Дело №2а-7424/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 г. г.Раменское
Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Ясевой А.Р.,
с участием представителя административных истцов Рашкиной Ю.К.,
представителя административного ответчика Овчаровой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Афонина В. Н., Дидух А. Н., Дидух А. Н., Гурьяновой В. Т., Егункова Р. А., Жукова В. В., Жуковой Н. М., Ивановой Л.И., Кроха Н. А., Кухаревой Л. А., Надточиевой Г. Я., Самойловой Л. П. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости и об обязании осуществить государственный кадастровый учет в части изменения вида разрешенного использования земельного участка,
у с т а н о в и л :
12 административных истцов: Афонин В.Н., Дидух А.Н., Дидух А.Н., Гурьянова В.Т., Егунков Р.А., Жуков В.В., Жукова Н.М., Иванова Л.И., Кроха Н.А., Кухарева Л.А., Надточиева Г.Я. и Самойлова Л.П. обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решений об отказе в учете изменений объекта недвижимости от <дата>г., принятых по их заявлениям; об обязании осуществления государственный кадастровый учет в части изменения вида разрешенного использования земельного участка.
В обоснование административного иска указано, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 24 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования участка - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Никоновское Раменского муниципального района Московской области, утверждёнными решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области <номер> <дата>г. земельный участок находится в зоне СХ-2 зоне, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства. В соответствии со ст.33 Правил, земельные участки, находящиеся в зоне СХ-2, могут иметь следующие основные виды разрешённого использования: 1)связь, 2) водные объекты;3) земельные участки (территории) общего пользования; 4)ведение садоводства; 5) ведение дачного хозяйства; 6) ведение огородничества. Административные истцы подали заявление о государственном кадастровом учёте в части изменения вида разрешённого использования земельного участка с вида «крестьянское (фермерское) хозяйство» на вид разрешённого использования- «ведение дачного хозяйства» через Многофункциональный центр г.Раменского муниципального района Московской области в Управление Росреестра по Московской области, которым было принято решение о приостановке государственного кадастрового учёта в части изменения вида разрешённою использования земельного участка на срок 3 месяца до <дата>г., в связи с отсутствием акта органа государственной власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования земельного участка, о чем истцы были проинформированы уведомлением от <дата>г. Затем, <дата>г. Управлением Росреестра по Московской области были приняты решения об отказе в государственном кадастровом учёте изменения вида разрешённого использования земельного участка: №<номер>- по заявлению Афонина В.Н.; №<номер>- по заявлению Гурьяновой В.Т.; №<номер>-по заявлению Дидуха А.Н.; №<номер>- по заявлению Дидуха А.Н.; №<номер>- по заявлению Егункова Р.А.; №<номер>- по заявлению Жукова В.В.; № <номер>- по заявлению Жуковой Н.М.; №<номер>- по заявлению Ивановой Л.И.; № <номер>- по заявлению Крохи Н.А.; №<номер>- по заявлению Кухаревой Л.А.; №<номер>- по заявлению Надточиевой Г.Я.; №<номер>-по заявлению Самойловой Л.П. Административные истцы полагают, что решение об отказе в изменении вида разрешенном использования земельного участка является незаконным и подлежит отмене, так как в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ (земли: с/х назначения; населенных пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда и земли запаса) используются к соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В судебное заседание административные истцы Афонин В.Н., Дидух А.Н., Дидух А.Н., Гурьянова В.Т., Егунков Р.А., Жуков В.В., Жукова Н.М., Иванова Л.И., Кроха Н.А., Кухарева Л.А., Надточиева Г.Я. и Самойлова Л.П. не явились, а их представитель Рашкина Ю.К. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного истца Овчарова Е.Г. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие актов органа государственной власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер>. Суду пояснила, что государственный реестр объектов недвижимости не содержит сведений о наличии установленной территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером <номер>, заявленный для кадастрового учета изменений сведений о виде разрешенного использования, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для соответствующей территориальной зоны. Соответствующие сведения не были представлены в органы кадастрового учета при информационном взаимодействии, в связи с чем невозможно было с достоверностью определить принадлежность данного земельного участка к какой-либо зоне, ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон. При кадастровом учете должно быть достоверно установлено фактическое нахождение участка в пределах границ территориальной зоны и внесенных в государственный реестр объектов недвижимости. В соответствии со ст.32 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, закрепленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении Правил землепользования и застройки, сведения об описания местоположения границ территориальных зон, а так же реквизиты акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта; виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны подлежат внесения в государственный реестр объектов недвижимости. В связи с чем, органом кадастрового учета были сделаны запросы в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган местного самоуправления. <дата> запросы были направлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган местного самоуправления, действия по регистрации были приостановлены до <дата>. <дата> ответы на запросы не поступили, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановления, было отказано в государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости.
Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ земли в РФ подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п.7 ст.1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст.30 Гр.К РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами ст.ст. 34- 35 Гр.К РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1 ст.37 Гр.К РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст.37 Гр.К РФ, п.2 ст.7 ЗК РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном ст.39 Гр.К РФ порядке (ч.6 ст.37 Гр.К РФ).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (ч.3,5 ст.37 Гр.К РФ).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч.5 ст.8 ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014г. №540.
При этом, согласно ч.11 ст.34 ФЗ от 23.06.2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2020г. орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (ч.12 ст. 34 Закона №171-ФЗ).
Кроме того, согласно ч.13 ст.34 Закона №171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка.
Следовательно, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
Как следует из выписки из ЕГРН от <дата>., административным истцам Афонину В.Н. (<...> доли), Дидух А. Н. (<...> доли), Дидух А. Н.(<...> доли+ <...> доли), Гурьяновой В.Т. (<...> доли), Егункову Р.А. (<...> доли+ <...> доли), Жукову В.В. (<...> доли), Жуковой Н.М. (<...> доли), Ивановой Л.И.(<...> доли), Кроха Н.А. (<...> доли + <...> доли), Кухаревой Л.А. (<...> доли), Надточиевой Г.Я. (<...> доли) и Самойловой Л.П. (<...> доли) на праве общей долевой собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер>, общей площадью 24 500 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Из описи документов, принятых для оказания государственных услуг МАУ «МФЦ Раменского муниципального района» <дата>., а также уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от <дата>., а также решения об отказе в учете изменений объектов недвижимости от <дата>. видно, что истцы обращались к административному ответчику с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешённого использования земельного участка: с вида «крестьянское (фермерское) хозяйство» на вид разрешённого использования- «ведение дачного хозяйства».
В соответствии со ст.33 Правил землепользования и застройки сельского поселения Никоновское Раменского муниципального района Московской области, утверждёнными решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области № 20/18-СД 27 декабря 2017г., земельные участки, находящиеся в зоне СХ-2- зоне, могут иметь следующие основные виды разрешённого использования: связь, водные объекты, земельные участки (территории) общего пользования, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, ведение огородничества. Земельные участки для ведения садоводства и дачного хозяйства должны иметь минимальный размер площади -600 кв.м., максимальный размер- для ведения садоводства- 2000 кв.м., для ведения дачного хозяйства- 3000 кв.м.
Земельный участок, находящихся в общей долевой собственности истцов имеет площадь 24 500 кв.м., что не соответствует максимальному размеру площади земельного участка для ведения садоводства (2000 кв.м.) и дачного хозяйства (3000 кв.м.). При разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в размере 24 500 кв.м. на каждого административного истца в зависимости от принадлежности ему долей (от <...> до <...>), каждому будет принадлежать от 1500 кв.м. до 3500 кв.м., что также частично не будет соответствовать максимальным размерам (2000 кв.м. и 3000 кв.м.).
В соответствии с ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иными нормативно-правовыми актами РФ, Управление и его территориальные отделы осуществляют государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в ЕГРН.
С 1 января 2017г. государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно ФЗ, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим ФЗ сведений, содержащихся в ЕГРН.
Как следует из материалов дела, <дата>. административные истцы обратились к ответчику с заявлениями №<номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер> о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>.
Как следует из представленных административным ответчиком документов, по результатам проведения в соответствии с Законом о регистрации, требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», а также Приказом Минэкономразвития от 16.12.2015г. №943 «Об установлении порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменений в едином государственном реестре недвижимости сведений границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», административным ответчиком было выявлено, что отсутствуют акты органа государственной власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер>.
При этом, Государственный реестр объектов недвижимости не содержит сведений о наличии установленной территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером <номер>, заявленный для кадастрового учета изменений сведений о виде разрешенного использования, а так же перечень видов разрешенного использования земельных участков для соответствующей территориальной зоны.
Соответствующие сведения не были представлены в органы кадастрового учета при информационном взаимодействии. В связи с этим, административному ответчику было невозможно с достоверностью определить принадлежность данного земельного участка к какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон. Между тем, при кадастровом учете должно быть достоверно установлено фактическое нахождение участка в пределах границ территориальной зоны и внесенных в государственный реестр объектов недвижимости.
В соответствии со ст.32 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, закрепленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении Правил землепользования и застройки, сведения об описания местоположения границ территориальных зон, а так же реквизиты акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта; виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны подлежат внесения в государственный реестр объектов недвижимости.
В связи с этим, административным ответчиком были сделаны запросы в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган местного самоуправления. <дата>. запросы были направлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган местного самоуправления, действия по регистрации были приостановлены до <дата>.
Однако, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановления, было отказано в государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, так как в предоставленный срок- на <дата>. ответы на запросы не поступили.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение административного ответчика об отказе в учете изменений объекта недвижимости от <дата>г. по заявлениям административных истцов является преждевременным, так как вынесено без получения ответа в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органа местного самоуправления, о наличии установленной территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером <номер>.
В связи с этим, суд считает необходимым возложить обязанность на административного ответчика по повторному рассмотрению заявлений Афонина В.Н., Дидух А.Н., Дидух А.Н., Гурьяновой В.Т., Егункова Р.А., Жукова В.В., Жуковой Н.М., Ивановой Л.И., Кроха Н.А., Кухаревой Л.А., Надточиевой Г.Я. и Самойловой Л.П. о государственном кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 24500 кв.м., с кадастровым номером <номер>.
Руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости от <дата>г. по заявлениям Афонина В.Н., Дидух А.Н., Дидух А.Н., Гурьяновой В.Т., Егункова Р.А., Жукова В.В., Жуковой Н.М., Ивановой Л.И., Кроха Н.А., Кухаревой Л.А., Надточиевой Г.Я. и Самойловой Л.П.
Обязать Управление Росреестра по Московской области повторно рассмотреть заявления Афонина В.Н., Дидух А.Н., Дидух А.Н., Гурьяновой В.Т., Егункова Р.А., Жукова В.В., Жуковой Н.М., Ивановой Л.И., Кроха Н.А., Кухаревой Л.А., Надточиевой Г.Я. и Самойловой Л.П. о государственном кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 24500 кв.м., с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, с вида разрешённого использования участка «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешённого использования «ведение дачного хозяйства».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение составлено 15.12.2018г.