Решение по делу № 2а-649/2019 от 15.10.2019

Мотивированное решение составлено 27 ноября 2019 года

Дело № 2а–649/2019

УИД: 66RS0046-01-2019-000851-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2019 года

г. Нижний Тагил

Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Лисовенко Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Дровняшиной А.Н.,

с участием административного ответчика Орлова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к Орлову Сергею Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за несвоевременную уплату транспортного налога,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Орлову Сергею Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за несвоевременную уплату транспортного налога.

В обоснование административного иска административный истец указал, что Орлов С.В., являясь налогоплательщиком, в установленные законом сроки не уплатил транспортный налог, в связи с чем ему были начислены пени на сумму недоимки и выставлено требование № 41917 от 06.10.2015 года. До настоящего времени денежные средства в полном объеме в бюджет не поступили. 01.04.2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Пригородного района Свердловской области, вынесен судебный приказ о взыскании с Орлова С.В. недоимки по налогам и пеней, который был отменен 15.04.2019 года в связи с поступившими возражениями административного ответчика. Административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2012 год в размере 8 519 руб. 43 коп., за 2013 год в размере 1 360 руб. 70 коп., за 2014 год в размере 4 318 руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу в размере 07 руб. 81 коп. При подаче административного искового заявления административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления.

Представитель административного истца, своевременно и надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился. При подаче административного искового заявления ходатайствовал о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя. Кроме того, к административному исковому заявлению приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, пропущенного в связи с техническими проблемами программного обеспечения.

Административный ответчик Орлов С.В. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, указав, что административным истцом пропущен срок для обращения с административным исковым заявлением о взыскании суммы недоимки и пени по транспортному налогу.

Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", информация о времени и месте рассмотрения гражданского дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Пригородного районного суда Свердловской области.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации ), к которым согласно ст. ст. 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации относятся транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В силу п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В адрес административного истца представлены сведения о том, что административный ответчик Орлов С.В. является собственником транспортных средств, согласно выписке из электронной базы данных, полученных в результате информационного обмена по Централизованной обработке данных (л.д. 19-20):

- с 12.11.2011 года автомобиль грузовой ЗИЛ131, государственный регистрационный знак , 1992 года выпуска;

- с 28.11.2017 года автобус ГАЗ 32213, государственный регистрационный знак , 2008 года выпуска;

- с 01.01.2003 года прочие самоходные транспортные средства МТЗ-50, государственный регистрационный знак , 2003 года выпуска;

- со 02.07.1996 года автомобиль ВАЗ-2108,09 и МОДИФ. ВАЗ 2109 А, Б, С «Жигули», государственный регистрационный знак , 1990 года выпуска;

- с 12.12.2012 года автомобиль УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак , 2012 года выпуска.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом в ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.

На территории Свердловской области транспортный налог установлен Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области». Данным законом также установлены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования. При этом на основании приложения к данному закону «Ставки транспортного налога» объектами налогообложения являются легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт).

Пунктом 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Следовательно, на основании п.п. 1, 2 ст. 358, п. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» административный истец обоснованно относит принадлежавшие административному ответчику в указанные периоды транспортные средства к объектам налогообложения по транспортному налогу в соответствующие налоговые периоды.

В силу п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налоговым периодом для исчисления транспортного налога физических лиц признается календарный год (п. 1 ст. 360).

В силу абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

С соблюдением указанных норм налогового законодательства налоговым органом налогоплательщику Орлову С.В. за 2012, 2013, 2014 годы был начислен транспортный налог, по месту жительства административного ответчика направлено налоговое уведомление № 1034030 от 28.04.2015 (л.д. 14-15), что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д. 16). Налоговое уведомление содержало сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объекты налогообложения и суммы налогов, подлежащих уплате.

В установленные сроки, указанные в уведомлении, Орлов С.В. транспортный налог не уплатил.

В связи с неуплатой налогов в установленном налоговом уведомлении № 1034030 от 28.04.2015, на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом, в адрес административного ответчика направлено требование № 41917 (л.д.17) с указанием на обязанность налогоплательщика оплатить в срок до 18.11.2015 года: недоимку по транспортному налогу за 2012, 2013, 2014 годы в размере 14 198 руб. 13 коп., пени по транспортному налогу в размере 144 руб. 75 коп. Указанное требование было направлено заказной почтой с уведомлением, что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д. 18)

В связи с направлением налогового уведомления в адрес административного ответчика заказанными письмами суд руководствуется п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование налогового органа соответствовали ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации и в силу п. 6 данной статьи считались полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма административному ответчику.

В связи с неуплатой транспортного налога административному ответчику в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации на момент направления требования была начислена соответствующая пеня.

Оценив, представленные административным истцом документы, суд приходит к выводу, что налоговым органом выполнены возложенные на него законом обязанности по исчислению транспортного налога, уведомлению административного ответчика об обязанности уплатить данные налоги, а также по направлению в адрес административного ответчика требований об уплате недоимки по налогам и пени.

В силу подп. 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных данным кодексом.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Как следует из определения мирового судьи судебного участка № 1 Пригородного судебного района Свердловской области от 15.04.2019 года, по заявлению МИФНС № 16 по Свердловской области был вынесен судебный приказ от 01.04.2019 года о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени, который отменен по заявлению административного ответчика, возражавшего против исполнения судебного приказа (л.д. 28).

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Как видно из требования об уплате налога и пени от 06.10.2015 года № 41917, срок уплаты установлен до 18.11.2015 года.

Поскольку датой истечения срока исполнения требования от 06.10.2015 года № 41917 является 18.11.2015 года, шестимесячный срок для обращения административного истца в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени исчисляется с указанной даты и истекал 18.05.2016 года.

Вместе с тем, к мировому судье судебного участка № 1 Пригородного судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только 26.03.2019 года (л.д. 27), то есть по истечении установленного законом срока.

Следовательно, требования о взыскании с Орлова С.В. задолженности по транспортному налогу и пени за его несвоевременную уплату заявлены с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок для принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу и пени за его несвоевременную уплату.

Обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа в установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок не свидетельствует о его соблюдении, поскольку заявление о вынесении судебного приказа было направлено в суд по истечении шестимесячного срока, установленного законом.

Анализ положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Административный истец просит восстановить срок пропущенный срок на обращение в суд, в качестве уважительной причины пропуска данного срока указано на технические проблемы программного обеспечения.

Суд, исследовав материалы дела и оценив доводы МИФНС России №16 по Свердловской области о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд, приходит к выводу, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации). У административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе административному истцу в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании.

Таким образом, несоблюдение МИФНС России №16 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175–180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к Орлову Сергею Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за несвоевременную уплату транспортного налога отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Лисовенко Н.Е.

Копия верна.

Судья Лисовенко Н.Е.

2а-649/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №16 по Свердловской области
Ответчики
Орлов Сергей Викторович
Суд
Пригородный районный суд Свердловской области
Судья
Лисовенко Наталья Евгеньевна
Дело на странице суда
prigorodny.svd.sudrf.ru
22.04.2020Регистрация административного искового заявления
22.04.2020Передача материалов судье
06.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2019Судебное заседание
23.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019Дело оформлено
05.02.2020Дело передано в архив
21.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее