Дело № 2-218/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Бреды 12 мая 2021 года
Брединский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Акулова И.Ю.,
при секретаре Алибаевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Куроедовой Н.Т. к администрации Брединского муниципального района Челябинской области, администрации Боровского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области о восстановлении срока для принятия наследства,
У С Т А Н О В И Л :
Куроедова Н.Т. обратилась в Брединский районный суд Челябинской области с иском о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти её матери – ФИО1 Е.В., в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ года умерла её мать – ФИО2, которая на момент смерти проживала одна по адресу: <адрес> после смерти матери осталось наследственное имущество в виде земельной доли сельскохозяйственного назначения в АО «Боровое» в размере 21,28 га, в том числе 142 га пашни в земельном участке с кадастровым номером №. На данную земельную долю ФИО3 Е.В. было выдано Свидетельство на право собственности на землю, серия №. После смерти ФИО4 Е.В. она является единственным наследником оставшегося после её смерти имущества, в установленный срок она не обратилась к нотариусу за оформлением наследственных прав по уважительной причине, поскольку не знала о существовании документов на земельную долю сельскохозяйственного назначения, не так давно перебирая старые бумаги она нашла Свидетельство на право собственности на землю и узнала что ФИО5 Е.В. действительно являлась собственником земельной доли, в связи с чем истица просила восстановить ей пропущенный срок для принятия наследства в виде земельной доли сельскохозяйственного назначения, оставшейся после смерти её матери – ФИО6 Е.В.
В судебном заседании истица Куроедова Н.Т. исковые требования поддержала, в дополнение указав, что ДД.ММ.ГГГГ года умерла её мать – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти матери, её старший брат – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения сообщил, что он оформит право собственности на земельную долю, в связи с чем судьбой земельной доли она не интересовалась. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО9 В.Т. умер, после его смерти она узнала, что в права наследования в отношении земельной доли он не вступал, однако оформить наследственные права в отношении земельной доли её матери она в тот период не могла по состоянию здоровья. Примерно в декабре ДД.ММ.ГГГГ года в администрации Боровского сельского поселения Брединского муниципального района ей сообщили, что Свидетельство на право собственности на землю на имя её матери - ФИО10 Е.В. находится в администрации сельского поселения, после чего она забрала указанное Свидетельство и обратилась в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства.
Ответчики - администрация Брединского муниципального района Челябинской области и администрация Боровского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд, заслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, полагает в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 528 ГК РСФСР (действующего на день открытия наследства) - временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.
Как следует из ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст. 547 ГК РСФСР - срок для принятия наследства, установленный статьей 546 настоящего Кодекса, может быть продлен судом, если он признает причины пропуска срока уважительными.
С 1 марта 2002 года введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.11.2001 №147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В силу ст. 6 данного Закона применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.
Из правовой позиции, изложенной в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Уважительной причиной пропуска срока может быть признана такая причина, которая создает физическую или юридическую невозможность совершения наследниками актов принятия наследства. Таких причин, послуживших основанием пропуска срока принятия наследства, истцом суду не приведено.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на праве собственности принадлежала земельная доля сельскохозяйственного назначения общей площадью 21,23 га в АО «Боровое» (л.д. 11-12).
Из ответа нотариуса нотариального округа Брединского муниципального района Челябинской области следует, что наследственное дело после смерти ФИО12, умершей ДД.ММ.ГГГГ года, не заводилось.
В обоснование уважительности причин восстановления срока для принятия наследства истицей указано, что в установленный законом срок она не обратилась к нотариусу, поскольку она не знала о существовании документов на земельную долю, ранее принадлежащую ФИО13 Е.В., при этом полагала, что земельную долю унаследовал её брат – ФИО14 В.Т., который высказывал намерение принять наследство после смерти ФИО15 Е.В.
Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что после смерти ФИО16 В.Т. в ДД.ММ.ГГГГ году она узнала о том, что последним право собственности на земельную долю не оформлено, в период с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года она не имела возможности обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства по причине заболевания.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска Куроедовой Н.Т. срока для принятия наследства, её доводы, положенные в обоснование уважительности причин пропуска срока, не могут быть признаны судом состоятельными в виду следующего.
В судебном заседании истица пояснила, что о смерти ФИО17 Е.В. она узнала своевременно, непосредственно после того, как последовала смерть указанного лица. Кроме того, из пояснений Куроедовой Н.Т. следует, что она знала о существовании наследственного имущества в виде земельной доли, оставшейся после смерти матери, при этом между истицей и её братом ФИО19 В.Т. состоялась устная договоренность о том, что земельная доля будет оформлена в порядке наследования ФИО20 В.Т.
Доводы истицы о том, что срок для принятия наследства пропущен ею по уважительной причине, поскольку истица не знала о существовании документов на земельную долю, а знала только о том, что у матери была земельная доля в с. Боровое, не являются уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства, установленного в данном случае ст. 546 ГК РСФСР, поскольку истица не была лишена возможности получения сведений о наличии земельной доли в регистрирующих органах.
Доказательств совершения истицей действий, по принятию наследства, в суд не представлено.
В судебном заседании истицей не представлено надлежащих и достаточных доказательств уважительности причин пропуска ею срока для принятия наследства после смерти матери, а также свидетельствующих об объективных, не зависящих от нее обстоятельствах, препятствующих реализации наследственных прав в установленный законом срок.
Доводы истицы о том, что Свидетельство на право собственности на землю на имя ФИО21 Е.В. было получено ею в период ДД.ММ.ГГГГ года в администрации Боровского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области, а также доводы о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года она не могла обратиться в суд по причине заболевания, какими-либо доказательствами не подтверждены.
Отсутствие у истицы документов на наследственное имущество, в данном случае не является юридически значимым обстоятельством для решения вопроса о восстановлении срока для принятия наследства, поскольку как следует из пояснений самой истицы, о наличии наследственного имущества она была осведомлена на день открытия наследства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд учитывает также, что с момента открытия наследства, о котором истица была осведомлена, прошло более 20 лет, при этом уважительности причин пропуска срока для принятия наследства в данном случае не имеется, доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, а также разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует вывод о том, что указанный шестимесячный срок является пресекательным, восстановлению не подлежит, а его нарушение влечет отказ в удовлетворении иска о восстановлении срока для принятия наследства.
Оснований для удовлетворения заявленных исковых требований суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Куроедовой Нины Терентьевны о восстановлении срока для принятия наследства в виде земельной доли сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности в земельном участке с кадастровым номером №, открывшегося после смерти ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ года в пос. Новогеоргиевка Брединского района Челябинской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи жалобы в Брединский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья И.Ю. Акулов
Мотивированное решение
изготовлено 17.05.2021 года