с предоставлением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, могут быть предоставлены в целях выполнения указанных мероприятий по результатам отбора (пункт 1 Общих требований).

Для участия в отборе орган местного самоуправления представляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку в свободной форме с приложением следующих документов: список граждан, подлежащих переселению, утвержденный органом местного самоуправления (далее - список граждан, подлежащих переселению) и план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (пункт 2 Общих требований).

Формирование списков граждан, подлежащих переселению, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных» (пункт 5 Общих требований).

В пункте 9 Общих требований предусмотрено, что основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Таким образом, из совокупности указанных норм действующего законодательства следует, что гражданин может быть включен в список граждан, подлежащих переселению, в порядке уточнения таких списков в случае, если данный гражданин проживал в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.

Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что на основании Ордера Исполнительного комитета Губахинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Авдееву А.Г. и членам его семьи – <ФИО>1 (дочь) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 66).

Авдеев А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован с 25.08.1995 г. по адресу: <адрес>, что подтверждается Справкой специалиста отдела Регистрационного учета ОАО «КРЦ-Прикамье» от 23.04.2019 (л.д. 8), копией паспорта истца (л.д. 42-43), адресной справкой ОВМ МО МВД России «Губахинский» от 01.08.2024 (л.д. 84).

Согласно Выписке из приказа ОАО «Кизелуголь» № 155 от 07.10.1996 г. (л.д. 52) собранием акционеров общества от 04.10.1996 было принято Решение «О ликвидации филиалов АО «Кизелуголь» («Коспашская», «Широковская», «Центральная», «Ключевская», «Западная», «Нагорная», «Шахта им.Крупской»).

28.06.2004 г. Территориальный управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области издано Распоряжение № 352 «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ОАО «Российские железные дороги» в муниципальную собственность, в список указанных объектов включён по <адрес> (л.д. 150-152).

20.12.2017 г. между Администрацией г.Губахи (наймодатель) и Авдеевым А.Г. (наниматель) заключен договор социального найма (л.д. 44-45), согласно которому истцу передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>.

Согласно Заключению Уральского филиала АО «ВНИМИ» «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес> края» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10) жилой дом по <адрес>, 1954 года постройки, имеет общий процент износа по данным ГУП «ЦТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 66%. Под влиянием горных работ жилой дом испытал сдвижения и деформации, наблюдаются неравномерная осадка стен и фундамента, прогрессирующие трещины в стенах и перекрытиях, трещины в штукатурке и др. Жилой дом по <адрес> расположен в зоне опасного влияния горных работ бывшей шахты № 5 («Ключевская») ОАО «Кизелуголь» по сближенным пластам 13,9 и 11 суммарной мощностью 4,8 м. Отработка угольных пластов крутого падения, повлиявших на состояние рассматриваемого дома, производилась в 1952-1974 гг. на глубине 300-700 м. С учетом представленных материалов и оценки степени влияния горных работ следует: жилой дом по <адрес> находится в зоне опасного влияния горных работ бывшей шахты «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» и был подвержен опасным деформациям. Дом был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в негодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

На обращение Авдеева А.Г. по вопросу включения в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, находящемся на территории, подработанной ликвидированной шахтой «Центральная ОАО «Кизелуголь», Администрацией г.Губахи дан ответ в письме СЭД-148-01-22-2-906 от 23.03.2018 (л.д. 13) о том, что согласно письму ФБГУ ГУРШ от 31.01.2018 в списке граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, в составе утвержденного проекта ликвидации шахты «Центральная» ОАО «Кизелуголь» гражданин Авдеев А.Г. не значится (л.д. 13).

Решением Губахинского городского суда Пермского края от 03.12.2018 по гражданскому делу № 2-1551/2018 постановлено обязать администрацию городского округа «Город Губаха» принять решение об уточнении списка граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и включить <ФИО>3 в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» заключить со <ФИО>3 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения для переселения семьи, состоящей из 1 человека, в избранный ею для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет федеральных средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, для приобретения жилья в течение 30 дней после поступления федеральных средств межбюджетного трансферта в бюджет округа из Министерства территориального развития Пермского края.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 10.01.2019.

Решением Губахинского городского суда Пермского края от 29.11.2018 по гражданскому делу № 2-1526/2018 постановлено обязать администрацию городского округа «Город Губаха» принять решение об уточнении списка граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и включить <ФИО>4 в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» заключить с <ФИО>4 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения для переселения семьи, состоящей из 1 человека, в избранный ею для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет федеральных средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, для приобретения жилья в течение 30 дней после поступления федеральных средств межбюджетного трансферта в бюджет округа из Министерства территориального развития Пермского края.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 30.12.2018.

Согласно Техническому отчету № 21-Ж-20 по результатам технического обследования 30.10.2020 г. многоквартирного дома по адресу: <адрес>, рп Углеуральский, <адрес> (л.д. 104-142) дальнейшая эксплуатация конструкций много квартирного дома небезопасна, физический износ здания составляет 74 %.

Постановлением Администрации Губахинского городского округа Пермского края от 17.11.2020 № 1220 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 53-54).

Согласно Уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 25.06.2021, на 26.09.2024 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии у Авдеева А.Г. прав на объекты недвижимости (л.д. 14, 95).

По информации, предоставленной ответчиком, «О выделенных и затраченных денежных средствах на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков 2014 – 2021 гг.» (л.д. 97-102), за 2020 г. в Реестре получателей по Постановлению Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 значатся: <ФИО>4 (переселяемый адрес: <адрес>) и <ФИО>3 (переселяемый адрес: <адрес>).

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом приведенных выше норм закона, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Из анализа приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Предоставление указанной социальной выплаты возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Судом установлено, что на день ликвидации шахты «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» (октябрь 1996 г.) истец проживал и был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. Указанный дом согласно Заключению Уральского филиала АО «ВНИМИ» «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес> края» от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, признан аварийным и подлежащим сносу. Истец с 1995 г. по настоящее время каких-либо иных жилых помещений в собственности не имеет, данное жилое помещение является для него единственным.

При этом материалы дела содержат сведения о том, что другие граждане, проживавшие в квартирах и в <адрес>, ранее были включены органом местного самоуправления в Списки граждан, проживающих в ветхом жилье, находящемся на территории, подработанной ликвидированной шахтой, и социальная выплата им произведена в 2020 г.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Статьей 40 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец Авдеев А.Г., с 1995 года проживавший в многоквартирном <адрес>, по неустановленным причинам при ликвидации шахты «Ключевская» не был включен в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, находящемся на территории, подработанной ликвидированными шахтами.

Нормами действующего законодательства предусмотрена возможность уточнения списков граждан, подлежащих переселению, в случае, если будет установлено, что гражданин проживал в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности. Проживание истца Авдеева А.Г. в указанном жилом помещении на момент ликвидации шахты подтверждено материалами дела.

Также судом установлено, что иных жилых помещений в собственности или владении у истца не имеется и не имелось. Указанное жилое помещение - <адрес> является для него единственным жильем.

Включение истца в данные списки необходимо для восстановления его нарушенного права на предоставление социальной выплаты для приобретения иного жилья взамен ставшего непригодным для проживания.

Судом также учитывается, что ранее по решению суда за жителями <адрес>, 5) <ФИО>4 и <ФИО>3 было признано право на включение в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Указанные решения суда ответчиком не обжаловались. При таких обстоятельствах отказ истцу Авдееву А.Г. во включении в указанные списки при равных условиях с другими жителями дома свидетельствовал бы о необоснованном ограничении его жилищных прав.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводам, что исковые требования Авдеева А.Г. подлежат удовлетворению, на орган местного самоуправления в лице Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края следует возложить обязанность включить Авдеева А.Г. в список граждан, подлежащих переселению, утвержденный органом местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Авдеева А.Г. удовлетворить.

Возложить на Администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края обязанность уточнить список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья, и включить Авдеева А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, рп Углеуральский, <адрес> список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья, в соответствии с пунктом 9 Общих требований к предоставлению субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтёрских городов и (или) поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд Пермского края в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 31 октября 2024 года.

Судья В.С. Баскаль

2-774/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Авдеев Андрей Геннадьевич
Ответчики
Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов "ГУРШ"
Администрация городского округа "Город Губаха"
Другие
Министерство энергетики Российской Федерации
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Баскаль В.С.
Дело на странице суда
gubacha.perm.sudrf.ru
07.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.07.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2024Дело оформлено
31.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее