Дело № 2а-1087/2020
74RS0029-01-2020-001679-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года судья Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Васильева Т.Г., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области к Шепелевой Татьяне Михайловне о взыскании пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области (МИФНС России № 17 по Челябинской области) обратилась в суд с иском к Шепелевой Т.М. о взыскании задолженности по пени на транспортный налог в размере 822,50 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что Шепелева Т.М. являясь плательщиком транспортного налога, обязанности по уплате налога за 2014 и 2015 год исполнила несвоевременно. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, административному ответчику начислены пени в размере 12,33 рублей, начисленные на недоимку в размере 8647 за 2014 год за период с 01.12.2015 года по 15.12.2015 года, и пени в сумме 810,17 рублей, начисленные на недоимку в размере 4325 за 2015 год за период с 06.02.2016 года по 23.12.2018 года. В адрес налогоплательщика были направлены требования в соответствии со ст.69 НК РФ, которые не были исполнены административным ответчиком.
Дело рассмотрено в порядке ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ в упрощенном (письменном) производстве по ходатайству административного истца при отсутствии возражений административного ответчика.
Исследовав представленные суду документы, судья пришел к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Судом установлено, что Шепелева Т.М. являлась в 2014 и 2015 году собственником транспортного средства: Тойота Ландкрузер, государственный регистрационный знак Р 475 РА 174.
Указанное обстоятельство установлено по сведениям автоматизированной информационно-поисковой системы МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, предоставленным ИФНС № 17 по Челябинской области за 2014,2015 год.
В установленные Законом Челябинской области "О транспортном налоге" сроки, обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком Шепелевой Т.М. не исполнена.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Так, согласно сведениям, представленным налоговым органом, Шепелева Т.М. уплатила транспортный налог за 2015 год в размере 4325,0 рублей 24.12.2018 года. Транспортный налог за 2014 год в сумме 8650 рублей был уплачен 16.12.2015 года.
Вместе с тем, требование МИФНС России № 17 по Челябинской области № 22267 об уплате пени, начисленной на транспортный налог за 2014 год в сумме 118,19 рублей за период с 01.12.2015 года по 15.12.2015 года, было сформировано на 15.10.2018 года со сроком исполнения до 16 ноября 2018 года.
Требование № 35951 об уплате пени, начисленной на транспортный налог за 2015 год в сумме 810,17 рублей за период с 02.12.2016 года по 23.12.2018 года, было сформировано на 28.06.2019 года со сроком исполнения до 30 июля 2019 года.
Федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ установил только сроки направления требования налогоплательщику, иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.
Между тем, из разъяснений, данных Конституционным Судом РФ в определении от 22 апреля 2014 года N 822-О, следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Также из правовой позиции, высказанной в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П Конституционным Судом РФ, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О Конституционный Суд РФ указал, что ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлении требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса РФ, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового Кодекса РФ.
Согласно статье 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты его направления.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд в данном случае подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления и получения требования и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, в данном случае с учетом положений статьи 6.1 Налогового кодекса РФ предельный срок обращения в суд по взысканию пени по транспортному налогу за 2015 год истекал 08 октября 2019 года (24 декабря 2018 года + 3 месяца (срок для направления требованиям) + 6 рабочих дней + 8 рабочих дней + 6 месяцев), по взысканию пени по транспортному налогу за 2014 год истекал 30 июня 2017 года ( 16 декабря 2015 года + 1 год( сумма менее 500 рублей) +6 дней + 8 дней + 6 месяцев).
Судебный приказ о взыскании с ответчика пени в сумме 822,50 рубля по т вынесен мировым судьей только 21 февраля 2020 года, то есть за пределами установленного законом срока.
Учитывая, что принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, требования налогового органа о взыскании пени удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.293, ст.175-180 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
В иске Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области к Шепелевой Татьяне Михайловне о взыскании пени в размере 12,33 рублей, начисленные на недоимку в размере 8647 за 2014 год за период с 01.12.2015 года по 15.12.2015 года, и пени в сумме 810,17 рублей, начисленные на недоимку в размере 4325 за 2015 год за период с 06.02.2016 года по 23.12.2018 года, всего 822,50 рубля, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска в течение 15 дней со дня получения копии решения.
Судья: