Дело № 2а-5458/2021
64RS0045-01-2021-012628-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 г. город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Пугачева Д.В.,
при секретаре Абакарове И.М.,
с участием представителя административного истца Игнатьева С.Ю.,
административного ответчика Маринина М.О.,
помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» к Маринину М.О. об установлении административного надзора,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» (далее по тексту – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Маринину М.О., 9октября 1979 года рождения, об установлении административного надзора.
В обоснование административного искового заявления административный истец указывает на то, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области содержится Маринин М.О., осужденный приговором суда за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ), в период нахождения под административным надзором.
По изложенным основаниям, руководствуясь ч. 1 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ), ч.2ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный истец просит установить в отношении Маринина М.О. административный надзор после освобождения последнего от отбывания наказания на срок погашения судимости – 3 года, с установлением следующих административных ограничений: запретом покидать места жительства в период с 22час. 00 мин. до 6 час. 00 мин. следующих суток по местному времени, возложением обязанности являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства четыре раза в месяц, запретом посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив, а также запретом выезда за пределы территории Татищевского района Саратовской области без разрешения специализированных органов.
Представитель административного истца Игнатьев С.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить административное исковое заявление.
Административный ответчик Маринин М.О., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференцсвязи не возражал против удовлетворения заявленных требований, также просил разрешить ему передвижение на территории Саратовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В. просила удовлетворить административные исковые требования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Сидоровой Н.В., суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.14,62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.ст. 2 и 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (ч. 1 ст. 4), согласуется с нормой ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22марта 2012 г. № 597-О-О, от 24 сентября 2012 г. № 1739-О, от 22 ноября 2012г. N 2064-О, от 22 апреля 2014 г. № 885-О, от 23 апреля 2015 г. № 898-О, от 22декабря 2015 г. № 2876-О и от 29 марта 2016 г. № 545-О).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Татищевского районного суда Саратовской области от 21 мая 2020 г. в отношении Маринина М.О. установлен административный надзор сроком на три года со дня вступления указанного решения в законную силу и установлены административные ограничения.
25 августа 2021 г. приговором Татищевского районного суда Саратовской области Маринин М.О. осужден по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ, преступление, предусмотренное ч.2ст.314.1 УК РФ, отнесено к категории преступлений небольшой тяжести.
В силу п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести – по истечении трех лет после отбытия наказания.
Как следует из заявления Маринина М.О. от 26 октября 2021 г. с резолюцией начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области КулибабинаА.В. Маринин М.О. оставлен в учреждении для дальнейшего отбывания наказания в связи с тем, что срок назначенного ему лишения свободы не превышает четырех месяцев.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области № Маринин М.О. взят под стражу в зале суда (25 августа 2021 г.), прибыл в учреждение 26 августа 2021 г., приговор вступил в законную силу 7сентября 2021 г.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь названными выше положениями Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении Маринина М.О. административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за совершение преступления, предусмотренного ч.2ст.314.1 УК РФ, то есть на три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия Марининым М.О. наказания. Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки административного ответчика на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным (ч.2ст.4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений
(ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ).
Часть 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из материалов административного дела усматривается, что Маринин М.О. в период совершения административного надзора неоднократно нарушал установленные ему административные ограничения, привлекался к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3 ст. 19.24, ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Приговором Татищевского районного суда Саратовской области от 25августа 2021 г. также установлено, что согласно заключению комиссии экспертов Государственного учреждения здравоохранения «Областная клиническая психиатрическая больница Святой Софии» от 9 апреля 2021 г. № 517 МарининО.М. обнаруживает психическое расстройство в виде алкоголизма (психическое и поведенческое и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя с синдромом зависимости по МКБ-10).
Из административного искового заявления и характеристики начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области в отношении МарининаМ.О. усматривается, что последний характеризуется посредственно, правила внутреннего распорядка соблюдает, поощрений и взысканий не имеет, в конфликтные ситуации с сокамерниками не вступает. Внешний вид старается поддерживать опрятным. Нормы санитарии и личной гигиены соблюдает. Дежурство по камере осуществляет. С сотрудниками администрации корректен. Социально-полезные связи поддерживает в установленном законом порядке.
Согласно заявлению на имя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области, Маринина М.О. просил при его освобождении оформить проездные документы по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Маринин М.О. подтвердил, что намерен постоянно проживать на территории <адрес>, ранее периодически злоупотреблял алкогольными напитками, а также допускал нарушения административного надзора, установленного на основании решения Татищевского районного суда Саратовской области от 21 мая 2020 г.
В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Учитывая фактические обстоятельства дела, личность административного ответчика, который совершил преступление в период нахождения под административным надзором, за которое был осужден к реальному лишению свободы, сведения, характеризующие поведение административного ответчика, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний, суд в целях предупреждения совершения преступлений и правонарушений считает необходимым установить в отношении Маринина О.М. следующие административные ограничения: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время суток (промежуток времени с 22.00 ч. до 06.00 ч. по местному времени); обязать являться для регистрации в органы внутренних дел по избранному месту жительства четыре раза в месяц по установленному графику; запретить посещение баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции; запретить выезд за пределы Татищевского муниципального района Саратовской области без разрешения специализированных органов.
Установление определенных обязанностей на период административного надзора предусмотрено положениями ст. 4 Федерального закона «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и те обязанности, что просит установить административный истец в отношении Маринина М.О., за рамки положений данного закона не выходят.
Доводы Маринина М.О. о необходимости ограничить территорию его передвижения границами Саратовской области суд находит преждевременными и не влияющими на объем ограничений, подлежащих установлению в отношении административного ответчика.
Вопреки позиции Маринина М.О., последний до осуждения трудовую деятельность не осуществлял. Сведения о проведении им строительных работ на территории в том числе г. Саратова отсутствуют. Доказательств, подтверждающих его возможное трудоустройство с последующим выездом в г. Саратов для осуществления трудовой деятельности, в том числе гарантийного письма потенциального работодателя, в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что согласно положениям ст. 270 КАС РФ, ч.3ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Таким образом, Маринин М.О. вправе после освобождения из мест лишения свободы и изменения объективных обстоятельств, в том числе связанных с его трудоустройством, обратиться с соответствующим заявлением об изменении границ территории, на которой он может пребывать в период административного надзора, либо осуществлять передвижение по территории Саратовской области в случае получения разрешения специализированных органов.
Принимая решение об установлении административных ограничений, суд исходит из того, что они не нарушают права и законные интересы Маринина М.О., поскольку устанавливают лишь контроль за его поведением в период нахождения под административным надзором по месту его жительства (пребывания), способствуют предупреждению совершения Марининым М.О. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит административные исковые требования ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области об установлении в отношении Маринина М.О. административного надзора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 272, 273, 298КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 22.00 ░. ░░ 06.00 ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░);
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░