Решение от 12.03.2021 по делу № 2а-578/2021 от 20.01.2021

                                                                                                          91RS0-65

                           Дело а-578/2021

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

12 марта 2021 года                                            гор. Евпатория

         Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

         Председательствующего, судьи - Маркиной Т.И.

         При секретаре                                - Свеженец Ю.В.,

с участием представителя административного истца по доверенности Фоломеевой А.Н.,

представителя заинтересованного лица помощника прокурора Журавлева А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Евпатории Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению администрации города Евпатории Республики Крым к Отделению судебных приставов по г. Евпатории Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, заинтересованные лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Прокуратура города Евпатории Республики Крым, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Евпатории Республики Крым обратилась в суд с административным иском к Отделению судебных приставов по г. Евпатории Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Крым об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что решением Евпаторийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску заместителя прокурора г. Евпатории в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Евпатории Республики Крым на Администрацию города Евпатории возложена обязанность рассмотреть вопрос об устранении нарушений путем организации разработки и принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального лесного контроля, муниципального контроля над сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, а также утверждающий перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять указанные виды муниципального контроля на территории муниципального образования городской округ Евпатория. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Евпатории Управления ФССП по Республике Крым ФИО5 в отношении Администрации города Евпатории возбуждено исполнительное производство -ИП. Указывают, что администрация <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме исполнила требования исполнительного производства, а именно, суд обязал администрацию организовать разработку и принятие нормативных правовых актов, администрация приняла все необходимые меры для организации их принятия. С момента вынесения решения суда и до его исполнения администрацией <адрес> предпринимался ряд мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение главы администрации -р «О назначении ответственных за исполнение требований исполнительных документов». ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Евпатории Республики Крым принято постановление -п от 17.02.2020 года «Об утверждении плана нормотворческой деятельности на первое полугодие 2020», в котором были предусмотрены мероприятия по разработке. Ссылается на то, что непринятие НПА в 2019 году было обусловлено необходимостью определения и наделения структурных подразделений, за которыми закреплено осуществление соответствующего муниципального контроля, необходимыми штатными единицами и финансированием из местного бюджета. Соответствующие проекты НПА после разработки проходили длительную процедуру согласования, в том числе и с прокуратурой города Евпатории, так как имелись замечания к проектам постановлений. ДД.ММ.ГГГГ старшим судебным приставом ФИО6 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.     Полагают, что исходя из смысла положений п. 1 ст. 401 ГК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника, об освобождении его от взыскания исполнительского сбора. Указывают, что администрацией города Евпатории приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Для принятия нормативно-правовых актов, указанных в исполнительном документе, необходимо определение и наделение структурных подразделений, за которыми будет закреплено осуществление соответствующего муниципального контроля, необходимыми штатными единицами и финансированием из местного бюджета. Администрацией города Евпатории приняты следующие меры по организации и разработке требуемых НПА: Проекты административных регламентов контроля в сфере сохранности автомобильных дорог местного значения и контроля в сфере благоустройства разработаны и направлены на экспертизу в Прокуратуру г. Евпатории ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению Прокурора от ДД.ММ.ГГГГ на проект НПА внесены замечания, после устранения которых правовые акты будут приняты. Решением Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ по проекту, разработанному администрацией города Евпатории, с ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура и предельная штатная численность администрации города Евпатории Республики Крым в количестве 255 штатных единицы (190 штатные единицы - собственные полномочия администрации, 65 штатные единицы - переданные полномочия), согласно приложениям. Управлению муниципального контроля администрации города Евпатории добавлено 2 штатные единицы, после чего административные регламенты стали содержать указание на орган, осуществляющий муниципальную функцию. Просят освободить администрацию города Евпатории Республики Крым от исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного в рамках исполнительного производства -ИП постановлением старшего судебного пристава ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

    Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению администрации города Евпатории Республики Крым к Отделению судебных приставов по г. Евпатории Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Крым об освобождении от взыскания исполнительского сбора к участию в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, прокуратура города Евпатории Республики Крым.

    В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала и просила удовлетворить, дала пояснения, аналогичные, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что в 2019 году администрация не могла исполнить решение суда, поскольку необходимо было выделить дополнительные штатные единицы, что повлекло бы к увеличению штатной численности, а это сопряжено с увеличением финансирования при существующем нормативе содержания органов местного самоуправления, который согласовывается с Советом министров, Министерством финансов Республики Крым. Поскольку дотационность бюджета составляет 63 % не было возможности в течение 2019 г. изыскать свободные штатные единицы, чтобы их наделить полномочиями. ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю были предоставлены все документы по исполнению решения суда, функциональные подразделения были наделены полномочиями, в Положения были внесены изменения, дальше были изысканы штатные единицы, но было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., которое администрация просит отменить.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и принятии решения на усмотрение суда.

    Представитель заинтересованного лица прокуратуры города Евпатории считал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

    Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом – посредством электронной почты (л.д. 158-159), причины неявки суду не сообщены.

    Выслушав представителя административного истца, помощника прокурора города Евпатории, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Судом установлено, что решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление по иску заместителя прокурора города Евпатории в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия администрации г. Евпатории незаконными, обязании совершить определенные действия удовлетворено частично.

Признано незаконным бездействие администрации г. Евпатории Республики Крым в части не предпринятых мер к разработке и принятию административных регламентов осуществления муниципального лесного контроля; муниципального контроля над сохранностью автомобильных дорог местного значения; муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; муниципального контроля над использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Возложена обязанность на Администрацию муниципального образования городской округ Евпатория рассмотреть вопрос об устранении нарушения путем организации разработки и принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального лесного контроля, муниципального контроля над сохранностью автомобильных дорог местного значения; муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, а также утверждающий перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять указанные виды муниципального контроля на территории муниципального образования городской округ Евпатории. В остальной части исковых требований отказано.

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Евпаторийским городским судом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ был выдан исполнительный лист по вышеуказанному административному делу.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника администрации города Евпатории Республики Крым с предметом исполнения – рассмотреть Администрации муниципального образования городской округ Евпатория вопрос об устранении нарушения путем организации разработки и принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующие порядок осуществления муниципального лесного контроля, муниципального контроля над сохранностью автомобильных дорог местного значения; муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, а также утверждающий перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять указанные виды муниципального контроля на территории муниципального образования городской округ Евпатории и установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 33).

Между тем, в установленный срок решение суда не исполнено.

Постановлением начальника отделения-старшим судебным приставом ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ взыскан с администрации <адрес> Республики Крым исполнительский сбор в размере 50 000 руб. и должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Постановлением начальника отдела-старшим судебным приставом ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП окончено, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по исполнительному производству составляет 50 000 руб., в т.ч. остаток неосновного долга 50 000 руб. (л.д. ).

Постановлением начальника отдела-старшим судебным приставом ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. ).

В материалах исполнительного производства имеется копия распоряжения администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственного лица за исполнение требования исполнительного документа – исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

При этом, в материалах исполнительного производства имеются неоднократные требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации о ходе исполнительного производства (л.д. ).

Фактически требования исполнительного документа были исполнены в 2020 году, а именно, в материалах исполнительного производства имеются постановления администрации <адрес>: -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (л.д. ), -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (л.д), -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных в границах муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (л.д), -п от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении полномочиями по осуществлению муниципального лесного контроля, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, муниципального контроля в сфере сохранности автомобильных дорог, муниципального контроля в сфере благоустройства, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных в границах муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (л.д. ), -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента осуществления функции муниципального контроля в сфере сохранности автомобильных дорог в границах муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (л.д. ), -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента осуществления функции муниципального контроля в сфере благоустройства в границах муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (л.д. ).

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).

Должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года N 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

Административный истец ссылается на отсутствие реальной возможности исполнения решения суда, поскольку необходимо было определить и наделить структурные подразделения необходимыми штатными единицами и финансированием из местного бюджета, который является дотационным на 63 процента.

Суд не может принять указанные доводы как основание для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

Суд исходит из того, что решение было принято ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, а фактически исполнено решение суда в марте 2020 года.

К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки относятся как указано в Законе об исполнительном производстве, обстоятельства «непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства». К числу уважительных причин можно отнести предоставление должнику отсрочки (рассрочки) исполнения требований исполнительного документа в течение срока для добровольного исполнения, болезнь должника-гражданина и др.

Доводы административного истца об отсутствии в бюджете денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной решением суда обязанности.

Закон «Об исполнительном производстве» устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается и решение о его взыскании не может быть принято судебным приставом-исполнителем.

С учетом изложенного, суд не усматривает объективных причин для освобождения администрации города Евпатории от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░:                                        ░.░. ░░░░░░░

2а-578/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Евпатории
Ответчики
Отдел судебных приставов по г.Евпатория Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым
Другие
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым
Прокуратура города Евпатории Республики Крым
Суд
Евпаторийский городской суд Республики Крым
Судья
Маркина Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
evpatoriya.krm.sudrf.ru
20.01.2021Регистрация административного искового заявления
20.01.2021Передача материалов судье
22.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее